Найти в Дзене
Москва, любовь моя

Наталья Борисовна Долгорукая о своей счастливой и трагической судьбе, которую она выбрала сама

Если человек рождён в богатстве, любви и роскоши, это вовсе не означает, что так будет всегда. В любой момент жизнь может измениться, да так, что не приснится и в самом страшном сне. Такие невесёлые мысли приходят в голову, когда держишь в руках эту маленькую книжку:

Жизнь и судьба Натальи Борисовны Долгорукой были известна в России, наверное, каждому. Её мемуарами зачитывались, её подвиг любви воспевали поэты. Она была дочерью-любимицей знаменитого отца: Бориса Петровича Шереметева.

-2

В 1712, когда Шереметеву было уже за 60, он вторично женился на Анне Петровне Нарышкиной. Она была вдовой Льва Кирилловича, любимого брата царицы Натальи Кирилловны.

Их сосватал Пётр I. Благодаря этой женитьбе, Шереметев, человек и без того очень богатый, рачительный и прижимистый хозяин, стал одним из богатейших людей своего времени. Этот брак был счастливым. И в нём родилось пятеро детей. Старшим был Пётр Борисович, родившийся в 1713.

В 1714 родилась Наталья Борисовна – в Лубнах, под Полтавой. Детство и юность её прошли в Москве – в Шереметевском подворье на Никольской и в усадьбе Кусково.

Девочка росла с родителями, братьями и сестрами. Её любили и баловали, ей предстояла жизнь в изобилии и удачное замужество. Никто и представить себе не мог, какая судьба выпадет на долю этой девочки, наследницы несметных богатств.

Шереметев умер зимой 1719. 

Анна Петровна скончалась летом 1728.

Наташе было 14. Заботы о дальнейшей судьбе младших детей легли на плечи старшего брата, 15-летнего Петра Борисовича Шереметева, который, конечно, любил сестру, но больше был занят дворцовыми делами.

Подобно отцу, Пётр Борисович был баловнем судьбы. Едва родился, сам Пётр I записал его в лейб-гвардии Преображенский полк. Затем он был назначен в свиту к великому князю Петру Алексеевичу, сыну царевича Алексея (будущему императору Петру II). Они были ровесниками и стали закадычными друзьями.

Но вот в 1723 в Россию приехал 15-летний Иван Долгорукий, живший у деда, российского посла в Польше Г.Ф. Долгорукого. Иван тоже был назначен в свиту к великому князю Петру Алексеевичу. Найдя путь к его сердцу, стал оттеснять от него всех.

В 1727 Пётр II венчается на царство. Двор переезжает из Петербурга в Москву, как казалось тогда, навсегда. Юный император благоволил к Петру Шереметеву, но из-за взаимной неприязни с Иваном Долгоруковым, ставшим лучшим другом Петра II и неизменным его спутником всех его забав и развлечений, Шереметев всё больше отдаляется от императорского двора.

Семья Долгоруких стала одной из самых влиятельных при дворе. Клан был очень многочисленный. Они заняли все главные государственные посты и заседали в Верховном тайном совете. Меншиков был ими свергнут и отправлен в ссылку Берёзов. Но этого им было мало.

В ноябре 1729 состоялась помолвка Петра II и старшей дочери Долгоруких, Екатерины Алексеевны. Иван задумал сыграть собственную свадьбу в один день с Петром II. А в невесты выбрал Наталью Шереметеву. У которой претендентов в мужья было предостаточно, тем более с её-то приданым. Но её выбор пал на Ивана Долгорукова.

Свою любовь она пронесла через всю жизнь. В своих воспоминаниях описывала мужа, как прекрасного человека:

...благодарю Бога моево, что Он мне дал знать такова человека, который тово стоил, чтоб мне за любовь жизнию своею заплатить, целый век странствовать и всякие беды сносить.

Современники же описывают князя Ивана Алексеевича Долгорукого иначе - повеса, развратник, властолюбец, пользующийся своей безнаказанностью и вседозволенностью. И просто бесчестный человек, решившийся ради власти на подлог и лжесвидетельства:

Князь Иван Алексеевич Долгоруков был молод, любил распутную жизнь и всеми страстьми, к каковым подвержены молодые люди, не имеющие причины обуздывть их, был обладаем. Пьянство, любодеяние и насилие место прежде бывшего порядку заступили.
Из воспоминаний князя Щербатова


По Москве ходили многочисленные слухи о любовных похождениях фаворита, не считавшегося с принятыми в обществе приличиями.

Каждый волен видеть то, что желает видеть, ну а абсолютной правды, абсолютной истины, – их, как известно, не существует. Как, наверное, и абсолютной истории.

На свете только одна абсолютная правда – свет истинной любви. Вот и жизнь Ивана Алексеевича Долгорукого, яркого представителя тогдашней «золотой молодёжи», предстаёт перед нами, озарённая этим светом: светом любви прекрасной девушки.

Пётр Шереметев был недоволен таким намечающимся родством, но отговаривать сестру не стал. Только предупредил, сколь опасно быть женой фаворита. Помолвка состоялась 24 декабря 1729. Двойную свадьбу назначили на 19 января 1730. Но накануне свадьбы юный государь внезапно скончался от оспы.

На престол была приглашена Анна Иоанновна, племянница Петра I, дочь его брата Ивана. Это означало закат звезды Долгоруких и их опалу. Пётр Шереметев требовал от сестры отказать жениху и разорвать помолвку, тем более сам Иван Алексеевич вернул ей слово, понимая, что тащит её за собой в пропасть. Да не тут-то было:

...такому бессовестному совету согласиться не могла, а так положила своё намерение, когда сердце одному отдав, жить или умереть вместе, а другому уже нет участия в моей любви. … я доказала всему свету, что в любви я верна…
-3

Скромное венчание состоялось 6 апреля 1730. А уже 9 апреля всё семейство Алексея Григорьевича выслали из Москвы – сначала в их пензенское имение, а затем, после доноса и нового следствия – в Берёзов (ныне это посёлок близ Сургута, в Ханты-Мансийском округе). Наталья Борисовна пошла без оглядки за своим любимым мужем, и было ей тогда всего 17 лет. В своих воспоминаниях, написанных годы спустя, она поведала о своей жизни до прибытия Долгоруковых в Берёзов и описала страшную дорогу в край вечной мерзлоты.

По иронии судьбы, это оказался тот самый Берёзов, куда два года назад была сослана вся семья А.Д. Меншикова:

В.И. Суриков. Меншиков в Берёзове. 1883, ГТГ.
В.И. Суриков. Меншиков в Берёзове. 1883, ГТГ.

Его жена, Дарья Михайловна, скончалась по дороге в ссылку. Через год, уже  в Берёзове, умерла от оспы его старшая дочь Мария, бывшая «царёва невеста». А ещё через полгода скончался и он сам. Оспой заразилась тогда вся семья, Александр Данилович выхаживал своих детей, как мог. Но спас только младших, дочь Александру и сына Александра. Через несколько месяцев младшие Меншиковы вернулись в столицу, подарив Долгоруким свою избу, собственноручно сложенную Светлейшим.

Потянулись долгие беспросветные годы ссылки. В семье Долгоруких рождались сыновья, но выжили из них только двое.

Вскоре новое следствие привело к тому, что Иван Долгорукий и двое его братьев были вывезены в Тобольск. Показания, данные под пыткой, были столь серьёзны, что дело закончилось новыми казнями, Анна Иоанновна была жестока на расправу.

25 ноября 1741 взошла на престол Елизавета Петровна. Она повелела вернуть всех опальных Долгоруких и восстановить их в правах. 

Наталья Борисовна с двумя сыновьями прибыла в Москву и только тогда узнала, что любимый супруг был казнён ещё в 1739. Она получила свободу, прежние милости, её надеялись видеть при дворе. За ней даже ухаживал наследник престола, будущий император Пётр III. Она подружилась с его супругой, Екатериной Алексеевной, будущей Екатериной II, которая была восхищена таким примером преданности и верности. Но она тихо жила затворницей и занималась воспитанием сыновей.

А вот родственники были настроены враждебно. Брат Пётр Борисович в части родительского наследства сестре отказал, лишь отписал ей пятьсот крепостных душ. Но и это было немало.

После того, как старший сын княгини, Михаил, обзавёлся семьёй, Наталья Борисовна вместе с младшим, Дмитрием, в 1758 уехала в Киев, в Киево-Флоринский монастырь, стала монахиней. Там, в своей келье, 12 января 1767 княгиня начала писать свои воспоминания.

В читальном зале Ленинской библиотеки держу в руках эту маленькую книжечку.

Княгиня написала воспоминания для семьи своего старшего сына. Форматом книжечка примерно как четверть листа А4. От этого кажется ещё более трогательной. Издание 1912 года. Оно считается эталонным, потому что рукопись княгини была утрачена.

Впервые «Записки…» княгини Долгорукой были опубликованы в 1867 её внуком И.М. Долгоруким. Иван Михайлович был назван в память своего погибшего деда, Ивана Алексеевича Долгорукого.

Вплоть до 1913 «Записки…» часто переиздавались.

Вот ещё одно издание: Санкт-Петербург, 1992. Оно, наверное, самое красивое. Формат такой же небольшой, но посмотрите, какие чудесные иллюстрации, какое оформление!

Сегодня «Записки…» княгини Долгорукой признаны одним из самых значительных произведений русской литературы 18 века. А саму Наталью Борисовну можно без преувеличения назвать первой русской писательницей. По красоте и образности повествования её записки можно сравнить с "Житием" протопопа Аввакума, а по страстности и искренности изложения они даже превосходят его.

Своей искренностью, своими чувствами они доносят до нас живое дыхание самой жизни. И на самом деле, это не мемуары даже, а самая настоящая исповедь. Исповедь человека, подошедшего к границе земного бытия и принявшего монашеский обет и все связанные с ним нравственные обязательства. Прекрасная и искренняя книга о любви, страданиях и мужестве, о блистательном непостоянстве судьбы, которую, впрочем, княгиня выбрала сама.