Найти тему

Политика, фольклор и смерть в картине «Сорока на виселице» Питера Брейгеля

Оглавление

«Сорока на виселице» — картина нидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего. Это не самое известное его произведение было создано в 1568 году — за год до смерти живописца. На первый взгляд полотно кажется ярким пейзажем, но если присмотреться получше, можно заметить интересные детали, отсылки к фольклору и философские размышления.

Питер Брейгель Старший. «Сорока на виселице». 1568
Питер Брейгель Старший. «Сорока на виселице». 1568

Пейзаж и его значение

Мы видим яркий пейзаж: деревья, домики в отдалении, долину реки и горы на горизонте. Мы смотрим как бы сверху: такая точка зрения типична для картин Брейгеля. Этот ракурс позволяет нам смотреть на происходящее отстраненно, а не быть непосредственно внутри сюжета.

Питер Брейгель Старший. «Сорока на виселице». 1568 — фрагмент
Питер Брейгель Старший. «Сорока на виселице». 1568 — фрагмент

На фоне пейзажа происходит действо: справа мы видим пляшущих крестьян, а по центру — «главный герой» произведения — огромная виселица. Радость танцующих контрастирует со столь мрачным сооружением. Пейзаж же здесь воплощает всё мироздание, в котором разворачивается драма человеческой жизни, и действо приобретает вселенское звучание.

Питер Брейгель Старший. «Сорока на виселице». 1568 — фрагмент
Питер Брейгель Старший. «Сорока на виселице». 1568 — фрагмент

Зачем тут виселица? Смыслы и символы

Центральную часть картины занимает деревянная виселица, на которой сидит сорока. Контраст этому мрачному сооружению с могильным крестом неподалеку составляют пляшущие крестьяне. В этом противоречивом образе искусствоведы, историки и философы находят несколько смыслов:

  • Поучительный: самая простая трактовка звучит примерно так — художник говорит нам о том, что люди не думают о быстротечности жизни и скорой кончине, они проводят жизнь праздно, не помня о том, что конец ждет всех.
Питер Брейгель Старший. «Сорока на виселице». 1568 — фрагмент
Питер Брейгель Старший. «Сорока на виселице». 1568 — фрагмент
  • Отсылка к историческому контексту: картина написана в непростые времена, когда Испанская кампания в Нидерландах массово преследовала еретиков и неугодных. В таком случае, виселица становится символом борьбы с инакомыслием, а сорока – доносов и слухов, которые приводили к смертным приговорам. Об этом же говорит распространенное в Нидерландах выражение: «Сплетничать, как сорока».
Питер Брейгель Старший. «Сорока на виселице». 1568 — фрагмент
Питер Брейгель Старший. «Сорока на виселице». 1568 — фрагмент
  • Отсылка к фольклору: образ пляшущих под виселицей крестьян, вероятно, отсылает к фламандской пословице «Дороги к виселице идут через весёлые лужайки».
  • Невозможная виселица: виселица на картине выглядит странно, непропорционально и даже комично. Она не вписывается в законы перспективы. Её конструкция напоминает «невозможную фигуру», что трактуют как указание на неотвратимость наказания. Усиливает этот эффект проступающий из земли череп умершего животного.
Питер Брейгель Старший. «Сорока на виселице». 1568 — фрагмент
Питер Брейгель Старший. «Сорока на виселице». 1568 — фрагмент
  • Невозможная виселица 2.0. Но есть и другая трактовка странной формы виселицы: если эта виселица физически невозможна, то есть она не может существовать, тогда Брейгель мог говорить о том, что и смерти нет, её не существует. И тогда контраст с радостью людей исчезает: они празднуют победу над смертью.
  • Ещё про политику и фольклор. Есть интересная деталь, которую многие на картине не замечают: испражняющийся мужчина в левом нижнем углу полотна. Этот образ может намекать на пренебрежение властью и репрессиями, отсылая к фламандской пословице «Срать на виселицу», то есть плевать на власть, её законы и угрозу казни.
Питер Брейгель Старший. «Сорока на виселице». 1568 — фрагмент
Питер Брейгель Старший. «Сорока на виселице». 1568 — фрагмент
  • Отсылка к басне: возможно, журавль, летящий в небе, изображен не только для красоты. Он может отсылать к басне Эзопа о двух обманщиках: лисе и журавле, не упускавших выгоду. Брейгель ранее уже обращался к этому произведению в других работах, и смысл обмана ради выгоды вписывается в исторический контекст, о котором мы говорили выше.
Питер Брейгель Старший. «Сорока на виселице». 1568 — фрагмент
Питер Брейгель Старший. «Сорока на виселице». 1568 — фрагмент
  • Личная история. Есть версия, сомнительной достоверности, что эта картина — ответ злонамеренным сплетникам, жертвой которых в конце жизни стал сам художник. Поэт и писатель Карел ван Мандер утверждал, что такой жест был слишком чрезмерным: «Сорокой он имел в виду сплетников, которых он хотел бы видеть повешенными».
  • А есть ли смысл? Возможно, художник просто отразил окружающую его действительность. Для средневекового человека виселица — часть повседневности. Орудия для приведения в действие смертных приговоров выставлялись на видных местах в назидание, а люди при этом продолжали жить свою жизнь с горестями и радостями. Поэтому сюжет пляски под виселицей может быть просто навеян суровой действительностью.
Питер Брейгель Старший. «Сорока на виселице». 1568
Питер Брейгель Старший. «Сорока на виселице». 1568

Картины Брейгеля для современных исследователей часто становятся интересными головоломками. Это полотно — не исключение. Но лично мне ближе всего трактовка с политическим подтекстом: получился довольно уклончивый и завуалированный комментарий о современных художнику событиях, при этом вполне транслирующий позицию автора.

Сам художник высоко ценил полотно и завещал его своей супруге. Сейчас картина «Сорока на виселице» хранится в музее земли Гессен в Дармштадте.

Если вам было интересно читать эту статью, приглашаю вас в мой Телеграм канал Скрипка Энгра. Там короткие посты об искусстве и интересные локации в Москве
Фольклор
7714 интересуются