27.07.24
Так как наш рейс перенесли с 10 утра на 14.10, мы с утра особо никуда не спешили. Встали в 8 часов, отлично выспавшись. Позавтракали и прогулялись 3 км до скульптурной композиции «Медведи» (N 53° 11.302' E 158° 25.533').
Начало описания путешествия тут:
Сейчас это одна из наиболее популярных рукотворных достопримечательностей Камчатки. Зачастую пакетных туристов, только что прибывших на Камчатку, первым делом везут сюда, ведь она совсем недалеко от аэропорта «Елизово». Изначально композиция была установлена 7 октября 2011 года на деньги из бюджета города Елизово, по инициативе главы Елизовского муниципального района А. А. Шергальдина, но несколько раз подвергалась нападению вандалов, которые ломали и уродовали статуи. В итоге, в 2022 году «Медведи» были полностью отреставрированы с заменой статуй. В Москве были изготовлены новые скульптуры из более прочного материала и стали они более объёмными и массивными. Местные жители окрестили медведей именами Матильда и Сеня.
На постаменте надпись: «Камчатка. Здесь начинается Россия». Ага, а в Пскове, далеко на западе, тоже есть такая надпись:). Мы удачно подошли к Матильде и Сене до толп туристов - нас на машине только 4 человека обогнали. А пока мы фотографировались, подвезли ещё туристов. Им рядом накрыли стол с шампанским, видать VIP туристы:)
Рядом с медведями ещё и столбик с указателя расстояний до разных городов.
По пути домой ещё зашли на центральный рынок в Елизово и купили икры. Цена 8500 за кг красной икры нерки. Баночка 90 г, на 3 больших бутерброда, обошлась в 765 рублей! Прошлогодняя икра продается по 5,5-6 тыс. руб. Даа, ну и цены...
Попили чай, съели икру и около 12 часов выдвинулись в аэропорт.
В 12.15 были в аэропорту. Регистрация на наш рейс и не начинается. Начнется, как прибудет борт из Северо-Курильска. А ориентировочно он должен быть прилететь в 13.30. Да, так и прибыл. В 13.40 нас пригласили на регистрацию и очень быстро на посадку.
Хотя мы покупали билеты через авиакомпанию "Аврора", рейс выполняет местная авиакомпания "Тайга". А билеты, для сведения, стоили 4450 рублей с человека в один конец. Так что если хотите полетать над Камчаткой на вертолёте за разумные деньги - покупайте билеты на регулярный рейс.
Но билеты надо брать сильно заранее. Мы покупали их ещё в марте. В сезон билеты разлетаются как горячие пирожки, и за три месяца до полёта их уже нет в продаже.
Мы вылетели почти во время, в 14.15, а 15.10 (по Сахалинскому времени) были в Северо-Курильске. Т.е. летели почти 2 часа. В вертолёте всем пассажирам выдали жёлтые наушники шумоподавители. А в Елизово, вертолёт долго катился по взлётно-посадочной полосе, почти как самолет.
Нам очень повезло с погодой - ясное небо, солнечно, и всё время, что мы летели вдоль берега Камчатки, любовались красивыми видами, скалами, бирюзовым морем.
Турбулентности не было, и вообще мы поразились мягкости взлёта и посадки. Единственное, что было не очень удобно - сидели спиной к иллюминаторам и приходилось всё время в пол-оборота сидеть и в окошко выглядывать. Аж шея затекла! Но глаз оторвать от красоты за бортом не возможно!
Небольшое видео с борта вертолёта можно посмотреть тут:
В Северо-Курильске - и взлёт и посадка были почти вертикальные. Взлётно-посадочная полоса на Парамушире есть, но очень короткая, только для маленьких самолётов.
При выходе с аэродрома, нас сразу же встречали пограничники . У них уже были списки пассажиров, по которым проверяли наличие пропусков. Ну у нас был, конечно.
Как оформить пропуск на Курильские острова можно прочитать в моей статье:
Аэропорт в Северо-Курильске крошечный, меньше я не видел нигде.
Пешком, меньше чем за 10 минут, дошли до хостела «Как дома», от аэропорта всего 550 м.
Заселились в шестиместный номер. Койко-место нам обошлось в 1600 рублей в сутки с человека. На тот момент там была только одна женщина (номер заполнился после 23).
Ну а пока мы перекусили, и пошли на плато, посмотреть на бывший японский аэродром.
Военные укрепления на северных Курильских островах начали активно создаваться японцами только после 1940 года. В 1943-1944 года велось активное строительство военных аэродромов. Большой аэродром был построен на Шумшу и использовался даже во времена Советского Союза, вплоть до 1992 года! Его остатки мы видели сегодня с борта вертолёта.
Аэродром, на который мы направились, расположен недалеко от Северо-Курильска на горном плато, которое так и называется – Аэродромное.
Предположительно аэродром назывался «Китанодаи», и он занимает почти всю поверхность достаточно ровного вулканического плато, расположенного на высоте 140-160 м. над уровнем моря. Туда ведет хорошая автомобильная дорога, тоже построенная ещё японцами.
Как только мы поднялись на плато, довольно скоро начали попадаться бетонные ангары для укрытия самолётов. Первый из них расположен рядом с дорогой, по координатам 50°41.783′ N, 156°06.709′ E.
А дальше - больше. Понимаемся на крышу любого из ангаров и оглядывая взглядом окрестности, видим другие серые холмики ангаров, выпирающие из зелёного массива растительности: подход ко многим из них зарос кустарником.
Ангары строились по довольно интересной технологии: вначале насыпали холм из земли, а сверху его заливали бетоном. Когда бетон застывал, грунт вынимался. Способ довольно простой, а сооружения получались прочные и малозаметные. Построены они были довольно быстро. А вот бетон качественным не выглядит: это вам не ДОТы линии Маннергейма. Но пока стоят себе до сих пор, не рассыпаются, хотя за 80 лет поверхность заметно пострадала от выветривания. На плато их насчитывается 31. В них даже летом можно увидеть снег, там сыро и прохладно.
Некоторые из ангаров сейчас частично подзатоплены. На потолках начинают расти маленькие сталактиты. Внутри можно увидеть остатки рельс и роликов от раздвижных ворот. Другого оборудования не заметно.
А в одном из ангаров, до сих пор лежат остатки самолёта (50°42.628′ N, 156°07.362′ E ). Крылья и часть фюзеляжа по заключению специалистов предположительно от истребителя Ки-84 «Хаятэ». Сохранность плохая, дюралевая обшивка крыльев во многих местах отсутствует, конструкции деформированы и раздавлены снегом.
Правда, чтобы добраться до этого ангара, придется бродировать речку – моста тоже не схоронилось. Ну я, конечно же в брод полез. Наташа не пошла.
Первоначально ангары соединялись между собой и взлетной полосой рулежными дорожками, которые к настоящему времени не сохранились, заросли кустарником, отчего трудно проследить систему в ориентации входов.
Но если с ангарами все в порядке, то от взлетной полосы сейчас почти ничего не осталось. По спутниковым снимкам не сложно проследить главную взлетную полосу длиной 1 км и шириной 100 м, проходящую с северо-запада на юго-восток ближе к восточному краю плато. Когда выходить на место, где должны были взлетать и садиться самолеты, то видишь ровное поле… заваленное камнями.
И это вначале вызывает недоумение: как же тут самолеты могли взлетать? Но, оказывается, ВПП была деревянно-металлической! Покрытие состояло из бревен, прикрытых стальными листами. По словам старожилов, эти листы ещё в 1970х годах можно было там обнаружить. Потом – куда-то пропали. Но в 1952 году разрушительное цунами почти полностью уничтожило Северо-Курильск. Тогда погибло по меньшей мере 2336 из почти 6000 жителей города. А при восстановлении города остро не хватало строительных материалов. И покрытие из бревен со взлетной полосы было снято и использовано для строительства новых домов. О последствиях возможных тогда никто не думал, да и не того было. Но спустя десятилетия там это место оказалось подвержено сильной эрозии, и кустарником не зарастает.
Сейчас на плато размещается действующая радиолокационная часть. Её генератор слышно довольно далеко.
На плато водятся медведи, и явно не один. Хотя мы когда там гуляли зверя и не встретили, но следы и помет видели.
А на обратном пути к хостелу мы увидели на горизонте выброс пепла из кратера вулкана Эбеко! А туда мы пойдем завтра!
Ходили 3 часа, прошли 16 км, пришли в хостел около 21.30.
Поужинали, выпили пиво. Банку «Балтика 3» 0,9 л привезли из Елизово. Стоит отметить, что кухня в хостеле не плохо оборудована. А еще есть комната-столовая. Т.е. на кухне готовишь и идешь принимать пищу в соседнюю комнату.
Помылись в душе и залегли. И тут пришли ребята с Эбеко и стали заселяться. Ну, заодно узнал у них о дороге на вулкан.
Отбой около полуночи.
Продолжение следует: Восхождение на вулкан Эбеко. Большое путешествие по Камчатке 2024 года. # 11
Предыдущая часть: Как мы расслаблялись в горячих источниках около Елизово. Большое путешествие по Камчатке 2024 года. # 9
- Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
- Буду рад всем посетителям!