10 сентября исполнилось бы 60 лет Егору Летову, одному из культовых панк-рок музыкантов, и человеку, во многом явившемуся олицетворением советского андеграунда. Так как я уже писал о нём (пускай это и было пять лет назад), то не буду подробно пересказывать его биографию. Летов у меня всегда ассоциировался с образом бунтаря, в хорошем смысле слова, борца за правду, за свою музыку, за свои взгляды, за востребованность. Этот человек прошёл в жизни всё: от запретов, гонений и психбольницы, до большого сольного концерта в "Лужниках" в 2005 году, который прошёл с аншлагом и транслировался по телевидению. Мне нравилась его лирика, и до сих пор нравится, хотя сейчас переслушиваю уже гораздо реже. Всё-таки сейчас я из такой музыки уже вырос.
Творчество "Гражданской обороны" пришлось на мои школьные и институтские годы. Со многими композициями связаны какие-то воспоминания. На моей странице "В контакте" в качестве статуса до сих пор висит его бессмертная цитата "Лишь одна дорожка, да на всей земле, лишь одна тебе тропинка на твой белый свет, весь твой белый свет". В каждой песне, в любом случае, был смысл, а военные и патриотические - отдельная тема. Но его политические взгляды мне до сих пор не ясны, даже спустя 16 лет после его смерти. Он вроде бы противостоял советской системе, потом вдруг боролся с постсоветской. Вместе с Эдуардом Лимоновым и Александром Дугиным принимал участие в создании Национал-большевистской партии, тепло общался с Владимиром Жириновским, Григорием Явлинским и Борисом Немцовым, потом вообще оказывался вне политики, хотел просто петь под гитару и "Летать снаружи всех измерений" ведь лирика и классные тексты они всегда лучше и сильней любой политики, и не должны ничего общего иметь с плакатами. Но в то же время именно Летов одним из первых провозглашал "Я вижу, как поднимается с колен моя Родина". Мне кажется, гадать тут не нужно. В этой статье загружу те песни, которые мне самому когда-то нравились.
"Пой революция".
Если не ошибаюсь, "Гражданская оборона" за время своего существования записала 26 альбомов. Мне очень нравилась пластинки "Невыносимая лёгкость бытия" и "Звездопад". "НЛБ" хотя и записывалась одновременно с альбомом "Солнцеворот", получилась глубже, также на бой взгляд, она немного отличались от того, что делала "гражданка" до этого. Кстати, песня "Пой революция", изначально, по задумке Летова должна была входить именно в "Солнцеворот" Мне нравился взгляд Летова на войну, максимальная серьёзность, с которой он подошёл к этой теме, понравилась и музыка и аранжировка. Иногда я до сих пор нахожу какие-то песни из альбома, и что-то переслушиваю. "Пой революция" лихо открывает "Невыносимую лёгкость бытия".
"Ещё немного".
Характерный стиль, присущий альбомам "Гражданки" - это такой неочищенный гитарный звук, как из подземелья. Во многом это была фишка группы, но было очень большое неудобство в том, что не всегда можно было разобрать слова. В двухтысячных с этим стало проще, потому что можно было найти и прочитать текст в Интернете. А мне интересно, что Егор Фёдорович бы сказал о сегодняшней современной музыке, где многие певцы слова коверкают так, что с трудом узнаешь русский язык?
"У войны не женское лицо".
Несмотря на то, что группа просуществовала больше 20 лет, практически она не записывала никаких клипов, то что можно встретить сейчас в Интернете, это в основном самоделки. Скорее молодые музыканты, которые делали каверы на "ГО", предпочитали давать этому какую-то видеозарисовку, и получалось здорово. Летов сам придерживался мнения, что песни должны жить на сцене и на пластинках. Вот поэтому группа ни разу специально не записывала саундтреки к фильмам.
"Наши".
Мне кажется, что эта песня очень хорошо бы звучала в фолк-переработке. В 2002-2003 годах был выпущен сборник-трибьют Егора Летова, и там эту композицию исполнял коллектив "Рада&Терновник". У них, конечно, получилась самобытная версия, но в авторской трактовке всё же песня звучит лучше и пронзительнее, там своя ни на кого не похожая жизнь".
"Победа".
Вот удивительно. Этим песням уже больше четверти века. Напомню, что "Невыносимая лёгкость бытия" записывалась в январе 1996 года, а выпускалась в 1997. Но как же сейчас актуально звучат очень многие летовские вещи тех времён. Если альбом в целом посвящён военной тематике, то такая песня просто должна была на нём присутствовать. "Встать бы во весь рост, да нет больше ног, сжать ладонь в кулак, да нечего сжимать. Нету больше слов, нету больше нас, лишь одна осталась на свете победа".
"Гордое слово в остывшей золе".
В альбоме "Невыносимая лёгкость бытия", Летов впервые придумал некий музыкальный ход - сделать постоянную, непрерывную стену звука состоящую из множества звучащих в унисон голосов и гитар. На тот момент - этот альбом был вершиной творчества "ГО", даже в "Сто лет одиночества" Летов, по его признанию, только искал дорогу к вершине. Но при этом он был очень недоволен сведением альбома. Записан он был хорошо, а сведён плохо. Порой то, что не нужно выпирало, а те инструменты на которые делалась ставка было не слышно. А ведь в альбоме использовалась скрипка, звучание которой обеспечивалось благодаря Анне Волковой, тогдашней жене Летова. На тот момент у группы не было опыта работы с многоканальной цифровой техникой, которая у них впервые появилась, и они в основном были заложниками этой ситуации. Послушаем песню "Гордое слово в остывшей золе".
"Невыносимая лёгкость бытия".
Это самая длинная по хронометражу песня в репертуаре группы. В оригинальном звучании, её длина почти 15 минут. Состоит из двух частей, одна песенная, другая чисто инструментальная. Но несмотря на свою длину, слушается она до сих пор на одном дыхании. В ней использована также компьютерная обработка звука, мы слышим звуки природы, шелест деревьев, пение птиц. Из-за этих звуковых спецэффектов коллектив редко исполнял её на концертах, хотя всё-таки примеры были.
"Чужое".
В начале двухтысячных годов у группы во многом открылось второе дыхание и наступил новый этап в творчестве и небывалая волна популярности, которой раньше не было. Появилось больше концертов, гастролей, в том числе команда выступала и за рубежом. В 2005 году "Гражданская оборона" дала большой концерт в "Лужниках", который транслировал телеканал НТВ. Во многом такому успеху поспособствовало и "Наше радио", которое начало раскручивать команду. Песня "Чужое" звучала очень часто, хотя первой песней которую "Наше радио" запустило в ротацию была "Без меня". Именно она и дала старт этим кардинальным изменениям и этому перевоплощению. "Чужое" очень долго держалась в хит-параде "Чартова дюжина", и несколько недель подряд занимала первое место. Песни "Чужое", "Без меня", "Со скоростью мира", "Беспонтовый пирожок", "После нас" стали хитами именно благодаря "Нашему радио".
"Вселенская большая любовь".
Одним из культовых альбомов группы в нулевых стала пластинка "Долгая счастливая жизнь". А песню "Большая любовь" Летов ставил в один ряд с такими известными песнями как "California Driming" группы "The Mamas&The Papas.» и "Yesterday" группы "The Beatles". Образ "смертельной истребительной дороги все на север" взят из романа Ханса Эрика Носсака "Спираль". Критики, которые в целом принимали альбом положительно, ополчились именно на эту песню, за немного бессмысленный текст, и очень длинные тяжёлые гитарные соло. Летов говорил, что когда ты прошёл какой-то жизненный этап, у тебя наступает творческое взросление. А эта песня находится как раз между этими двумя этапами. То что было раньше уже стёрто, а новое ещё не построено.
"Без меня".
Самый радийный хит группы. Это первая песня коллектива, которая прозвучала на "Нашем радио". Занимала лидирующие строчки в "Чартовой дюжине", также звучала и на "Маяке" в программе Дмитрия Добрынина. Изначально она была больше по хронометражу (хотя и 5:35 вполне немало), и состояла из множества разных частей, которые распадались на отдельные композиции внутри песни, т.е это была некая "Богемская рапсодия". Летов оставил музыку и аранжировку, но чуть сократил и упростил текст, укоротив время композиции. И в таком виде она стала практически символом группы в нулевых годах, песня которая наравне с "Чужое", символизирует переход к новому, более интересному и плодотворному этапу в творчестве коллектива.
"Сияние".
Последний альбом группы "Зачем снятся сны", получился очень уж либеральным. В нём нет плаката, в нём нет психоделики, в нём практически отсутствуют перегруженные гитары. Это очень светлый, практически полностью лирический альбом. Песня "Сияние" - главная жемчужина пластинки. Изначально она была вообще написана как "Колыбельная". Мне не нравятся живые выступления группы (а я их пересмотрел в Интернете множество), так как в них совершенно отсутствуют эти "глухие проигрыши", что является их фирменным знаком, да и почти всегда они игрались в убыстрённом варианте, терялась сама атмосфера этих песен. Но вот песню "Сияние" я как раз загружу в живом варианте, потому что здесь Летов на концертах как раз давал ей ту эмоцию и тот надрыв, которые отсутствуют на диске.
"После нас".
Егор Летов умер 19 февраля 2008 года. Он ушёл едва ли не на пике популярности, ушёл очень молодым человеком. Ему было всего 43 года. Для всех поклонников группы эта новость стала громом среди ясного неба, насколько неожиданной, настолько и ужасной. Но свою миссию, и политическую, и гражданскую, и творческую Егор на этой земле выполнил полностью. Его друг Эдуард Лимонов назвал Летова "пламенным революционером наших дней". Он оставил после себя память, он оставил после себя большое наследие. Более 500 песен и стихов, более 200 картин, рисунков и коллажей. Имя Егора Летова присвоено омскому аэропорту, а руководство национального омского литературного музея имени Ф.м Достоевского приняло решение о создании омского фонда Егора Летова. В 2014 году вдова артиста Наталья Чумакова к 50-летию Летова сняла документальный фильм о своём муже "здорово и вечно". А в Омске прошёл большой концерт памяти Летова, Песня "После нас" венчает альбом "Реанимация" и по сути, является неким многоточием ко всей очень сложной, немного нескладной и местами непонятой летовской жизни.
Не могу не сказать и об альбоме "Звездопад". Один из культовых альбомов группы. Это сборник каверов на известные советские песни в неповторимом стиле "ГО". Идею записать такую пластинку Летов вынашивал очень долго, поначалу альбом был задуман как диптих, одна часть которого была бы из советских песен 60-х годов, а вторая — англоязычная. Летов хотел, чтобы туда обязательно вошли песни "Shocking Blue" „The Long and Lonesome Road“, Beatles „I’m Only Sleeping“, Love „Always See Your Face“, Tomorrow „Hallucinations“, Byrds „Thoughts and Words“, Tornadoes „Telstar“… " У него был целый список. Но в итоге от этой идеи он отказался и составил просто пластинку из советских песен, название которой дала композиция Пахмутовой и Добронравова. Релиз состоялся в марте 2002 года. Кстати, пластинка является раритетной, коллекционеры такую вещь очень ценят. На виниле этот альбом сейчас стоит очень недёшево. Только одну песню Летов отказался включить в пластинку: "Ваше благородие" из "Белого солнца пустыни", Он обожал эту песню, но считал, что не дорос до неё, и не имеет права её исполнять. В итоге чуть позже он исполнил эту композицию, как знал, как умел и как понимал. Но к альбому "Звездопад" она отношения не имеет. Послушаем с этой пластинки "Песню красноармейца", "Белое Безмолвие" "Солнце взойдёт" и "Город детства".
Если Вам понравилась статья, ставьте лайки, оставляйте комментарии, а также не забывайте подписываться на мой канал.
Друзья!!! Напоминаю, что у моего канала есть своё сообщество "В контакте". Там будут оперативно выкладываться все статьи, а также новости о ресурсе. Если у Вас есть какие-нибудь мысли и идеи по поводу развития сообщества, смело делитесь ими со мной. Добавляйтесь. Даю ссылку на группу: https://vk.com/public210963754