Найти тему
Посёлок архитектора

Как я стал архитектором

Родился я и рос в городе Черняховске Калининградской области в те времена, когда большинство мальчишек мечтало покорять океаны. В нашем окружении было много моряков, ходивших на рыбных и торговых судах, и дух морской романтики мы впитывали с детства. Все это закреплялось приключенческой литературой и кинематографом, поэтому не удивительно, что мечты подростков семидесятых были связаны с морем.

Инрстербург, ныне Черняховск. Фото взято из ЖЖ ilyashargaev.livejournal.com и немецкого фото-архива.
Инрстербург, ныне Черняховск. Фото взято из ЖЖ ilyashargaev.livejournal.com и немецкого фото-архива.

Как многие, я представлял вольную жизнь моряка, путешествия и приключения в дальних странах. Но во-первых, меня укачивало на воде, во-вторых, сколько себя помню, я рисовал везде, где удавалось: в тетрадях, альбомах, учебниках и на полях контурных карт, в атласах, журналах. И рисование, как и мечты о морях, не давало покоя.

Рос обычным мальчишкой, носился по улицам, бренчал на гитаре во дворе под липой. Но как и шумные сборища любил уединение, оберегал своё приватное пространство, куда мог скрыться с альбомом и красками. Сбегал в поле, на реку Инструч, которая протекает недалеко от Черняховска (Инстербург), и там рисовал с натуры пейзажи. Это доставляло мне большую радость. Стоит ли говорить, что я учился у художественной школе, но так ее и не окончил…

Однажды летом перед 10 классом с другом приняли приглашение его старшего брата прокатиться в Ленинград. Я уже бывал в этом городе с родителями после окончания первого класса и хорошо его запомнил. Этот город с его архитектурой, величием, размерами, искусством уже тогда поразил меня. Во время второй поездки твердо решил: моя цель - Академия художеств, куда давно в тайне мечтал поступить сразу после школы. Но преподаватель по живописи в черняховской художественной школе пыл мой поубавил: в академию поступают только лучшие художники и набирают на курс от силы человек шесть со всего СССР, так что шансы мои равны нулю...

Ленинград, начало 80х. Фото взято из ЖЖ arbuzov.livejournal.com
Ленинград, начало 80х. Фото взято из ЖЖ arbuzov.livejournal.com

Окончив школу и сельхоз. училище, пошел служить в армию. За несколько месяцев до дембеля получаю письмо от лучшего друга, который у тому времени уже перебрался в Ленинград. Он писал, что в строительном университете появилась специальная учебная программа для отслуживших в армии: можно поступить на подготовительное отделение, получить место в общежитии и стипендию, а при успешном завершении гарантированно поступить на первый курс института. Так я оказался на архитектурном факультете строительного университета, и отчасти сбылась детская мечта, в учебной программе были такие предметы как живопись, графика, скульптура, моделирование.

По началу переживал, потому что архитекторы были в моем представлении как небожители, люди, которые не на земле живут, а где-то на крышах и смотрят сверху вниз. Я видел, какие здания построены в Черняховске, Калининграде до войны, понимал, что «обычный человек» как такого придумать и воплотить не может. Был не уверен в правильности выбора, но решил рискнуть. Первый курс отучился почти на отлично. Кроме творческих специальностей увлекся геометрией, как мне казалось, прочувствовал все её «фишки», а великий математик и астроном Иоганн Кеплер на тот период стал моим кумиром. Влюбился и женился на своей однокурснице, в нашей семье появился ребенок. Что бы помогать жене в учебе, часто вычерчивал совершенно разные непохожие по стилю проекты, за нее и за себя. И помню, иногда преподаватели говорили: «Смотри Чечин и учись у жены, какая же у нее прекрасная работа. Тебе нужно побольше внимания уделять учебе и проектам»! А я думал: "куда уж больше, я и так два проекта сделал".

Калининградгражданпроект в 90е годы, место работы всех архитекторов и проектировщиков области того времени. Фото с сайта pastvu.com
Калининградгражданпроект в 90е годы, место работы всех архитекторов и проектировщиков области того времени. Фото с сайта pastvu.com

Еще во время учебы твердо решил вернуться в Калининград, потому что искренне люблю эстетику этих мест. Поступил работать в Калининградгражданпроект и тут наступили девяностые. Первыми исчезли государственные проекты, но почти сразу появились частные заказы. Открылись границы для европейских туристов, началось паломничество немцев, мы стали обсуждать и готовить совместные проекты с ними и литовцами. В тот момент старший товарищ по Калининградгражданпроекту Владимир Шеверёв предложил организовать частное предприятие и работать самостоятельно. Тогда я исполнил первый свой индивидуальный заказ. Заказчик желал получить не только архитектурный проект жилого дома для большой семьи, но и сопровождение строительства под ключ. Я тогда многого не знал, учился прямо на ходу, дневал и ночевал на стройке и в мастерской, потому что чувствовал огромную ответственность, впервые между мною и заказчиком не было посредников, как в гражданпроекте. Это здание сохранилось, теперь в нем располагается консульство Республики Беларусь в Калининграде.

Консульство Респуьлики Беларусь в Калининграде на ул. Дмитрия Донского.
Консульство Респуьлики Беларусь в Калининграде на ул. Дмитрия Донского.

Потом было кафе при областной думе, и другие объекты, которые мы строили вместе с польскими строителями. Были знакомства с немецкими архитекторами - помогали друг другу в поисках научных и исторических материалов, первоисточников, и новых заказов. Немцы приезжали сюда, мы ездили в Германию, где изучали европейскую архитектуру. Помню, оказавшись впервые в Берлине, я все зарисовывал, записывал, фотографировал и вернулся в Калининград преисполненный идеями. Тогда пришло понимание, что в этом регионе будущее не за советской монументальной архитектурой, а прусской историей и стилем. Стали появляться на новых зданиях первые фронтоны, скатная кровля и черепица, лепнина...

По началу многое пытались запрещать, очень критиковали вольнодумцев на градостроительном совете. К счастью, архитекторы, ушедшие «на вольные хлеба», не обязаны были согласовывать свои работы с советом, и для многих в гражданпроекте это была трагедия: ну как же, все меньше людей, которыми можно управлять и понукать.

Во второй половине 90х в общении с коллегами и заказчиками, я настаивал, что архитектура Восточной Пруссии является главной «фишкой» в развитии нашего региона. Если бы это осознали раньше, многие памятники архитектуры удалось спасти от разрушения. Возможно, отчасти причина в том, что долгие годы в советском союзе роскошь преподносили как что-то постыдное, чуждое советскому человеку, воровское. Поэтому все эти прекрасные объекты архитектуры не сохраняли, не берегли, не ремонтировали. К счастью, сейчас идеология изменилась, многие стали понимать ценность окружающего мира.

ТЦ "Раушен", город Светлогорск. Об идеи и стироительстве этого проекта обязательно расскажу в ближайшем материале.
ТЦ "Раушен", город Светлогорск. Об идеи и стироительстве этого проекта обязательно расскажу в ближайшем материале.

Самостоятельная работа без оглядки на начальника, внутренний самоконтроль и цензор, ответственность перед заказчиком и будущими поколениями прокачали во мне невероятную энергию, дали новые силы творить, здесь впервые ощутил трансформацию, переход от подмастерья в архитектора. Я - главный архитектор!

На первой встрече с заказчиками жилых домов и двадцать лет назад, и сейчас люди говорят не о том, что им нужно, а о том, что увидели у других. Сначала внимательно слушаю, задаю вопросы, и в процессе обсуждения мы приходим совершенно к другому дому чем тот, с идеей которого они пришли. Здесь, кроме опыта архитектора подключаются навыки интервьюэра, психолога, историка…

Типичная картина: семья из трех человек желает полноценный двухэтажный дом на 250 кв.м, со скатной кровлей из черепицы, как у всех. В процессе выясняется, что сын уже взрослый и через пару лет сепарируется от родителей, и что хозяйка мечтает о террасе со вторым выходом из гостиной во внутренний дворик, а хозяин находит, что спальни в мансарде вполне удобное и практичное решение, и приятного цвета штукатурка внешних стен милее их сердцу, чем облицовка под «кирпич» которую обожают в Калининграде. Они вдруг раскрываются и рассказывают про сад на участке, и вот мы уже обсуждаем как оформить зону отдыха и скрыть ее от непогоды, где поставить другие строения. Я говорю с ними и уже представляю этот дом, его образ есть в моей голове и остается только нарисовать, разложить все элементы.

Частный дом в Калининграде. Фото с сайта https://chechinsergey.com
Частный дом в Калининграде. Фото с сайта https://chechinsergey.com

Так появляется совсем другой дом, тот, который нужен именно этой конкретной семье. И я доволен собой, потому что сумел аккуратно, без нажима и внушения раскрыть заказчика, услышать «душевный порыв» и изобразить именно то, что нужно.

Руконструкция жилого особняка в Калининграде. Фото с сайта https://chechinsergey.com
Руконструкция жилого особняка в Калининграде. Фото с сайта https://chechinsergey.com

Быть архитектором, значит учиться всю жизнь. Изучать не только технические программы, материалы с которыми работаешь, но и историю, литературу, искусство, психологию.

Быть архитектором, значит открывать в себе новые компетенции: я горд стать частью команды «Хранители руин», работаю над собственным проектом восстановления подпорных стенок и зеленых ограждений "GREEN ARCHITECTURE" («Зеленая архитектура Калининграда»), обучаюсь на курсах реставраторов, путешествую…

Для меня настоящий архитектор это вечный ученик и великий творец!

Друзья, подписывайтесь на мой канал, здесь я планирую публиковать разные материалы об архитектуре, дизайне и творчестве.

-8

С уважением, Сергей Чечин.