Найти тему
Extreme Sound

Как хэви-метал убил новую волну на историческом US Festival 1983 года

Оглавление

Выходные в честь Дня памяти 1983 года. US Festival вот-вот изменит музыкальный ландшафт навсегда, и Van Halen сыграют в этом не последнюю роль.

Начало 80-х стало переломным моментом в истории музыки. Радиостанции разрывались между мелодичной «новой волной» и набирающим обороты хэви-металом.

К 1983 году металлическая революция была в самом разгаре. Iron Maiden, Def Leppard, Dio, Оззи Осборн – все они штурмовали чарты, и останавливаться явно не собирались. Решающая битва, как в прямом, так и в переносном смысле, должна была состояться на US Festival 1983 года.

Фестиваль с размахом

Создатель Apple Стив Возняк не жалел денег на свой фестиваль. Первый US Festival прошел в 1982 году и обошелся ему в 12,5 миллионов долларов. Более 400 000 человек приехали в пыльный калифорнийский Девор, чтобы услышать Grateful Dead, Talking Heads и Тома Петти.

-2

Спустя всего 9 месяцев, в выходные Дня памяти, Возняк устроил US Festival 1983 на том же месте. На этот раз состав участников был ещё внушительнее: Дэвид Боуи, U2, The Clash и Van Halen.

Фестиваль разделили на три тематических дня: «Новая волна» (28 мая), «Металл» (29 мая) и «Рок» (30 мая). Четвертый день, посвященный кантри, был запланирован на следующие выходные.

Первые проблемы

Проблемы начались, когда The Clash, хедлайнеры дня «Новой волны», пригрозили отказаться от выступления. Выяснилось, что Van Halen, хедлайнеры дня «Металла», получат за свое выступление целый миллион долларов – вдвое больше, чем они.

В итоге The Clash все же вышли на сцену, но за их спиной красовался баннер «The Clash не продаются». Организаторы ответили, показав на огромных экранах сумму их гонорара – 500 000 долларов. Группа выглядела измотанной, а Мик Джонс покинул ее четыре месяца спустя.

По иронии судьбы, когда Van Halen узнали, что Дэвиду Боуи обещали тот же гонорар в миллион долларов, они указали на пункт в своем контракте, где было прописано, что они должны быть самыми высокооплачиваемыми артистами мероприятия. Возняку пришлось раскошелиться еще на 500 000 долларов, в результате чего в Книге рекордов Гиннесса появилась новая категория: «Самый высокий гонорар за одно выступление».

День металла: жара, пыль и тяжелый рок

Открывать «День металла» выпала честь ещё не слишком известным Mötley Crüe. Фронтмен Винс Нил, по слухам, накачанный виски и таблетками, приземлился на площадку на вертолете с блондинкой на коленях. Их бешеная 45-минутная программа показала группу во всей красе. Всего через четыре месяца вышел альбом «Shout At The Devil», который сделал их суперзвездами.

Посещаемость второго дня затмила «Новую волну». Из 670 000 билетов, проданных на все четыре дня, 375 000 пришлось на поклонников металла. «День металла» установил новый рекорд посещаемости концерта за один день.

В тот день над долиной Сан-Бернардино стояла невыносимая жара. Ветер поднимал клубы пыли, окутывая зрителей и музыкантов. 300-метровый мошпит перед сценой напоминал «падение Сайгона». Охрана вытаскивала из него одного потного и пыльного фаната за другим.

Quiet Riot, на волне успеха своего третьего альбома «Metal Health», выдали девять песен, включая «Come On Feel The Noize» и завершив выступление более чем уместной «Metal Health (Bang Your Head)». Вскоре они стали первой в истории метал-группой, занявшей первое место в чарте Billboard.

Оззи Осборн и Judas Priest продолжили музыкальную атаку. Judas Priest как раз гремели на всю Америку со своим хитом «You’ve Got Another Thing Coming» – их первым (и единственным) треком, попавшим в американские чарты.

К тому времени, как на сцену вышли Triumph, хаос в мошпите достиг пугающих масштабов. Басист Triumph Майкл Левин сказал о толпе: «Они приняли все наркотики, какие могли, выпили все спиртное и сейчас жарятся на солнце. Полагаю, они хорошо проводят время».

За ними последовали Scorpions, которые завели калифорнийскую толпу. В поддержку своего альбома «Blackout» они устроили динамичное шоу с ослепительным светом и стадионными хитами, такими как «No One Like You», «Dynamite» и «The Zoo».

Van Halen: триумф и скандал

За кулисами Van Halen праздновали, как и положено группе, получающей полтора миллиона долларов за одно выступление. На тропинке, ведущей к их огороженной территории, висел знак: «Девственницам, фанатам Journey и овцам вход воспрещен». Четыре бармена были готовы обслужить 500 ожидаемых гостей.

Van Halen вышли на сцену с опозданием. Дэвид Ли Рот выглядел, мягко говоря, нетрезвым. Как написал Возняк в своей автобиографии «iWoz: From Computer Geek to Cult Icon», Рот «еле держался на ногах. Он был настолько пьян, что запинался, забывал слова и все такое».

Играя на публику, Рот кричал: «Сегодня арестовали больше людей, чем за все выходные в прошлом году! Да вы сборище буйных ублюдков!». Он также не упустил возможности пнуть The Clash, отпив глоток из бутылки Jack Daniels и заявив толпе: «Хочу сказать, что это настоящий виски. Единственные, кто наливает в бутылки из-под Jack Daniels холодный чай, – это The Clash, детка!».

Эдди Ван Хален закрепил за собой звание лучшего гитариста своего поколения, продемонстрировав невероятное владение инструментом, исполняя такие хиты, как «Unchained», «Ain’t Talkin’ ‘bout Love» и «You Really Got Me». Двадцать четыре песни, от которых толпа сходила с ума, не оставили сомнений в том, кто сейчас правит бал в мире рока. Van Halen дали миру понять, что тяжелая музыка метит в мейнстрим.

Наследие US Festival

В итоге 1600 человек обратились за медицинской помощью, в основном с незначительными травмами. Было произведено 87 арестов. К сожалению, не обошлось и без жертв: один мужчина скончался от передозировки наркотиков, а другой был забит до смерти на парковке в результате неудачной сделки с наркотиками. Два человека были арестованы в связи с убийством.

За два фестиваля Возняк потерял около 20 миллионов долларов и вскоре вернулся к работе в Apple. И хотя газеты наперебой писали о негативных сторонах события, главным победителем фестиваля стал хэви-метал.

Все группы, выступавшие в «День Металла», достигли новых коммерческих высот (Triumph выпустили свой самый большой хит три года спустя).

Как сказал Винс Нил: «Это был день, когда умерла новая волна, а рок-н-ролл взял верх».