Найти в Дзене
Extreme Sound

Дэвид Ли Рот и незабываемый концерт Van Halen на Monsters Of Rock 1984

С таким составом, как Оззи Осборн, AC/DC, Van Halen, Mötley Crüe и другие, фестиваль Monsters Of Rock 1984 года до сих пор считается легендарным событием в истории рок-музыки. Дэвид Ли Рот, фронтмен Van Halen, славился не только своим вокалом, но и умением вести себя на сцене. Британские фанаты стали свидетелями его невероятной харизмы на фестивале Monsters Of Rock в Донингтон-парке 18 августа 1984 года. Видеозапись этого выступления, появившаяся в сети летом 2023 года, вызвала фурор среди поклонников Van Halen, назвавших ее «Святым Граалем». Профессиональная съемка сбоку сцены запечатлела практически весь концерт, а также закулисные моменты. На видео - вся мощь группы, накал страстей 65-тысячной толпы и даже хаос, устроенный фанатами, пробравшимися на сцену. Но главное - это Дэвид Ли Рот на пике формы. «В тот день Рот был непревзойден», - говорит промоутер Энди Коппинг, который видел тот концерт, будучи 20-летним парнем. «То, как Рот взаимодействовал с публикой, было просто блестяще»

С таким составом, как Оззи Осборн, AC/DC, Van Halen, Mötley Crüe и другие, фестиваль Monsters Of Rock 1984 года до сих пор считается легендарным событием в истории рок-музыки.

Дэвид Ли Рот вернулся в Донингтон в 1988 году
Дэвид Ли Рот вернулся в Донингтон в 1988 году

Дэвид Ли Рот, фронтмен Van Halen, славился не только своим вокалом, но и умением вести себя на сцене. Британские фанаты стали свидетелями его невероятной харизмы на фестивале Monsters Of Rock в Донингтон-парке 18 августа 1984 года.

Видеозапись этого выступления, появившаяся в сети летом 2023 года, вызвала фурор среди поклонников Van Halen, назвавших ее «Святым Граалем». Профессиональная съемка сбоку сцены запечатлела практически весь концерт, а также закулисные моменты. На видео - вся мощь группы, накал страстей 65-тысячной толпы и даже хаос, устроенный фанатами, пробравшимися на сцену. Но главное - это Дэвид Ли Рот на пике формы.

«В тот день Рот был непревзойден», - говорит промоутер Энди Коппинг, который видел тот концерт, будучи 20-летним парнем. «То, как Рот взаимодействовал с публикой, было просто блестяще».

За кулисами

Однако за кулисами царило напряжение. В ближайшем окружении Van Halen росло ощущение, что распад группы неизбежен. Фотограф Росс Халфин, работавший на том концерте, заметил неладное: «С Van Halen всегда было сложно... Рот держался особняком».

Van Halen прошли долгий путь с тех пор, как впервые приехали на гастроли в Великобританию в конце 70-х. Но в Донингтоне вечеринка подходила к концу. Британская публика видела Van Halen с Дэвидом Ли Ротом в последний раз.

Фестиваль гитарных героев

Спустя сорок лет Monsters Of Rock 1984 года всё еще считается лучшим фестивалем в истории. Состав был невероятным: AC/DC, Van Halen, Оззи Осборн, Гари Мур, Y&T, Accept и дебютировавшие в Великобритании Mötley Crüe.

Дэвид Ли Рот (англ. David Lee Roth, также известный как «Diamond Dave» — «Бриллиантовый Дэйв») — американский рок-певец, автор песен, актёр. Родился 10 октября 1954 года в городе Блумингтон, штат Индиана, США.
Наиболее известен как оригинальный вокалист хард-рок-группы «Van Halen». В 2007 году был включён в Зал славы рок-н-ролла. Также известен как успешный соло-исполнитель.
Дэвид Ли Рот (англ. David Lee Roth, также известный как «Diamond Dave» — «Бриллиантовый Дэйв») — американский рок-певец, автор песен, актёр. Родился 10 октября 1954 года в городе Блумингтон, штат Индиана, США. Наиболее известен как оригинальный вокалист хард-рок-группы «Van Halen». В 2007 году был включён в Зал славы рок-н-ролла. Также известен как успешный соло-исполнитель.

Это был Monsters Of Rock в своем классическом виде: один день, одна сцена, семь групп, которые нельзя было пропустить. По крайней мере, так было задумано.

Большинство из 65 000 человек успели к выступлению Mötley Crüe. Тим Макмиллан из Кеттеринга вспоминает: «The Crüe были громкими, глупыми, грубыми, с этим наглым высокомерием - всё, что обещал журнал Kerrang!».

Энди Коппинг приехал еще позже. Проведя первую половину дня за диджейским пультом в клубе Lazers в своем родном городе Линкольне, он добрался до Донингтона как раз к тому времени, как Y&T заканчивали свое выступление с несчастным техником, переодетым в какого-то робота-рыцаря в доспехах. «Я был убит тем, что пропустил Mötley Crüe», - говорит он. «Но я ни за что не пропустил бы Van Halen. Я видел их в 1980 году в Лестере, в De Montfort Hall, и это полностью перевернуло мою жизнь».

Monsters Of Rock 1984 года сильнее, чем любой другой фестиваль до этого, рекламировался как битва гитарных героев - в первую очередь Гари Мура, Эдди Ван Халена и Ангуса Янга. Как вспоминает Коппинг: «Гари Мур в тот день был просто потрясающ». Мур бросил вызов публике своим пронзительным исполнением White Knuckles, своим ответом на Eruption Эдди, и грандиозной версией своей фирменной баллады Parisienne Walkways, в которой он держал одну высокую ноту целую вечность.

Дневное небо было чисто-голубым - если не считать залпов пластиковых пивных бутылок, большинство из которых были наполовину наполнены мочой, которые регулярно пролетали над головой, являясь своеобразным развлечением между выступлениями групп.

На сцену, изнывающую от жары, вышел Оззи Осборн. С группой, в которой играл еще один подающий надежды гитарист Джейк И Ли, пришедший на смену погибшему Рэнди Роадсу, и сетом, в который вошли Crazy Train, Bark At The Moon и классика Black Sabbath - Iron Man и Paranoid, - раздетый до пояса, с дикими глазами и неистово хлопающий в ладоши Оззи превысил отведенное ему время, устроив то, что Коппинг называет «монументальным выступлением».

Триумф Van Halen и последний концерт с Ротом

После Оззи выступать было тяжело, но Van Halen не собирались оставаться в тени. Они были на подъеме после своего хита Jump, занявшего первое место в чартах США, и многомиллионного альбома 1984 года, который тоже возглавил бы чарты, если бы не самый продаваемый альбом всех времен - Thriller Майкла Джексона, в записи которого Эдди Ван Хален принял участие, сыграв соло в Beat It.

Толпа в Донингтоне гудела, когда выступление Van Halen началось со взрыва дикого шума: Эдди склонился над своей гитарой «Франкенштейн», его пальцы превратились в размытое пятно, Алекс Ван Хален колотил в барабаны, а Майкл Энтони лупил по своему басу, как пещерный человек. Брюки Эдди были такими же яркими, как и музыка - бананово-желтые с черными тигровыми полосками. Но настоящее шоу устроил Дэвид Ли Рот, вышедший в центр сцены в широкополой шляпе и блестящем пальто, надетом поверх обтягивающих лосин и майки. Подняв руки, как боксер, выходящий на ринг, Бриллиантовый Дэйв засверкал в лучах солнца.

Руди Лейрен, гитарный техник Эдди, объявил о начале выступления: «Итак, Донингтон! Вы готовы? Впервые за пять лет - великолепные Van Halen!». В пылу волнения Лейрен ошибся на год. Последний тур группы по Великобритании был в 1980 году. Но это было не важно. Чемпионы американского рока в тяжелом весе снова здесь. Пока еще не улеглось эхо голоса Лейрена, Эдди взял первые аккорды Unchained.

Когда группа с размахом набросилась на свою вторую песню, Hot For Teacher, они были на седьмом небе: Рот скинул пальто, Эдди широко улыбался, когда они переходили от неистовой атаки к заводным музыкальным паузам. Но с барабанным соло, которое последовало за этим, какой-то импульс был утрачен - их первая ошибка, и не последняя.

«Чего было слишком много в этом концерте, так это соло», - говорит Энди Коппинг. «Басовое соло Майкла Энтони было просто скучным и бессмысленным, и даже соло Эдди не зацепило меня так».

Последнее длилось больше 10 минут, а казалось, что вдвое дольше. Все знали, что Эдди - гений. Не надо было доказывать это так настойчиво. Но даже если в эти моменты они и дали слабину, песни и звездная харизма Рота привели их к победе. Ain’t Talkin’ ’Bout Love не прозвучала, что стало серьезным упущением, зато было две другие зажигательные песни с дебютного альбома - On Fire и Runnin’ With The Devil, тяжелые хиты House Of Pain и Everybody Wants Some!!, радостная Little Guitars, игривая версия классической композиции Роя Орбинсона (Oh) Pretty Woman и пронзительная Panama. Кульминация наступила, когда солнце уже садилось, и Эдди сел за синтезатор, чтобы исполнить Jump, трек, с которым он обошел синто-поп-группы на их собственном поле.

В этой духовной обители хэви-метала все про все забыли о своей принадлежности к какому-либо племени, и толпа рокеров прыгала и скакала с беззаботной легкостью. И, конечно же, выше всех прыгал Рот. «Когда он встал на платформу с барабанами, мы все поняли, что сейчас будет», - говорит Коппинг. «Он подпрыгивает, делает продольный шпагат и приземляется с поднятыми руками. Волшебство!».

Дэвид Ли Рот
Дэвид Ли Рот

Образ Рота, парящего в воздухе, навсегда запечатлелся в памяти всех, кто видел Van Halen в тот день. Не менее незабываемыми были и речи, которые он толкал между песнями и во время них. «Не высовывайте на меня язык, если не собираетесь его использовать!». «Если вы что-нибудь в меня бросите, я сойду вниз и трахну вашу девушку!». И старый добрый: «Посмотрите, сколько сегодня здесь народа!». Коппинг до сих пор помнит каждое слово. «Все эти фразы намертво засели у меня в голове», - говорит он. «Я цитировал их, как фразы из «Молодых» или « Fawlty Towers»! Для меня никому не удавалось превзойти шутки Рота на сцене».

 Van Halen
Van Halen

Выступление Van Halen закончилось их фирменной версией хита The Kinks 1964 года You Really Got Me, в основе которой лежал рифф, с которого, по большому счету, и начался хэви-метал. Затем четыре участника группы взялись за руки и раскланялись, сияя улыбками...

Когда на сцену вышли хедлайнеры AC/DC, в Донингтоне было уже темно. В воздухе повеяло прохладой, и некоторые фанаты развели костры из деревянных поддонов. Начало было эффектным: Ангус Янг появился на платформе высоко над сценой, неистово исполняя соло в вступительной песне Guns For Hire. Прозвучали все главные хиты, включая Back In Black и Let There Be Rock, а кульминацией стала грандиозная For Those About To Rock (We Salute You), закончившаяся оглушительными пушечными выстрелами.

В ту ночь Энди Коппинг ехал домой в смешанных чувствах. «Мои ожидания были настолько высоки, что я чувствовал себя немного разочарованным», - вспоминает он. Сейчас, после просмотра видеозаписи выступления Van Halen, он говорит: «Мне понравилось даже больше, чем тогда, на концерте. Я подумал: да это же чертовски круто!». Но, оглядываясь назад, он добавляет: «Как ни печально это признавать, но тогда Рот как будто говорил: «Теперь я выше этой группы...».

На Росса Халфина видео произвело обратный эффект. «Тогда, когда я снимал концерт, я думал, что они великолепны. И я дважды видел их в Америке в 1984 году, и это было феноменально. Но когда я смотрел запись из Донингтона, я не мог поверить, насколько они были плохи!».

Халфин яснее всего помнит, что произошло после выступления Van Halen, когда все приняло неприятный оборот. «Во время концерта Эд улыбался мне, и я улыбался ему в ответ», - говорит он. «У него была очень хорошая улыбка. После концерта я пошел за кулисы, чтобы сделать несколько снимков. Там были Джон Энтвистл из The Who и Нил Шон из Journey. Я фотографировал их всех вместе. И первое, что Эдвард сказал мне, было: «Чему ты улыбаешься, чертов педик?».

«Я подумал, что он шутит, но потом он повторил это уже с ядком. Я начал было возмущаться, но тут вмешался Эдди Андерсон, их охранник. Майкл Энтони сказал: «Эй, не обращай внимания на Эда, он выпил». Раньше Эдвард всегда был со мной очень дружелюбен, поэтому, когда он так повел себя, меня это очень задело. Но он был пьян, а судить людей, когда они в таком состоянии, нечестно».

На видео видно, как Рот смеется вместе с Алексом Ван Халеном незадолго до начала выступления. Но, как утверждает Халфин: «Наверное, это потому, что Рот был обкурен». Если это так, то его акробатические трюки на сцене были еще более впечатляющими.

В заключение Халфин говорит, что плохое настроение Эдди было симптомом общего напряжения в группе. Как он выражается: «Когда узнаешь о том, какие отношения в группе, это сильно отталкивает».

2 сентября 1984 года, всего через две недели после Донингтона, Van Halen сыграли свой последний концерт перед тем, как расстаться с Ротом, на фестивале Monsters Of Rock в немецком Нюрнберге. По иронии судьбы, то выступление закончилось тем, что группа сбилась в кучу и исполнила а капелла Happy Trails, милую песенку так называемого «поющего ковбоя» Роя Роджерса. «Счастливого пути», - пропели они, - «до новой встречи».

Двадцать три года спустя, после того как Рот наконец помирился с братьями Ван Халенами ради воссоединительного тура, Коппинг сделал все возможное, чтобы заманить их обратно в Донингтон в качестве хедлайнеров Download. «Дважды я получал их подтверждение», - вздыхает он. «Я был так близок, но этого так и не случилось. Для меня это та самая группа, которая ускользнула».

У него остались только воспоминания о 1984 годе. «Люди до сих пор говорят, что это был лучший Monsters Of Rock за всю историю», - говорит он. «И всякий раз, вспоминая тот день, я думаю о Дэвиде Ли Роте. Лучший фронтмен, которого я когда-либо видел. Никто и близко не стоял».