Найти тему
Субъективный путеводитель

Хива. Как отличить настоящее хорезмское искусство от ширпотреба?

Как и в Бухаре и Самарканде, в Хиве немалую часть своеобразия создают неповторимые ремёсла:

Впрочем, кто разбирается ремёслах Бухары - наверное, заметили, что сюзане на кадре выше сплощшь бухарские, равно как и ковёр. Если Бухара впечатляет обилием подлинных и явно сделанных руками вещей среди обычных сувениров, то в Хиве всё куда провинциальнее, и на развалах тут в основном или интернациональный ширпотреб, или всё те же бухарские вещи. Расписные шкатулки, миниатюры с караванами, сюзане с красными розетками, индийские шелка, риштанские тарелки - словно и не уезжал из Бухары.

-2

Хотя многое тоже делается своими руками, в кузницах и столярных мастерских по всей Ичан-Кале кипит работа:

-3

А забавная деталь местного колорита - натуральный исход после захода солнца, когда хивинцы даже не разбирая уносят сувенирные развалы на склады. За хорезмским искусством лучше идти в музеи, дворцы и мечети...

-4

...ибо искусство это хотя и заметно уже по видам, но никак не слабее бухарского, и совершенно на него не похоже. Больше всего мне оно запомнилось вроде и простыми, но необычайно тонкими и плотными орнаментами, будь то керамика:

-5

Резьба по дереву:

-6

Роспись по дереву, набивка тканей:

-7

Чеканка и гравировка:

-8

Резьба по ганчу (глинопгипсу):

-9

Или по камню. Это надгробие Исфандияр-хана 17 века:

-10

Но самая характерная форма каменной резьбы, которую можно увидеть в Хиве - белые основания колонн, узоры которых как бы переходят в узоры деревянных столбов, одинаково тонкие и сложные.

Данное изображение свастики было сделано хивинскими мастерами задолго до появления германской национал-социалистической партии, а потому не может являться пропагандой нацизма. Автор осуждает нацизм и фашизм в любом их проявлении!
Данное изображение свастики было сделано хивинскими мастерами задолго до появления германской национал-социалистической партии, а потому не может являться пропагандой нацизма. Автор осуждает нацизм и фашизм в любом их проявлении!

Самое сильное впечатление в хорезмском искусстве на меня произвела именно деревянная резьба, которую я поставил бы, да простят меня патриоты, даже выше русской. При этом казалось бы - где дерево, а где Хорезм? Но видимо в том-то и дело, что дерево было здесь редким и благородным материалом, как в Европе слоновая кость, и потому его декор стал высоким искусством. Конечно, деревянная резьба встречается и в других уголках Средней Азии, но - не столь совершенная:

-12

Самые распространённые образцы - двери, колонны и потолки.

-13

Причём с давних времён:

-14

Хотя местные столяры и резчики не теряют сноровки и ныне - деревянный ширпотреб Хивы тоже очень хорош. Чаще всего это подкоранники, а вот например ещё и кухонные доски:

-15

Столярные мастерские в старых хивинских медресе на каждом шагу, я навскидку вспомню две или три штуки:

-16

В общем, Хива не зря имеет репутацию одного из мировых центров столярного искусства:

-17

А в музее старые токарные станки. Где-то слышал гипотезу, что русская деревянная резьба начиналась с оформления речных деревянных судов, ходивших по Волге, и лишь с их упадком "перекинулась" от разбредшихся мастеров на дома. По Волге ходили торговать именно что с Хивой - так не отсюда ли резьба вообще пришла в Россию, может быть через Золотую Орду, как шатёр ("хорезмский купол")? Косвенно в пользу этой версии говорит то, что богаче всего резьба как раз-таки в бассейне Волги.

-18

Отсюда (по другой версии - напротив, из Голландии) в Россию попала и мода на изразцы - ведь нашим центром этого искусства был Ярославль, где расходились пути в Европу (через Архангельский порт) и Азию (по Волге). За звание хорезмского искусства №1 с деревянной резьбой могла бы поспорить керамика, и именно изразцы оказались её самым живучим видом:

-19

В том числе характерные "птички", которые хорезмийцы считают зороастрийским символом, видимо упрощенным вариантом "крылатого Солнца" фаравахара:

-20

Хорезмская керамика безумно красива, и да простит меня славный род Нарзуллаевых, но по-моему совершеннее бухарской. Есть у неё и свой классик - мастер Абдулла по прозвищу Джинн, отделывавший в начале 19 века ханские дворцы, лучшие медресе и мавзолеи. Тонкие бело-голубые небесные орнаменты выглядят действительно как что-то не от мира сего.

Но настоящей хорезмской керамики осталось очень мало - солёная глина тяжела в обработке, а изделия из неё хрупки, как фарфор, поэтому знающих её секреты гончаров в наше время единицы, а изразец (который повесил на стену и любуешься) элементарно конкурентоспособнее тарелки (которую уронил да разбил). Как я понимаю, керамика на развалах - это в основном лишь стилизации, а то и вовсе вездесущий риштан (то есть керамика Ферганской долины, самая массовая в Узбекистане):

-21

А в общем, как я понимаю, хорезмская керамика тем, что я описал, не исчерпывалась и была весьма разнообразна - вот её образцы в музеях, в том числе набор для приготовления лекарств из трав в правом нижнем углу:

-22

Наконец, третье из главных искусств Хивы - хорезмская ювелирика, которая мне показалась гораздо красивее бухарской... да и не мне одному. Написано о ювелирной школе Хорезма - её жанрах, истории, символике - очень много, и как бухарцы спорят с туркменами за ковёр (туркменский или бухарский он, то есть), так и хорезмийцы - за ювелирное искусство: все виды хивинских украшений имеют свои аналоги и туркмен или каракалпаков, а лучшая их коллекция хранится и вовсе в музее Нукуса.

Возможно, хорезмское серебро - это что-то сродни "золоту скифов", которое делалось мастерами из оседлых городов, но в традиции кочевников. "Мужской" аналог ювелирики - гравировка клинков и украшение рукоятей, но я их почему-то не видел.

-23

Делали в Хорезме свои и ткани, будь то шёлк, хан-атлас или местная полосатая ткань алоча, причём одни (например, хлопковая ткань) считались женским ремеслом, другие (например, шёлк) - мужским. Не знаю, живо ли это сейчас, по крайней мере на базарах и сувенирных развалах я каких-то особенных тканей не припоминаю.

-24

Особенностью хорезмского ткачества было отсутствие вышивки (и соответственно своей школы сюзане) - всё делалось только через обработку самой ткани, и даже узоры в основном создавались при помощи набойки.

-25

Так что золотое шитьё - веяние скорее бухарское, а вот резная дверь - это точно Хорезм:

-26

Хивинские халаты - честно говоря, моих познаний не хватило бы на то, чтобы отличить их от бухарских, но думаю, намётанному глазу отличия были бы видны с первого взгляда.

-27

Более всего из хивинского костюма мне (а судя по количеству развалов с этим добром, и не только мне) запомнились шапки, в первую очередь огромные папахи - говорят, летом в них не жарко, а зимой они надёжно защищают от морозов и ветров, и в той же Бухаре, где климат куда мягче, были попросту не нужны. Хорошо помню, как на дореволюционных фотографиях путешествия по железной дороге через Среднюю Азию граница нынешних Узбекистана и Туркмении была заметно именна по тому, как сменился головной убор - туркменские папахи против узбекских тюбетеек. Но Хорезм всё-таки ближе к Туркмении:

-28

И здешние ковры хотя и входят в "бухарское" семейство (как уже говорилось, бухарский и туркменский ковёр в широком смысле - это одно и то же) с его геометрическими орнаментами (в противоположность растительным орнаментам самаркандских и персидских ковров), всё же вид у них какой-то более "туркменистый". Самыми "хивинскими" мне запомнились такие вот красные и фиолетовые ковры с сетью розеток в рамке орнамента:

-29

Вот такой сюжет в одном из музеев - на фоне хорезмского ковра и неожиданно на него похожего самаркандского сюзане сидят фигуры хорезмийцев в традиционных костюмах и с традиционными музыкальными инструментами. Впрочем, больше, чем сама по себе музыка славятся хорезмские танцы, образы которых археологи находили ещё во фресках древних крепостей. Самый известный - воинственный "лязги" (что-то общее с лезгинкой?), но вообще тут было огромное количество жанров, порой весьма экзотических.

Например, "цирковые" танцы на тарелке, на натянутом канате, на ходулях, с факелами, с жонглированием (в том числе ножами, тарелками или факелами), со всякими предметами на голове и многим другим. Или "ракс" - танцы сродни пантомиме, через которые рассказывается история или совершается гадание.

Ещё очень запомнился "танец сломанных пальцев" - по легенде, давным-давно одна танцовщица перед самым своим выступлением в ханском дворце сломала пальцы на ноге, и понимая, что в противном случае ей не сносить ещё и головы, буквально на ходу сочинила новый танец, тут же вошедший в традицию.

-30

Что же касается инструментов, то в общем-то все их я видел в Бухаре - на кадре выше это дойра ("узбекский бубен"), дутар (двухструнный щипковый инструмент) и похожий на гусли канун. На кадре ниже - струнный танбур, духовой сурнай или буламан и смычковый гиджак. Не опознал только духовой инструмент с кадра выше. Цветастое сюзане же на заднем плане - скорее всего с другого конца Узбекистана, из Сурхандарьи.

-31

Как ни странно, ещё к хивинским ремёслам можно отнести фотографию. Видимо просто Хива столь фотогенична, что первый фотограф и кинооператор тут объявился ещё в годы Хивинского ханства под русским протекторатом - это был хивинец Худайберген Деванов, в 1908 году направленный в Петербург и там освоивший фото- и кинодело. В том же году он снял две киноленты - "Виды Туркестана" и "Памятники архитектуры нашего края", а в Хиве его фотографиям посвящён целый музей. Увы, сохранилось из его наследия далеко не всё: в 1938 Деванов был арестован и сгинул в лагерях, а часть его архива была уничтожена.
Где-то на окраинах сохранился и его дом, но я туда идти поленился.

-32

И уж тем более была в Хиве и своя школа книгопечатания и каллиграфии со специфическим оформлением заглавных страниц в сине-зелёно-фиолетовой гамме. Но мне больше запомнился паспорт жителя (не "гражданина", а "подданного"!) Хивинского ханства:

-33

А вот один из символов Хивы на переломе - редчайшие в истории (ещё подобное было вроде бы в Монгольской империи и в непризнанных государствах Китайского Туркестана) шёлковые банкноты Джунаид-хана и Хорезмской Советской Народной республики:

-34

А вот на вопрос "расскажи про людей" - честно говоря, рассказать-то и нечего. Хорезм - он такой, по духу своему безлюдный, и чисто внешне жители Хивы не обладают тем колоритом, каким мне запомнились бухарцы. Сами типажи тут как-то космополитичнее и глобализованнее, я бы даже сказал - ровнее, чем в Центральном Узбекистане. Так что напоследок - взгляд с минарета в чужие дворы.