✔ Официальный сайт издательского фонда Генри Т. Лоренси на русском языке
Книги, опубликованные на канале
✔ Книга Генри Т. Лоренси Знание реальности, часть 6: Антропософия - духовная наука Штайнера. Предисловие. Рудольф Штайнер 1/7 (ссылки на предыдущие части эссе в конце статьи).
Продолжение Антропософия Штайнера. Штайнер как эзотерик 6/7
6.10 Антропософия Штайнера
1 Штайнер сформулировал свою собственную теорию познания, свою собственную философию, свою собственную сверхфизическую систему, свою собственную историю религий.
2 Он защищал свои взгляды, ссылаясь на следующие четыре источника знания, доступные ему:
обычный научный метод исследования,
воображение,
вдохновение,
интуиция.
3 Под воображением Штайнер имел в виду свое эмоциональное ясновидение, не зная эзотерической аксиомы, что «ни один провидец-самоучка никогда не видел правильно».
4 Вдохновение – самый обманчивый метод, что эзотерическая поговорка разъясняет: «Ангелы шепчут только ложь»; иллюзии и фикции, подхватываемые телепатически.
5 Определение интуиции показывает, что Штайнер не знал о том, что интуиция есть каузальное сознание, доступ к миру платоновских идей. Она отнюдь не является, как утверждает Штайнер, «отождествлением с высшим существом».
Никто во всем космосе не может отождествиться с высшим существом, только с низшим, что не всегда было очень благоприятным.
6 Как уже отмечалось, никто не может исследовать мир «чистым» мышлением, лишенным смысла термином (заимствованным у Канта, который построил чистый разум, лишенный содержания).
7 Согласно Штайнеру, человек живет в трех мирах («физическом, эфирном и астральном») и состоит из «организма, эфирного тела, астрального тела и бессмертного ядра своего существования, своего я, которое принадлежит к вечному духовному миру».
8 «Само я имеет самую тесную связь с астральным, или душевным, телом, вместилищем сознания.» Эти тела не материальны, но состоят из «эфирной жизненной силы» и «силы астрального сознания».
9 «Когда мысль сосредоточена, в освобожденном от физических образов сознании возникает мир сверхчувственных существ и событий. Всякая возможность самообмана исключена.»
10 Штайнер, очевидно, не знал, что человек в воплощении имеет пять оболочек, что наивысшая (пятая) оболочка (каузальная оболочка) называется телом души, что все эти пять оболочек имеют свои собственные виды сознания, что все оболочки состоят из все более тонких видов материи, что сила – это более тонкий вид материи, что индивид в человеческом царстве не может приписать свое самосознание той монаде в каузальной оболочке, которая является истинным я.
«Три мира», о которых он упоминает, – это те, о которых он знает по собственному опыту. Но без своей ментальной оболочки в ментальном мире человек не способен мыслить. Он должен был это знать.
11 Штайнер говорит о «космическом-планетарном», не зная, что планета находится не в космосе, а в Солнечной системе, и что солнечные системы рассматриваются как свои собственные шары в космосе, так же, как планета является шаром в Солнечной системе.
12 Критика Штайнера, правильная как таковая, традиционной мистики вовсе не основывалась на его собственных открытиях. Задолго до Штайнера было указано, что разум является единственным исправлением излишеств эмоционального воображения, и что презрение мистика к ментальности (как препятствие к единению с богом) обусловлено недостатком понимания.
13 Согласно Штайнеру, его учение «основано на прямом и непосредственном наблюдении сверхфизических реальностей», только его система является «логической системой, которая делает возможным рациональное мышление».
14 В его книгах постоянно встречается высказывание, что он пришел к своим взглядам через собственные наблюдения и что эти взгляды единственно верны.
Своими смелыми утверждениями он внушил своим (односторонне ориентированным) приверженцам веру в то, что именно он совершил все эти «духовные открытия». Постоянно говорят, что «Штайнер открыл важный факт» (незапамятный эзотерический факт), или что «духовная наука проливает новый свет на ...», или «учение Штайнера о перевоплощении ...», «своим откровениям об объективной реальности сверхчувственного мира ... Штайнер дал название антропософии».
15 То, что ученики Штайнера настаивают на его приоритете, не удивляет никого, кто следил за его развитием. У него была способность, часто наблюдаемая у тех, кто страдает комплексом сверхчеловека, помнить все, чему он научился, но забывать, как он этому научился.
Но стоит ли удивляться тому, что научно образованные люди некритично глотают все подряд без тщательного изучения литературы по сверхфизике, которая и без того огромна, это просто показывает его незнание научного легковерия, которое тоже существует.
Состоятельные факты, найденные у Штайнера, существовали «до Штайнера».
16 Ошибка Штайнера состояла в том, что он не удовлетворялся существовавшими тогда эзотерическими фактами и не пытался сделать из них систему, а дополнял факты своими собственными субъективистскими причудами.
Заслуга Штайнера состояла в том, что в то время, когда все авторитеты, принятые большинством на Западе, отрицали возможность сверхфизического знания, он осмелился встать и утверждать, что существует знание о «высшем мире».
Кроме того, он внес достойный похвалы вклад в различные области исследований.
6.11 Штайнер как эзотерик
1 Если под эзотериком подразумевается тот, кто в предыдущем воплощении был посвящен в орден эзотерического знания, учрежденный членом планетарной иерархии, кто таким образом имеет латентное знание реальности и кто в последующих воплощениях не примет никакого миро- и жизневоззрения, которое не согласуется с эзотерическим знанием, то Штайнер не был эзотериком.
2 Но если под эзотериком подразумевается тот, кто принимает сверхфизическую систему знания любого рода, тогда можно назвать Штайнера эзотериком.
3 Поскольку почти все попытки создания сверхфизических систем в наши дни называются «эзотерическими», термин все более искаженный, необходимо провести четкое различие между теми, кто, подобно Штайнеру, использует свои собственные построения для дополнения фактов реальности, и теми, кто основывает свои системы исключительно на фактах из планетарной иерархии.
4 Таким образом, эзотерические системы – это те системы знания, которые были разработаны в символической форме в различных орденах знания. Они были приспособлены к способности постигать реальность различных народов в течение последних 45 000 лет.
Некоторые из этих систем обобщила Блаватская в своей работе «Тайная Доктрина». Истолкование этих символов требует эзотерических фактов.
С 1875 года (когда некоторые части системы были разрешены к публикации) до 1920 года факты планетарной иерархии передавались через Теософское общество, а затем через другие органы («розенкрейцеры» или антропософы не входят в их число).
5 Эзотерику нетрудно определить, являются ли предполагаемые факты также реальными фактами. Только те, кто никогда не понимал, спорят об этом, спросят: «Кто это сказал?» Они довольствуются тем, что слепо полагаются на какой-то авторитет.
6 Штайнер никогда не был посвящен в какой-либо орден знания, признанный планетарной иерархией. Это лучше всего видно по тому, как он относился к полученным фактам. Те немногие эзотерические факты, которые есть в его антропософии, были взяты у теософов.
7 Штайнер не знал следующих фундаментальных фактов, необходимых для правильного представления о реальности:
три аспекта существования
атомная структура космоса
49 космических атомных миров
42 молекулярных вида в Солнечной системе
пятое природное царство
планетарная иерархия
планетарное правительство
солнечносистемное правительство
космическая организация
семь последовательно высших божественных царств. Продолжение Штайнер как историк 7/7
✔ Официальный сайт издательского фонда Генри Т. Лоренси на русском языке
Книги, опубликованные на канале
Продолжение Штайнер как теософ. Штайнер как розенкрейцер 2/7
Продолжение Штайнер и философия йоги. Штайнер как философ 3/7
Продолжение Собственная теория познания Штайнера 4/7
Продолжение Ясновидение Штайнера. Хроники акаши Штайнера 5/7