Найти тему
Sunny Blues

"Это совсем не похоже на Exile". Джаггер и Ричардс об альбоме «THE ROLLING STONES» 1973 года

Оглавление

Мик Джаггер и Кит Ричардс вспоминают альбом 1973 года

1973
1973

В 1972 году, завершив ставший знаковым для группы 18-трековый Exile On Main St., THE ROLLING STONES на некоторое время разбрелись кто куда.

И Goats Head Soup появился после того, как они снова собрались в Кингстоне на Ямайке, чтобы заняться новыми песнями, которые Мик Джаггер и Кит Ричардс написали по большей части по отдельности.

Сорок семь лет спустя - в 2020-м - альбом появился в новых многоформатных и подарочных изданиях, а Мик и Кит поделились воспоминаниями о студийных сессиях, насыщенных элементами фанка и соула, незаменимом вкладе приглашенных на запись Билли Престона и Ники Хопкинса, и замечательном сингле - балладе, которая вернула им первое место в Америке.

Не говоря уже о некоторых впечатляющих ауттейках, которые в 2020-м были включены в бонусный диск нового издания.

«Мы разбрелись по миру»

«Во время сессий Exile On Main St. мы просто жили все в моем подвале и делали то, что сделали», - сказал Кит. «Мы все еще были всесте тогда. Но к тому времени, когда подошел Goats Head Soup, Мик, я, ну и вся группа на некоторое время разбрелись по миру. Так что нам пришлось заново осваивать, как писать песни, не находясь друг у друга в кармане».

«Он, конечно же, очень отличается от Exile», - заметил Джаггер. «Exile был такой размашистой штукой, мы записывали его в течение долгого времени и он был сильно разбавлен отрывками из предыдущих сессий. Goats Head Soup - в основном это то, что мы писали в Кингстоне».

Мик и Кит, 1973
Мик и Кит, 1973

Ричардс продолжил: «В то время мы основательно увлеклись фанком, вот поэтому с нами был Билли Престон. И мы продолжали работать в этом направлении. А на Ямайке в то время происходило очень много всего. Помимо того, что мы записывали пластинку, в том же году Боб Марли записал там и выпустил Catch A Fire, а Джимми Клифф - саундтрек The Harder They Come».

«И в воздухе Ямайки витало ощущение, что что-то происходит. В каком-то смысле это напомнило мне Лондон 1963 года, Ямайка почувствовала, что она наконец-то появилась на карте, так что момент был прекрасный».

Ричардс вспоминает, как он написал главный сингл альбома - Angie - в Швейцарии, единственной стране в Европе, которая тогда была открыта для него, поскольку иммиграционные службы других государств внесли его в список лиц, въезд которых был нежелателен.

Джаггер отмечает: «Angie - красивая баллада с клавишными. Невозможно придумать что-либо дальше от суровой сути самого Exile».

«Я чувствовал ее потенциал»

«У нас ведь были баллады и до этого, и они были успешными, так что не было ничего странного записать балладу в акустическом стиле. Я уже чувствовал её музыкальный потенциал, если хотите. И всегда хотел добавить в нее клавишные и сильнее раскрыть ее потенциал».

В альбом вошли такие архетипические рок-композиции STONES, как открывающая Dancing With Mr. D,

Doo Doo Doo Doo Doo (Heartbreaker)

и заключительная, с неприличным названием, записанная на обложке альбома как Star Star.

«Ну да, это было довольно смело», - улыбается Джаггер. «Atlantic Records не захотели писать такое на обложке, поэтому и изменили название».

Среди материалов на бонусном диске есть демо-версия 100 Years Ago, и Джаггеру пришлось провести над ней небольшую исследовательскую работу.

«Думаю, что это мы с Китом играли на пианино», - считает он. «Они спросили меня: «А кто это играет на пианино в 100 Years Ago?», и я сначала ответил: «Я думаю, это я один играл». Затем я прослушал запись два или три раза и сказал: «Нет, мне кажется, кто-то еще играет на верхних клавишах, я не думаю, что я играл один, мне не хватило бы рук так сыграть». Так что я подумал, что со мной играл Кит. Я не уверен на 100%, но думаю, это он играет верхние ноты, и мы вдвоем играем на одном и том же пианино».

В 2020-м поклонники STONES получили также три ранее не издававшиеся энергичные роковые песни, All The Rage,

Criss Cross

и Scarlet с гитарным дуэтом Ричардса и Джимми Пейджа из LED ZEPPELIN.

Они были записаны в 1974 году в подвале лондонского дома Ронни Вуда, вскоре присоединившегося к STONES.

Вуд сам не играл на этой сессии, зато сыграли другие британские музыканты, Рик Греч и Брюс Роуленд, и дорожный менеджер STONES Иэн «Stu» Стюарт.

«Работать с Китом было здорово, причём мы играли прямо с нуля», - рассказал Пейдж. «Я уже работал с ним раньше, но тут всё было не так. Он начал, я следовал сменам аккордов, а затем я придумал рифф, чтобы дополнить то, что он делал. В следующий вечер я добавил и соло».

Пейдж познакомился с ними в начале 1960-х на британском блюзовом фестивале - еще до того, как они стали THE ROLLING STONES. Затем они приглашали его в студию в качестве сессионного гитариста, и это было в доледзеппелиновские времена. Ричардс поясняет: «Я знал Джимми, мы все его знали много лет, потому что он был другом Иэна Стюарта еще до того, как мы собрали STONES». Он добавил, что Пейдж иногда «просто заходил» на их сессии, например, на ту, когда сыграл соло-гитару для One Hit (To The Body) с альбома Dirty Work 1986 года.

«Огромное взаимное уважение»

Пейдж не забыл упомянуть о том «огромном взаимном уважении» в его отношениях со STONES, и о том, как он был искренне взволнован, когда Scarlet наконец-таки была реализована. «Я думаю, это действительно здорово, что мы её сделали. И совершенно блестяще Мик тогда спел», - сказал он, добавив о себе: «Но также мне очень приятно было услышать, как Джимми Пейдж «летал» в 1970-х».

Прошло более полувека с момента его создания, и Goats Head Soup безоговорочно стал классикой THE ROLLING STONES. «Иногда вы просто забываете о том, что вы когда-то сделали и как это всё произошло», - размышляет Кит. «И когда слушаешь те записи сейчас, в другом времени и в совершенно другом пространстве, на ум приходят совершенно другие вещи».

1973
1973

Подытожил Мик: «А мне нравится делать новые версии старых альбомов, находя те песни, которые еще никогда ранее не были выпущены, полагаю, что они становятся пусть немного, но интереснее. Но и сам оригинальный альбом все еще многого стоит».

Читать также: