Найти тему
Smooth & Quiet

Камера-обскура. История и ее использование в качестве инструмента для создания идеальной перспективы в живописи

До изобретения фотокамеры перенос реального изображения на лист бумаги или другую плоскую поверхность был делом непростым. Художник и изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи первым описал механизм, который значительно упростил бы рисование, позже получивший название - камера-обскура.

Вместо того чтобы тщательно выверять композицию, камера-обскура предлагает более короткий путь. Это изобретение позволило художникам легко переносить линии и формы с проецируемого изображения на холст.

ЧТО ТАКОЕ КАМЕРА-ОБСКУРА?

Camera obscura (с латыни "темная комната" или "темная камера") — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Устройство, имеющее форму коробки, используется в качестве вспомогательного средства для рисования. Камера-обскура пропускает свет через небольшое отверстие с одной стороны и проецирует перевернутое и инвертированное изображение с другой.

КАК ОНА РАБОТАЕТ?

-2

Как следует из названия, многие исторические эксперименты с камерой-обскура проводились в затемненной комнате. Окружение проецируемого изображения должно быть относительно темным, чтобы изображение было четким. Человеческий глаз работает во многом так же, как камера-обскура; у обоих есть отверстие (зрачок), двояковыпуклая линза для преломления света и поверхность, на которой формируется изображение (сетчатка).

Ранние камеры-обскура были большими и часто устанавливались внутри целых комнат. Позднее портативные версии, сделанные из деревянных ящиков, имели линзы, позволяющие пользователям регулировать фокус. Некоторые портативные камеры-обскура также были оснащены наклонным зеркалом, что позволяло проецировать изображение нужной стороной вверх.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КАМЕРЫ-ОБСКУРА

Самые ранние упоминания теории камеры-обскура можно найти в V веке до н. э. в исследованиях китайского философа и основателя моизма Мо-цзы (470-390 гг. до н. э.), в которых было зафиксировано, что изображение в камере-обскура перевернуто, так как лучи света распространяются по прямым линиям от своего источника.

Схема Анфимия из Траллеса, иллюстрирующая отражение световых лучей плоским зеркалом через отверстие (Фото из интернета)
Схема Анфимия из Траллеса, иллюстрирующая отражение световых лучей плоским зеркалом через отверстие (Фото из интернета)

В IV веке греческий философ Аристотель заметил, что солнечный свет, проходящий через просветы между листьями, проецирует на землю изображение солнечных затмений. Это явление также отметил греческий математик VI века и соавтор собора Святой Софии Антемий из Траллеса, который использовал в своих экспериментах своего рода камеру-обскура. В IX веке арабский философ, математик, врач и музыкант Аль-Кинди также экспериментировал со светом и булавочным отверстием.

Знакомый с этими ранними исследованиями, Леонардо да Винчи опубликовал первое четкое описание камеры-обскура в Codex Atlanticus (1502год), 12-томном сборнике своих рисунков и сочинений, где он также рассказывал о других изобретениях, таких как летательные аппараты и музыкальные инструменты. Он написал (перевод с латыни): "Когда изображения освещенных объектов проходят через маленькое круглое отверстие в очень темную комнату, вы будете видеть на бумаге все те объекты в их естественных формах и цветах…"

Рисунок, сравнивающий человеческий глаз с камерой-обскура из "Codex Atlanticus" Леонардо да Винчи, 1490–1495 гг. (Фото из интернета)
Рисунок, сравнивающий человеческий глаз с камерой-обскура из "Codex Atlanticus" Леонардо да Винчи, 1490–1495 гг. (Фото из интернета)

За эти годы да Винчи нарисовал в своих альбомах около 270 схем оптического прибора.

ЯН ВЕРМЕЕР И КАМЕРА-ОБСКУРА

Хотя нет никаких документальных свидетельств, подтверждающих это, историки искусства предположили, что голландский мастер XVII века Ян Вермеер использовал камеру-обскура в качестве вспомогательного средства для создания своих картин. Теория основана на изучении самих произведений искусства. Под поверхностью его картин нет никаких признаков того, что он вносил какие-либо исправления в свои эскизы во время работы. Вместо этого Вермеер создавал теневое изображение, очерчивающее сцену перед написанием картины, возможно, на основе спроецированного изображения.

Первым человеком, публично высказавшим предположение о том, что Вермеер использовал камеру-обскура, был американский художник Джозеф Пеннелл. В 1891 году он заметил, что мужчина на переднем плане картины Вермеера сОфицер и смеющаяся девушка"(1657год) был показан почти в два раза больше, чем девушка, напротив которой он сидел, — точно так же, как эта сцена могла бы выглядеть на фотографии.

Ян Вермеер, "Офицер и смеющаяся девушка", 1657год (Фото из интернета)
Ян Вермеер, "Офицер и смеющаяся девушка", 1657год (Фото из интернета)

Даже если Вермеер действительно использовал камеру-обскура для достижения фотографической перспективы, его талант не следует умалять. Художник и автор книги "Следы Вермеера" (2017год) Джейн Джелли пишет: "Изображение с камеры-обскура - это всего лишь проекция. Чтобы запечатлеть и перенести ее на холст, требуются мастерство, рассудительность и время; и его продукт может быть только частью процесса создания картины. Мы никогда не узнаем, работал ли Вермеер таким образом, но мы должны помнить, что это не бессмысленный процесс и не короткий путь к успеху".