До изобретения фотокамеры перенос реального изображения на лист бумаги или другую плоскую поверхность был делом непростым. Художник и изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи первым описал механизм, который значительно упростил бы рисование, позже получивший название - камера-обскура.
Вместо того чтобы тщательно выверять композицию, камера-обскура предлагает более короткий путь. Это изобретение позволило художникам легко переносить линии и формы с проецируемого изображения на холст.
ЧТО ТАКОЕ КАМЕРА-ОБСКУРА?
Camera obscura (с латыни "темная комната" или "темная камера") — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Устройство, имеющее форму коробки, используется в качестве вспомогательного средства для рисования. Камера-обскура пропускает свет через небольшое отверстие с одной стороны и проецирует перевернутое и инвертированное изображение с другой.
КАК ОНА РАБОТАЕТ?
Как следует из названия, многие исторические эксперименты с камерой-обскура проводились в затемненной комнате. Окружение проецируемого изображения должно быть относительно темным, чтобы изображение было четким. Человеческий глаз работает во многом так же, как камера-обскура; у обоих есть отверстие (зрачок), двояковыпуклая линза для преломления света и поверхность, на которой формируется изображение (сетчатка).
Ранние камеры-обскура были большими и часто устанавливались внутри целых комнат. Позднее портативные версии, сделанные из деревянных ящиков, имели линзы, позволяющие пользователям регулировать фокус. Некоторые портативные камеры-обскура также были оснащены наклонным зеркалом, что позволяло проецировать изображение нужной стороной вверх.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КАМЕРЫ-ОБСКУРА
Самые ранние упоминания теории камеры-обскура можно найти в V веке до н. э. в исследованиях китайского философа и основателя моизма Мо-цзы (470-390 гг. до н. э.), в которых было зафиксировано, что изображение в камере-обскура перевернуто, так как лучи света распространяются по прямым линиям от своего источника.
В IV веке греческий философ Аристотель заметил, что солнечный свет, проходящий через просветы между листьями, проецирует на землю изображение солнечных затмений. Это явление также отметил греческий математик VI века и соавтор собора Святой Софии Антемий из Траллеса, который использовал в своих экспериментах своего рода камеру-обскура. В IX веке арабский философ, математик, врач и музыкант Аль-Кинди также экспериментировал со светом и булавочным отверстием.
Знакомый с этими ранними исследованиями, Леонардо да Винчи опубликовал первое четкое описание камеры-обскура в Codex Atlanticus (1502год), 12-томном сборнике своих рисунков и сочинений, где он также рассказывал о других изобретениях, таких как летательные аппараты и музыкальные инструменты. Он написал (перевод с латыни): "Когда изображения освещенных объектов проходят через маленькое круглое отверстие в очень темную комнату, вы будете видеть на бумаге все те объекты в их естественных формах и цветах…"
За эти годы да Винчи нарисовал в своих альбомах около 270 схем оптического прибора.
ЯН ВЕРМЕЕР И КАМЕРА-ОБСКУРА
Хотя нет никаких документальных свидетельств, подтверждающих это, историки искусства предположили, что голландский мастер XVII века Ян Вермеер использовал камеру-обскура в качестве вспомогательного средства для создания своих картин. Теория основана на изучении самих произведений искусства. Под поверхностью его картин нет никаких признаков того, что он вносил какие-либо исправления в свои эскизы во время работы. Вместо этого Вермеер создавал теневое изображение, очерчивающее сцену перед написанием картины, возможно, на основе спроецированного изображения.
Первым человеком, публично высказавшим предположение о том, что Вермеер использовал камеру-обскура, был американский художник Джозеф Пеннелл. В 1891 году он заметил, что мужчина на переднем плане картины Вермеера сОфицер и смеющаяся девушка"(1657год) был показан почти в два раза больше, чем девушка, напротив которой он сидел, — точно так же, как эта сцена могла бы выглядеть на фотографии.
Даже если Вермеер действительно использовал камеру-обскура для достижения фотографической перспективы, его талант не следует умалять. Художник и автор книги "Следы Вермеера" (2017год) Джейн Джелли пишет: "Изображение с камеры-обскура - это всего лишь проекция. Чтобы запечатлеть и перенести ее на холст, требуются мастерство, рассудительность и время; и его продукт может быть только частью процесса создания картины. Мы никогда не узнаем, работал ли Вермеер таким образом, но мы должны помнить, что это не бессмысленный процесс и не короткий путь к успеху".