Найти в Дзене
Steinvard

Что случилось с Adobe Flash?

Оглавление
Изображение: Adobe Flash 1996-2020
Изображение: Adobe Flash 1996-2020

Многие годы Adobe Flash был важной частью интернета и даже выходил за его пределы. Технология Flash широко использовалась для создания всевозможных анимаций, игр, интерактивных сайтов, а также для воспроизведения аудио и видео. В 2000-е Adobe Flash являлся обязательным компонентом компьютеров и оставался таковым даже в начале 2010-х годов, а поддержка Flash Android-смартфонами поначалу выглядела как преимущество перед смартфонами от Apple, которые эту технологию не поддерживали изначально.

Но со временем Flash утратил былую популярность, а затем и вовсе был признан устаревшей технологией. Его поддержка была прекращена, и Adobe Flash стал чем-то вроде музейного экспоната, олицетворяющего интернет 2000-х.

Расцвет Flash

Изображение: Adobe Flash Logo и игры на Flash
Изображение: Adobe Flash Logo и игры на Flash

История Flash началась в 1993 году, когда была основана компания FutureWave, выпустившая приложение для графического планшета. Задумка состояла в том, чтобы нарисованное изображение представляло собой векторную графику — это позволяет изображению выглядеть одинаково чётко на экранах любых размеров.

Позже разработка была портирована на Windows и Mac и получила поддержку анимаций. В те годы интернет только зарождался и был крайне медленным, поэтому появление анимированной графики, которая не требовала большого количества памяти, оказалось причиной успеха этой технологии. Оптимизация достигалась за счёт инструкций по перемещению объектов в кадре вместо прорисовки каждого отдельного кадра.

Изначально эта технология была известна как FutureSplash. Переименование во Flash случилось в 1996 году, когда FutureWave была продана компании Macromedia. Работа над Flash продолжилась, результатом чего стало появление всё большего количества всевозможных видео и игр, которые не требовали сверхбыстрого интернета. А на рубеже 20-го и 21-го веков скорость интернета была крайне ограничена.

Скриншот: страница загрузки Adobe Flash
Скриншот: страница загрузки Adobe Flash

В 2003 году появились первые мобильные устройства с поддержкой Flash Lite — облегчённой версии Flash. Поначалу даже YouTube, появившийся в 2005 году, для воспроизведения видео требовал Flash Player. К тому времени Flash был установлен на 98% компьютеров интернет-пользователей. В том же 2005 году Macromedia была продана компании Adobe, после чего Macromedia Flash сменил название на Adobe Flash.

В итоге Flash дал индустрии то, что ей было нужно — широкие мультимедийные возможности при минимальном размере файлов. Векторная графика позволяла использовать минимум ресурсов, создавая все основные элементы мультимедиа, такие как анимации и интерактивность независимо от разрешения экрана. Помимо этого, Flash поддерживал растровую и трёхмерную графику, что тоже нашло широкое применение.

Упадок

Изображение: презентация первого Apple iPhone в 2007 году
Изображение: презентация первого Apple iPhone в 2007 году

В 2007 году Apple выпустила первый iPhone, который не поддерживал Flash. Все последующие смартфоны от Apple тоже были без Flash, что преподносилось как существенный плюс в пользу Android-смартфонов, которые Flash поддерживали. Особенно учитывая, что в то время Flash использовался в интернете повсеместно. Но Apple не могла оставить своих пользователей без YouTube, поэтому создала отдельное приложение для этой видеоплатформы, а Google конвертировала видео в формат, который поддерживался iPhone.

В 2010 году глава Apple Стив Джобс заявил, что все мобильные устройства Apple никогда не будут поддерживать Flash из-за проблем с производительностью, безопасностью и временем работы устройств от батареи, а также потому что интерактивные элементы Flash всё равно придётся переписывать для комфортного использования с мобильных устройств.

В том же 2010 году YouTube перешёл на воспроизведение видео на мобильных платформах на основе HTML5. Что касается поддержки Flash Android-смартфонами, это преимущество оказалось весьма сомнительным по причинам, ранее изложенным Стивом Джобсом: плохая производительность и большое энергопотребление.

На компьютерах Flash всё ещё оставался популярным и востребованным. Одна из причин — использование графического чипа для обработки 3D-графики, благодаря чему можно было обеспечить хорошую производительность в браузерных 3D-играх, которые пользовались популярностью.

Прекращение поддержки

Скриншот: завершение поддержки Adobe Flash
Скриншот: завершение поддержки Adobe Flash

В 2012 году Adobe заявила, что в ближайшие 5-10 лет поддержка Flash будет прекращена для всех платформ. Последнее обновление Flash для Android вышло в 2013 году. Работа над Flash для компьютеров ещё продолжалась, но разработчики веб-приложений и создатели контента уже понимали, что вскоре они будут вынуждены переключиться с Flash на более перспективные программные платформы.

В 2014 году завершилась работа над стандартом HTML5, который впоследствии заменил Flash за счёт того, что был более совершенным и функциональным, а также не содержал его недостатков. Среди преимуществ HTML5 также была ориентированность на мобильные устройства, которые к тому времени уже были широко распространены.

В 2015 году YouTube отказался от использования Flash на всех платформах и полностью перешёл на HTML5. А в 2016 году Google отключила Flash в своём браузере Chrome, но оставила возможность включить эту устаревающую технологию на конкретных сайтах.

В 2017 году уже сама Adobe назвала технологию Flash устаревшей и сообщила дату окончания её поддержки — 31 декабря 2020 года. Такое решение объяснялось появлением более совершенных стандартов, таких как HTML5, и постепенным отказом браузеров и интернет-ресурсов от использования Flash.

Как и было запланировано, 31 декабря 2020 года поддержка Flash завершилась. Adobe удалила со своего сайта плагины для браузеров и программу Adobe Flash, а последние версии Flash имели функцию самостоятельного отключения после прекращения поддержки. Более того, в 2021 году Microsoft выпустила обязательное обновление для Windows, которое удалило Flash из операционной системы.

Интересный факт: в 2020 году перестал существовать глобальный вариант Flash, но не вариант для Китая. Последняя китайская версия Flash вышла 12 сентября 2023 года.

Наследие Flash

Скриншот: Flashpoint Archive
Скриншот: Flashpoint Archive

За всё время существования технологии Flash было создано огромное количество Flash-игр, а после объявления о завершении поддержки стало понятно, что вскоре все такие игры просто перестанут работать в актуальных браузерах. Поскольку подавляющее большинство пользователей останется без Flash, владельцы сайтов с Flash-играми постепенно начнут их удалять.

Чтобы наследие технологии Flash не оказалось утеряно, люди начали создавать программы для скачивания и локального запуска Flash-игр. Так появился Flashpoint Archive — онлайн-ресурс, хранящий игры и приложения, работающие на технологии Flash. Согласно данным Flashpoint на момент подготовки этой статьи, всего этот онлайн-ресурс сохранил более 200 тысяч игр и анимаций, суммарный объём которых составляет 1,68 ТБ.

Что с Flash было не так?

Изображение: CommitStrip
Изображение: CommitStrip

Несомненно, технология Flash принесла колоссальную пользу, но вместе с этим имела множество недостатков и уязвимостей, которые создавали многочисленные проблемы пользователям на протяжении всего жизненного цикла Flash, что и стало причиной массового отказа от этой технологии.

Flash создавал чрезмерную нагрузку на процессор из-за своей неэффективности, что оказалось существенным ограничением для её полноценной работы на мобильных устройствах. К тому же разработчики Flash-приложений не всегда занимались их оптимизацией.

Пользователи часто сталкивались с возникающими сбоями в работе Flash-приложений, что время от времени нарушало работу всего браузера, а не только отдельных Flash-элементов на конкретных веб-страницах. Такое положение вещей сильно ограничивало использование Flash там, где требовались стабильность и отказоустойчивость.

Более того, за всё время существования Flash было обнаружено огромное количество уязвимостей, которые позволяли злоумышленникам совершать различные действия с компьютерами пользователей. Среди таких уязвимостей была обнаружена возможность перехвата содержимого буфера обмена и даже получения доступа к веб-камере и микрофону. Однажды во Flash нашли уязвимость, которая позволяла вредоносным программам проникать в операционную систему непосредственно через Flash.

Разумеется, Flash регулярно получал обновления, которые устраняли найденные проблемы с безопасностью, но постоянно находились новые. Flash появился в нужное время, но с годами всё сильнее нуждался в замене из-за своих недостатков и ограничений. Поэтому расцвет Flash в 2000-х сменился на его стремительный закат в 2010-х и остался в воспоминаниях тех, у кого интернет и компьютеры конца 20-го и начала 21-го веков прочно ассоциируются с видео, играми и различными интерактивными анимациями, которые стали возможны именно благодаря Flash.