Найти в Дзене
Библио Графия

6 типов читателей. А каким читателем являетесь вы?

Оглавление

В статье «Я — всеядный читатель...» я рассказала о шести типах читателей, с которыми чаще всего встречалась в своей практике, — всеядный читатель, литературный аристократ, литературный модник, литературный консерватор, читатель-привередник и читатель-документалист. Как обещала, рассказываю о каждом из них подробнее.

1. Всеядный читатель

Всеядный читатель читает книги разных жанров. Для него нет хороших и плохих жанров, а есть хорошие и плохие книги. И сравнивать книги разных жанров он никогда не будет.

Говоря о всеядном читателе, я имею в виду широкие читательские интересы и позитивный настрой. По темпераменту я бы сравнила его с классическим сангвиником — это живой и активный читатель, гибкий и любознательный, не делающий драмы из несоответствия ожидаемого и реального.

2. Литературный аристократ

В зависимости от степени «аристократизма» читатели этой категории бывают как «аристократами», так и «снобами».

Литературный аристократ читает очень избирательно и преимущественно интеллектуальную литературу. Если он увидит у вас в руках детектив, никогда не скажет «что за х—нь вы читаете». Он даже так не подумает. Для него важны свои собственные интересы и убеждения. Но это не значит, что качественный детектив в ваших руках он не сможет оценить.

Литературный сноб — человек, который всей душой стремится к высокой литературе, обличает по его мнению низкую литературу, но втайне, пока никто не видит, может читать что угодно. Вы будете думать, что он увлечён Кафкой, а он прочитал 100-томник Донцовой. Кстати, Донцова — хорошая лакмусовая бумажка для сноба. Он не упустит случая громко посетовать на её низкосортное творчество и большие гонорары. Не всегда, но довольно часто литературный сноб мало образован в литературном плане и имеет довольно скромную читательскую базу.

3. Литературный модник

Это читатель, который стремится быть в курсе всего, что происходит в книжном мире, — какие новинки вышли, какие «звёзды зажглись», «какие ветры дуют». Все, кто имеет профессиональное отношение к книгам и литературе, являются литературными модниками. Будь ты хоть библиотекарем, книжным обозревателем, критиком, блогером, журналистом.

Но, безусловно, это понятие относится не только к профессионалам. Любой увлечённый читатель может интересоваться тем, что новенького вышло, хотя бы даже в его любимом жанре.

Литературным модником вполне может быть всеядный читатель (п. 1) и литературный аристократ (п. 2), но вряд ли могут быть все последующие читатели (пп. 4, 5, 6).

4. Литературный консерватор

Литературный консерватор предпочитает читать классику. Это может быть как классика в целом, так и конкретно русская, зарубежная или советская классика. К консерваторам я бы отнесла и тех, кто вообще узко ограничивает круг читаемых книг, отдавая предпочтение чему-то конкретному.

Однако, литературный консерватор не просто предпочитает что-то одно, он довольно демонстративно выступает против чего-то другого. Например, любя классику, обесценивает современную литературу, читая русскую литературу, кидает камни в зарубежную.

5. Читатель-привередник

Привередник — человек с капризами. Ему всегда что-то не так. Книга не понравилась, значит она плохая, расхваленная, а все положительные отзывы — ложь. Даже тогда, когда читатель-привередник прочитает книгу с удовольствием, он найдёт к чему придраться — не к сюжету так к языку, не к языку так к цене, не к цене так к бумаге.

Привередник часто не дочитывает книги, думаю, потому, что внутренние противоречия мешают правильно определиться с выбором. Возникает парадокс: слишком разборчивый человек заведомо берёт читать не своё. Я бы посоветовала таким читателям выбирать преимущественно «отстоявшиеся» книги. Книги, о которых уже очень много отзывов, и риск ошибиться минимальный. И обязательно, обязательно (!) держать в узде ожидания. Большие ожидания — большие разочарования.

6. Читатель-документалист

Это читатель, который даже от художественной литературы ждёт 100-процентной достоверности. Причём сам в основном не имеет исторического (или иного профильного) образования, не сможет внятно сформулировать, а тем более доказать с указанием источников, в чём автор не прав. Всё обычно лежит в области эмоций и бичевания — тем, сюжета, автора книги.

Документалисты не умеют получать удовольствие от литературных произведений. Я бы порекомендовала им читать документальную литературу, где приведены подлинные документы, реальные факты со статистическими выкладками, мемуары, письма и проч. Вкладывать свои интересы в правильное русло. Не искать, так сказать, чёрную кошку в тёмной комнате.

***

Конечно, типов читателей может быть больше. Но мой личный опыт выделил именно эти шесть наиболее выразительных типов. Как я уже писала, я — всеядный читатель с чертами модника. Не скажу, что я особо яркий литературный модник, но в силу своего рода занятий стараюсь держать руку на пульсе и рассказывать о новинках вам. В том числе, в моём Телеграме. Подписывайтесь, чтобы ничего интересного не пропустить.

А вы какой читатель?