По тому, что ребёнок начал читать серьёзные книги, можно понять, что он повзрослел. По тому, как и что читает взрослый, можно судить о нём как о читателе. В интернете встречается много классификаций читателей. Но в своей практике чаще всего я встречала читателей шести типов: всеядный читатель, литературный аристократ, литературный модник, литературный консерватор, читатель-привередник, читатель-документалист.
Я — всеядный читатель. Люблю классическую и современную литературу, жанровую и внежанровую, художественную и документальную, не боюсь экспериментировать, не злюсь, если эксперимент не удался. Такой я стала, в том числе и благодаря профессии. Но об этом расскажу ниже.
Школа
В 11-12 лет я зачитывалась советскими книгами о подростках — «Мой брат играет на кларнете», «Поздний ребёнок», «А тем временем где-то…» Анатолия Алексина, «Четвёртая высота» Елены Ильиной, «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Динка», «Динка прощается с детством» Валентины Осеевой, «Белеет парус одинокий», «Сын полка» Валентина Катаева и т.д.
В 13-14 лет стала интересоваться совсем другими книгами, приключенческими. Эмилио Сальгари «Чёрный Корсар», Джеймс Фенимор Купер «Красный корсар» (красный, как сейчас помню, понравился мне меньше чёрного), книги Купера про индейцев — «Зверобой», «Последний из могикан» и др.
Лет в 14-15 добавилась фантастика («Остров Погибших Кораблей», «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля» Александра Беляева) и исторические романы («Айвенго», «Квентин Дорвард» Вальтера Скотта, «Три мушкетёра» Александра Дюма).
Будучи школьницей, я сходила с ума по Теофилю Готье («Капитан Фракасс»), Рафаэлю Сабатини («Одиссея капитана Блада»), Жорж Санд («Консуэло» и «Графиня Рудольштадт»), Вениамину Каверину («Два капитана»).
Очень любила «Республику ШКИД» Л. Пантелеева и Григория Белых и «Педагогическую поэму» Антона Макаренко. Мечтала стать учительницей русского языка и литературы. С удовольствием читала книги о детях, школе и педагогах.
Институт
Но учиться я пошла не в Пединститут, а на Библиотечный факультет Московского государственного института культуры. О стольких самых разных литературах, сколько было у меня в институте, в школе я даже мечтать не могла — античная, русская (разных периодов), зарубежная (тоже разных периодов), советская, детская... Читали очень много. Но в большей степени я всё-таки была тогда поглощена зарубежной литературой. Да, именно зарубежку я открыла для себя в институтские годы, поскольку в школе акцент делался на русскую и советскую литературу.
Эмиль Золя, Теодор Драйзер, Оноре де Бальзак, Сомерсет Моэм, Ги де Мопассан, Гюстав Флобер, Уильям Теккерей, Стендаль, Эрнест Хемингуэй, Чарльз Диккенс, Эрих Мария Ремарк, Бернард Шоу, Томас Манн и проч.
Я получила советское образование, поэтому изучали мы далеко не всех зарубежных писателей. Ни о Вирджинии Вулф, ни о Томасе Пинчоне, ни о Хорхе Луисе Борхесе, ни о Юкио Мисиме и многих других не могло быть и речи, потому что на момент моей учёбы их книги не были переведены на русский язык или ещё не успели войти в программу вуза. Если честно, я даже не помню, были ли у нас в программе Уильям Фолкнер и Джон Стейнбек.
Столько прекрасных книг, сколько я прочитала в юности, за 10-12 лет активного, временами безудержного чтения, я не прочитала потом, наверное, никогда. Во взрослой жизни на это просто нет времени.
Кстати, в школьные и институтские годы у меня зародилась любовь к детективам. При любой возможности, когда можно было достать, я читала Артура Конан Дойля, Агату Кристи, братьев Вайнеров, Николая Леонова, Юлиана Семёнова, Эдуарда Хруцкого, Льва Овалова и проч.
После института
я стала активно читать то, чего раньше просто не было. Большей частью эти романы и повести выходили в толстых журналах:
- А. и Б. Стругацкие «Град обреченный» — «Нева» 1988, № 9,10, 1989, № 2,3,»;
- Владимир Дудинцев «Белые одежды» — «Нева», 1987, №№ 1-4;
- Анатолий Приставкин «Ночевала тучка золотая…» — «Знамя», 1987, №3, 4;
- Сергей Довлатов «Филиал» — «Звезда», 1989, № 10;
- Евгений Замятин «Мы» — «Знамя», 1988, №№ 4, 5;
- Даниил Гранин «Зубр» «Новый мир, 1987, № 1,2».
После института я работала в Районной Центральной библиотеке и тоже много читала. Помимо романов в толстых журналах, которые бередили воображение своей новизной и необычностью тем, я читала множество самых разных книг, а том числе поэзии.
1990-е и нулевые
Моя жизнь сложилась так, что я захватила и советские времена, и перестройку, и постсоветское время. Молодёжь этого, конечно, представить не может, но, согласно разным историческим периодам, выходили разные книги и в разном объёме. Есть те, кто помнит советское время как клондайк книг в магазинах, там же, где я жила, книжные полки в магазинах были полупусты, мы сдавали макулатуру и за каждые 20 кг получали по книге. А чаще просто ходили в библиотеки.
Но вот наступили 1990-е и поток самой разной литературы хлынул на читателя. Среди откровенного шлака в нём были и хорошие книги, например, отличные зарубежные детективы. Рекс Стаут, Эрл Стэнли Гарднер, Себастьен Жапризо, Сидни Шелдон, Буало-Нарсежак, Эллери Квин — книги этих детективщиков я читала стопками. Скупала всё, что находила.
В 2021 году я опубликовала две статьи по этой теме. Они, конечно, тоже неполные, перечислить всё прочитанное невозможно. Но общее представление составить можно.
В нулевых я не обошла ни Александру Маринину, ни Дарью Донцову, ни Татьяну Устинову, ни Полину Дашкову. Маринину и Устинову с тех пор полюбила и прочитала у них всё (у Устиновой точно всё). Донцова довольно быстро наскучила. Сейчас об этом говорить как-то не принято, но её тогда все читали, кто вообще читал отечественные женские детективы.
С середины нулевых и до 2020 года (это больше 15 лет) читала довольно мало. Я ушла работать в туризм, затем занялась самостоятельными путешествиями. Всё время была в поездках, подготовках к поездкам. Да, я всегда читала, но так, как читают обычные люди: купил пару книг, прочёл, купил ещё пару книгу, опять прочёл.
2020-е
Грянул ковид. Туристический год был расписан почти до зимы. Отменила 5 поездок нашего клуба (к этому время я создала Клуб путешественников) — снимала брони на отели (по 10-15 номеров), экскурсии, кафе/рестораны...
И с этого началась эпоха «Библи Графии», которая продолжается до сих пор. Книги вальяжно вышли вперёд и, усмехнувшись, сказали: «Ну что, продолжим?».
Какие книги я читаю сейчас, вы знаете, если читаете мой канал.
Итоги
На заре ведения канала мне иногда писали: «Что за ерунду вы читаете?! Стыд и позор! Надо читать классику!». В моей жизни так получилось, что благодаря любви к чтению и моему образованию, я получила хорошую базу и впоследствии могла себе позволить читать разную литературу, в том числе новую, в том числе развлекательную. Мне не нужно было догонять и навёрстывать. Появлялись новые книги, я их по мере сил и желания читала и была в курсе того, что выходит в свет.
Сейчас такой момент, когда меня снова тянет на классику. И классику я покупаю чаще современной литературы. Ведь большинство книг, которые я читала раньше, были библиотечными. А мне хочется иметь возможность в любой момент взять томик в руки и читать.
Перечитываю классику нечасто, хотя желание такое есть. Зато читаю то, что прошло мимо меня. Познакомилась с Вирджинией Вулф, Григорием Федосеевым, Гайто Газдановым, продолжаю знакомство с Д.Д. Карром, частично перечитываю, а частично читаю впервые романы Эмиля Золя. Вот уже и Стивенсон на подходе. В детстве я мало его читала.
От классики получаю удовольствия больше, чем от современных книг. Современное часто стало огорчать. Слабовато. От этого устаёшь. А классика обманывает редко. После неё такой приятный шлейф остаётся, что хочется читать, читать и читать ещё больше.
Да, всё меняется. Меняются времена, меняемся мы, меняются читательские вкусы. Но все это вместе взятое и формирует нас как читателей.
А ваши читательские вкусы меняются?
***
Если статья вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Если хотите читать «Библио Графию» чаще, присоединяйтесь к моему каналу в Телеграме.
Также на «Библио Графии» теперь есть Премиум-подписка — дополнительные эксклюзивные материалы для тех, кто готов поддержать мой труд рублём. Премиум-подписку можно оформить на главной странице канала.