Найти в Дзене
Морская коллекция

Эскадренные миноносцы УРО. Стальные псы "Железной леди". «Шеффилд»

Оглавление

В 50-60 е годы британский флот переживал ряд трансформаций, связанных с превращением из мирового флота №1 во флот второстепенной морской державы. Империя схлопнулась и ее отдельные куски постепенно покидали зону контроля. Суетливые попытки удержать то, что есть, были остановлены твердой совместной позицией США и СССР, наглядно проявившейся во время Суэцкого кризиса. На британских империалистов грозно цыкнули и из Москвы и из Вашингтона. На большой флот, соответствующий амбициям, у Великобритании денег уже не было, на второе место в мире уверенно выходил Советский флот.

Развитие ракетной техники, в частности ракетных комплексов ПВО, заставило британское Адмиралтейство обратить внимание на корабли сопровождения для своих авианосцев, способных прикрыть их от советской ударной морской авиации, которая в 60-е годы считалась основной угрозой для Королевского флота. Первые эсминцы УРО британского образца были заложены в конце 50-х и представляли собой корабли, построенные вокруг ЗРК Seaslug. Восемь этих эсминцев известны как тип «Каунти».

Их конструкция была следствием попытки скрестить ужа и ежа, собственно эсминец УРО с легким крейсером, которые требовались фантому почившей Британской империи для силовой проекции своего присутствия в регионах с оставшимися колониями и полуколониями. Попытка дальнейшего развития этой концепции, план строительства 8 еще более крупных крейсерских эсминцев УРО тип 82, был свернут вместе с планами на четыре авианосца тип CVA-01, чье ПВО должны были обеспечивать эти эсминцы. Построить успели только HMS Bristol (D23), который использовался, в основном, для отработки различных новых элементов оружия и оборудования.

Приход к власти в 1964 году партии лейбористов привел к значительному сокращению расходов на оборону. Тем не менее, замена устаревшим «Каунти» была необходима. В целях экономии был выбран вариант "числом поболее, ценою подешевле". Разработка проекта шла под непрерывным прессингом финансистов, экономящих каждый фунт.

За основу был взят проект типа 82, который подвергся жесткой оптимизации. Водоизмещение, размеры и расходы были сэкономлены на отказе от противолодочного вооружения (ракеты «Икара» и бомбомёты «Лимбо»), сокращения площадей жилых помещений, максимальной автоматизации и снижения живучести ( сокращения дублирования управляющих систем). Парогазотурбинную силовую установку заменили на газотурбинную (маршевые турбины «Роллс-Ройс» «Олимпус» и форсажные «Роллс-Ройс» «Тайн») с пятилопастными винтами регулируемого шага.

По расчетам, бюджетная стоимость одного корабля по корпусу предполагалась в районе 19 миллионов фунтов стерлингов, но в итоге превысила 21 миллион. Для сокращения расходов на кораблях первых двух серий корпуса укоротили на 47 футов носовых секций перед мостиком. Корабли 1-й серии продемонстрировали сильные проблемы с мореходностью. Вторую серию несколько перекомпоновали, радары переставили на более удобные места, но максимального положительного эффекта удалось достичь лишь на 3-й серии, фактически вернувшись к первоначальной удлиненной схеме.

Обитаемость, автономность и мореходность ухудшились, корабли сильно заливало водой из-за короткого полубака ( его пришлось удлинить на эсминцах 3-й серии). Дальность плавания уменьшилась на 20%. Недостаток свободного места затруднял и модернизации.

В боевых условиях проявился еще один недостаток, низкая живучесть, обусловленная применением новых материалов, пенных наполнителей теплоизоляции, синтетических тканей и красок.

Позже верхняя палуба кораблей 1 и 2 серий была усилена специальными балками, а на 3-й серии корпус усилили профилем вдоль бортов для предотвращения трещин.

В качестве компенсации, на эсминце появился вертолетный ангар, что значительно повысило противолодочные возможности корабля.

Проект по-прежнему предназначался, главным образом, для противодействия советской авиации (зональной ПВО соединений боевых кораблей, конвоев и т.д,), а также для борьбы с подводными лодками и огневой поддержки десанта.

Всего было построено 16 кораблей этого типа в 3 модификациях (сериях), в том числе, по иронии судьбы, 2 таких эсминца вошли в состав аргентинского флота.

Аргентинские эсминцы были построены в формате 1-й серии (Hércules был построен в Великобритании, а Santísima Trinidad по лицензии на верфи AFNE Astillero Rio Santiago в Буэнос-Айресе).

Постройка сериями дала возможность постепенно улучшать проект, внося необходимые изменения по опыту эксплуатации уже построенных кораблей. В основном, улучшались мореходность и возможности оружия. 3-ю серию эсминцев даже задержали в постройке, пока шел Фолклендский конфликт, накапливался и анализировался военный опыт.

По итогам войны соответствующую модернизацию прошли и уцелевшие корабли 1 и 2 серий. Основные усилия были направлены на усиление ПВО.

Корабли строились тремя сериями:

  • 1-я серия: «Шеффилд», «Бирмингем», «Ньюкасл», «Ковентри», «Глазго», «Кардифф»; для Аргентины: «Эркулес» и «Сантисима Тринидад» ;
  • 2-я серия: «Эксетер», «Саутгемптон», «Ливерпуль», «Ноттингем»;
  • 3-я серия: «Манчестер», «Йорк», «Глостер», «Эдинбург».

Строительством занимались верфи Викерс, Кэммелл-Лэрд, Свон Хантер, Воспер Торникрофт. Средняя стоимость одного эсминца 1-й серии составила около 30,9 миллионов фунтов. Значительное влияние на рост стоимости строительства оказали организационные проблемы в судостроении бывшей "владычицы морей".

«Одним из примеров того, как задержка в программах закупок может привести к росту затрат, является строительство эсминца Type-42 HMS Cardiff . Первоначально Vickers Shipbuilders намеревались сдать судно в 1975 году за общую сумму в 15 миллионов фунтов стерлингов. Из-за трудностей с набором рабочей силы для работы на строительстве судно было завершено только в 1978 году и стоило вдвое больше первоначальной цены (более 30 миллионов фунтов стерлингов)».

«Кардифф» из-за нехватки квалифицированной рабочей силы в Барроу-ин-Фернесс в феврале 1976 года пришлось отбуксировать в Тайн для достройки на верфи Swan Hunter.

С другой стороны, трудности стимулировали прогресс, «Ливерпуль» стал первым боевым кораблем, построенным сборкой на стапеле из готовых секций. Это позволило Cammell Laird сократить срок поставки на год.

Не стоит забывать про инфляцию и про дополнительные улучшения на следующих сериях. Стоимость постройки эсминца 3-й серии составила уже 85 млн. фунтов стерлингов в ценах 1982 года.

В мае 1982 года парламентский заместитель государственного секретаря ( Джерри Виггин ) заявил, что текущая стоимость замены эсминца типа 42 класса « Шеффилд» составляет «около 120 миллионов фунтов стерлингов». В июле 1984 года парламентский заместитель государственного секретаря (Джон Ли) заявил: «средняя стоимость трех строящихся в настоящее время эсминцев типа 42 составляет 117 миллионов фунтов стерлингов по ценам 1983–1984 годов».

Не только постройка, но и эксплуатация эсминцев типа 42 являлась заметной статьей расходов британской казны. Например, восемь эсминцев этого типа в 2007-2008 финансовом году обошлись казне в 250,8 млн фунтов стерлингов. Это расходы на топливо и рабочую силу, а также общие расходы на поддержку, включающие техническое обслуживание, сертификацию безопасности, военные усовершенствования, рабочую силу, инвентарь, спутниковую связь, расходы на топливо и амортизацию, ремонт и запасные части для оборудования, но без учета расходов на капитальный ремонт. «Кардифф» в 1996-1997 годах обошелся казне в рекордные 41,2 миллиона фунтов.

Головной эсминец HMS Sheffield (D80) получил свое имя в честь города Шеффилд, в графстве Йоркшир, став вторым этого имени в Королевском флоте. Заказ был утвержден 14 ноября 1968 года. Он был заложен на верфи Vickers Shipbuilding and Engineering в Барроу-ин-Фернесс 15 января 1970 года. Спустили эсминец на воду 10 июня 1971 года на церемонии с участием королевы Елизаветы II, ставшей его крестной матерью. В строй корабль вошел 16 февраля 1975 года.

В ходе строительства внутри строящегося корабля произошёл взрыв, при котором погибли двое рабочих и был повреждён участок корпуса, позже заменённый на идентичный с другого строящегося корабля (аргентинского «Эркулес»).*

* Похожая трагедия произошла позже с эсминцем «Глазго». 23 сентября 1976 года в результате пожара на борту строящегося корабля погибли восемь человек и еще шестеро получили ранения.

Визуально «Шеффилд» выделялся специфическими дефлекторами выхлопных газов на дымовых трубах, «изгибами Локстона», для газовых турбин Rolls-Royce Olympus TM3B , чтобы направлять высокотемпературный выхлопной поток вбок и минимизировать повреждение верхних антенн. Такие же "украшения" получили оба аргентинских эсминца. Моряки прозвали их «ушами Микки Мауса». На последующих кораблях этих элементов не было, так как эти "уши" притягивали новые ракеты с инфракрасными ГСН. Все последующие корабли получили «терки для сыра», которые смешивали воздух из машинного отделения с выхлопными газами двигателя для снижения инфракрасных сигнатур.

«Шеффилд» также, единственный в классе, не получил противолодочные торпедные аппараты STWS II.

Девизом корабля стало Deo Adjuvante Labor Proficit (латынь- «С Божьей помощью наш труд успешен»). Среди моряков эсминец заработал незамысловатое прозвище- "Блестящий Шефф".

Но «Шеффилд» прославился не этим. Он вошел в мировую историю как первый британский корабль, затонувший из-за вражеских действий после Второй мировой войны.

4 мая 1982 года в него попала противокорабельная ракета Exocet с самолёта Super Etendard ВМС Аргентины и он затонул при буксировке 10 мая 1982 года.

В той же войне от рук аргентинцев погиб еще один эсминец этого типа- «Ковентри». Он затонул 26 мая 1982 года, после попадания трех аргентинских бомб.

Остальные эсминцы 1-й серии были сданы на слом в 1999-2008 годах. Списаны уже все корабли 2 и 3-й серии. Эсминец «Манчестер» 3-й серии выведен из состава флота 24 февраля 2011 года, «Глостер»  30 июня 2011 года, оставшиеся два-к 2013 году. На счету «Манчестера» 1600 тысяч пройденных километров. Класс эсминцев типа «Шеффилд» прослужил королеве 38 лет с 1975 по 2013 год.

Сначала англичане рассчитывали заменить эти корабли результатами совместных разработок с другими странами НАТО- проект общенатовского фрегата NFR-90 (Канада, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Испания, Великобритания, Соединенные Штаты) и фрегата проекта Horizon CNGF (совместно с Францией и Италией). Первый проект полностью провалился, а из второго Великобритания вышла из-за противоречий с другими участниками. Замену пришлось создавать в виде национального проекта.

В Королевском флоте на замену 14 (после 1982-12) эсминцев типа 42 было построено 6 более крупных эсминцев типа 45 (Daring, Dauntless, Diamond, Dragon, Defender и Duncan), которые тоже предназначены преимущественно для ПВО, и не имеют противокорабельных ракет. При водоизмещении в 7500 тонн новые эсминцы не испытывают проблем своих предшественников ( плохая обитаемость, теснота, отсутствие простора для модернизаций), но зато обзавелись своими собственными.

Аргентинские систершипы ненадолго пережили британцев, оба уже списаны из состава флота.

-2
-3
-4
-5

-6

-7
HMS Newcastle Type 42 Destroyer
HMS Newcastle Type 42 Destroyer
-9
-10

-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
чертеж HMS Glasgow 1982 года
чертеж HMS Glasgow 1982 года
чертеж HMS Glasgow 1992 года, включая CIWS Phalanx и обновленный главный радар.
чертеж HMS Glasgow 1992 года, включая CIWS Phalanx и обновленный главный радар.
-21
-22
Йорк
Йорк

Королевский флот – партия 1

«Шеффилд» D80 “Sheffield” Vickers Shipbuilders Ltd, Барроу-ин-Фернесс . Заказан 14 ноября 1968 г. Заложен 15 января 1970 г. Cпущен 10 июня 1971 г. Принят в эксплуатацию 16 февраля 1975 г. Потоплен у Фолклендов 10 мая 1982. Оценочная стоимость строительства 23 200 000 фунтов стерлингов

«Бирмингем» D86 “Birmingham” Cammell Laird & Co, Биркенхед . Заказан 21 мая 1971 г. Заложен 28 марта 1972 г. Cпущен 30 июля 1973 г. Принят в эксплуатацию 26 ноября 1976 г. /3 декабря 1976 г. Выведен из эксплуатации 31 декабря 1999 г. Списан в октябре 2000 г. Оценочная стоимость строительства 31 000 000 фунтов стерлингов. Прозвище "Брум".

«Ньюкасл» D87 “Newcastle” Swan Hunter Ltd, Уолсенд-он-Тайн . Заказан 11 ноября 1971 г. Заложен 21 февраля 1973 г. Cпущен 24 апреля 1975 г. Принят в эксплуатацию 25 февраля 1978 г./23 марта 1978 г. Выведен из эксплуатации 1 февраля 2005 г. Списан в ноябре 2008 г. Оценочная стоимость строительства 34 600 000 фунтов стерлингов. Прозвище- "Канонерская лодка Джорди".

«Ковентри» D118 “Coventry” Cammell Laird & Co, Биркенхед. Заказан 21 мая 1971 г. Заложен 29 января 1973 г. Cпущен 21 июня 1974 г. Принят в эксплуатацию 20 октября 1978 г./10 ноября 1978 г. 37 900 000 фунтов стерлингов – потоплен у Фолклендов 26 мая 1982

«Глазго» D88 “Glasgow” Swan Hunter Ltd, Уолсенд-он-Тайн. Заказан 11 ноября 1971 г. Заложен 16 апреля 1974 г. Cпущен 14 апреля 1976 г. Принят в эксплуатацию 9 марта 1979 г./24 мая 1979 г. Выведен из эксплуатации 1 февраля 2005 г. Списан в декабре 2008 г. Оценочная стоимость строительства 36 900 000 фунтов стерлингов. Девиз-Помните о своих предках (Memor Es Tuorum).

«Кардифф» D108 “Cardiff” Vickers Shipbuilders Ltd, Барроу-ин-Фернесс (на стадии спуска на воду), Swan Hunter Ltd, Хебберн (на стадии завершения). Заказан 10 июня 1971 г. Заложен 6 ноября 1972 г. Cпущен 22 февраля 1974 г. Принят в эксплуатацию 22 сентября 1979 г./24 сентября 1979 г. Выведен из эксплуатации 14 июля 2005 г. Списан в ноябре 2008 г. Оценочная стоимость строительства 40 500 000 фунтов стерлингов. Девиз- Acris in cardine rerum (Латинский: "Увлеченный в чрезвычайной ситуации"). Прозвище "Валлийский военный корабль".

Королевский флот – партия 2

«Эксетер» D89 “Exeter” Swan Hunter Ltd, Уолсенд-он-Тайн. Заказан 22 января 1976 г. Заложен 22 июля 1976 г. Cпущен 25 апреля 1978 г. Принят в эксплуатацию 30 августа 1980 г./19 сентября 1980 г. Выведен из эксплуатации 27 мая 2009 г. Списан в сентябре 2011 г. Оценочная стоимость строительства 60 100 000 фунтов стерлингов. Девиз Семпер Фиделис ("Всегда верный").

«Саутгемптон» D90 “Southampton” Vosper Thornycroft Ltd, Вулстон . Заказан 17 марта 1976 г. Заложен 21 октября 1976 г. Cпущен 29 января 1979 г. Принят в эксплуатацию 17 августа 1981 г./31 октября 1981 г. Выведен из эксплуатации 12 февраля 2009 г. Списан в октябре 2011 г. Оценочная стоимость строительства 67 500 000 фунтов стерлингов. Девиз -Pro jusititus pro Rege (Латинское: "За справедливость и королеву"). Прозвище "Могучий девяностый" (по номеру на вымпеле).

«Ливерпуль» D92 “Liverpool” Cammell Laird & Co, Биркенхед. Заказан 27 мая 1977 г. Заложен 5 июля 1978 г. Cпущен 25 сентября 1980 г. Принят в эксплуатацию 12 мая 1982 г./1 июля 1982 г. Выведен из эксплуатации 30 марта 2012 г. Утилизирован в октябре 2014 г. Оценочная стоимость строительства 92 800 000 фунтов стерлингов. Прозвище- "Сумасшедший красный цыпленок".

«Ноттингем» D91 “Nottingham” Vosper Thornycroft Ltd, Вулстон. Заказан 1 марта 1977 г.6 февраля 1978 г. Cпущен 18 февраля 1980 г. Принят в эксплуатацию 22 декабря 1982 г./14 апреля 1983 г. Списан 11 февраля 2010 года. Оценочная стоимость строительства 82 100 000 фунтов стерлингов. Девиз Фой за девуар (французский: "Вера во имя долга").

Королевский флот – партия 3

«Манчестер» D95 “Manchester” Vickers Shipbuilders Ltd, Барроу-ин-Фернесс. Заказан 10 ноября 1978 г. Заложен 19 мая 1978 г.24 ноября 1980 г. Cпущен 19 ноября 1982 г. Принят в эксплуатацию 16 декабря 1982 г. Выведен из эксплуатации 24 февраля 2011 г. Списан в ноябре 2014 г. Оценочная стоимость строительства 110 000 000 фунтов стерлингов. Девиз -Sapere aude "Осмеливайся быть мудрым"). Прозвище Занятая пчела.

«Йорк» D98 “York” Swan Hunter Ltd, Уолсенд-он-Тайн. Заказан 25 апреля 1979 г. Заложен 18 января 1980 г. Cпущен 21 июня 1982 г. Принят в эксплуатацию 25 марта 1985 г. /9 августа 1985 г. Выведен из эксплуатации 27 сентября 2012 г. Списан в августе 2015 г. Оценочная стоимость строительства 118 700 000 фунтов стерлингов. Девиз- Bon Espoir ("Добрая надежда").

«Глостер» D96 “Gloucester” Vosper Thornycroft Ltd, Вулстон. Заказан 27 марта 1979 г. Заложен 29 октября 1979 г. Cпущен 2 ноября 1982 г. Принят в эксплуатацию 16 мая 1985 г. /11 сентября 1985 г. Выведен из эксплуатации 30 июня 2011 г. Списан в сентябре 2015 г. Оценочная стоимость строительства 120 800 000 фунтов стерлингов. Девиз Prorsum ("Далее"). Прозвище"Боевой Джи"

«Эдинбург» D97 “Edinburgh” Cammell Laird & Co, Биркенхед. Заказан 25 апреля 1979 г. Заложен 8 сентября 1980 г. Cпущен 13 апреля 1983 г. Принят в эксплуатацию 25 июля 1985 г. /17 декабря 1985 г. Выведен из эксплуатации 6 июня 2013 г. Списан в августе 2015 г. Оценочная стоимость строительства 130 600 000 фунтов стерлингов. Прозвище "Морская крепость".

ВМС Аргентинской Республики получили два эсминца этого типа

ARA Hércules (B-52, бывший D-1) Vickers Shipbuilders Ltd, Барроу-ин-Фернесс. Заказан 18 мая 1970 г. Заложен 16 июня 1971 г. Cпущен 24 октября 1972 г. Принят в эксплуатацию 10 мая 1976 г. /12 июля 1976 г. С 2000 года переоборудован в многоцелевой транспортный корабль. По состоянию на 2020 год признан неработоспособным. Официально выведен из эксплуатации в 2024 году.

ARA Santísima Trinidad (D-2) AFNE, Рио-Сантьяго, Аргентина . Заказан 18 мая 1970 г. Заложен 11 октября 1971 г. Cпущен 9 ноября 1974 г. Принят в эксплуатацию 1 июля 1981 г. Списан в 2004 году. Предполагалось, что станет военно-морским музеем, но затонул из-за халатности у побережья Пуэрто-Бельграно 22 января 2013 года. В декабре 2015 года его сняли с мели и переместили в сухой док для оценки возможности его восстановления в качестве музейного судна. Из-за серьезных повреждений и отсутствия средств его должны были сдать на слом в 2018 году. Находится на разборке с 2018 года.

Аргентинские корабли отличались отсутствием 2 × 6 — 20-мм Mark 15 Phalanx CIWS и торпедных аппаратов, наличием 4 ПУ ПКР MM38«Экзосет».

Водоизмещение стандартное 3500 длинных тонн (серия 1,2 и 3), полное 4100 или 4350 длинных тонн (серия 1 и 2)(«Шеффилд» 4820)., 4775 или 5350 длинных тонн (серия 3). Длина 119,5 м по ватерлинии, 125 м или 125,6 м общая( серия 1 и 2), 132,3 м по ватерлинии и 141 или 141,1 м общая (серия 3). Ширина 14,3 или 14,6 м ( серия 1 и 2), 14,9 м (серия 3). Осадка 5,2 м («Шеффилд» 5,8 м), по килю 4,2, по винтам 5,8.
Двигатели-COGOG, 4 ГТУ: 2 маршевые газовые турбины Rolls Royce RM1C Tyne, 2 форсажные высокоскоростные газовые турбины Rolls-Royce Olympus TM3B, маршевая группа: 8000 л. с. , форсажная группа: 50 000 л. с. Движитель 2 пятилопастных винта, регулируемого шага ф. Stone Manganese типа XX. Скорость хода 30 узлов (полная), 18 узлов (экономическая). Запас топлива – 600 тонн. Дальность плавания 4000 миль на 18 узлах, 4200  морских миль на 13,8 узлах ( 1 маршевый дв.). Экипаж 253 (включая 24 офицера) или 274, размещение до 312 ( серия 1 и 2), 269 (2013); 301 (в том числе 26 офицеров)(1993) или 314 (серия 3) человек («Шеффилд» 280 или 21 офицер и 249 матросов ), 24 офицера и 229 матросов ( серии 1, 2 и 3)
Навигационное вооружение- навигационный радар Тип 1007 и 1008. Радиолокационное вооружение- радар воздушного поиска Тип 1022/965P,
3-D радар поиска Тип 996/992Q, 2 радара управления огнём Тип 909 GWS-30. Система ложных целей DLH
Вооружение 1 × 1 — 114-мм Mark 8. Зенитная артиллерия 2 × 6 — 20-мм Mark 15 Phalanx CIWS, 2 × 1 — 20-мм/70 Oerlikon BMARC в одиночных установках GAM-B01. 2 × 20 мм Phalanx CIWS (после 1982). 1 × 2 ЗРК Sea Dart - (1-я, 2-я серии: 22 ракеты, 3-я серия: 37-40 ракет). Противолодочное вооружение поисковой сонар Тип 2050/2016, сонар обзора дна Тип 162. Минно-торпедное вооружение 2 × 3 324-мм ТА STWS II т. Авиационная группа -ангар, 1 вертолёт Westland Lynx HAS(до модернизации), 2 вертолёта SH-3 Sea King (после модернизации)
Вооружение Westland Lynx HAS / HMA-4 ПКР и 2 торпеды ПЛО

Корпус кораблей гладкопалубный стальной с двойным дном, полностью сварной, с клиперным носом. Надстройка и мачты выполнены из стальных сплавов. Надстройка спроектирована с учетом дополнительного обеспечения продольной прочности корабля. Для этого же усилены конструкции палубы в районе машинных отделений. Корабли имеют две палубы и две платформы. В емкостях двойного дна хранится топливо, предусмотрена компенсация части выработанного топлива забортной водой.

Корабль сохраняет плавучесть при затоплении трёх смежных отсеков, В корпусе корабля отсутствуют иллюминаторы, все помещения оборудованы системой кондиционирования. Самые важные центры управления размещены в корпусе. Для стабилизации есть две пары бортовых рулей.

На всех кораблях стоят газовые турбины Rolls-Royce TM3B Olympus и Rolls-Royce RM1C Tyne marinized, в компоновке COGOG (комбинированный газ или газ) на два пятилопастных винта регулируемого шага. Электроснабжение- от четырех дизель-генераторов Paxman Ventura 16YJCAZ , каждый из которых вырабатывает 1 мегаватт трехфазной электроэнергии (440 В 60 Гц). Все ГТД установлены на амортизирующих опорах в закрытых звукоизолирующих кожухах. В двух отсеках стоят газовые турбины полного и крейсерского хода и в двух - по 2 дизель-генератора.

Две  ракеты Sea Dart на пусковой установке York'
Две ракеты Sea Dart на пусковой установке York'

Основное вооружение эсминцев этого проекта- одна двухбалочная пусковая установка зенитных управляемых ракет GWS30 Sea Dart с дальностью 74 км (Mod.2 - 150 км), досягаемостью по высоте более 18 км и маршевой скоростью 2,5М.

Эсминцы тип 42 получили полетную палубу и ангар для эксплуатации противолодочного вертолета. В качестве противолодочного вооружения использовались 2×3 324-мм торпедные аппараты Ships Torpedo Weapon System (STWS) для лёгких противолодочных торпед.

Fortress of the Sea, HMS Edinburgh
Fortress of the Sea, HMS Edinburgh

Адмиралтейство считало пушки «устаревшим» видом вооружений, но тем не менее эсминцы получили одну 114 мм универсальную пушку Mark 8.

20-мм установки «Вулкан-Фаланкс» Mk 15 (CIWS)
20-мм установки «Вулкан-Фаланкс» Mk 15 (CIWS)
-27
-28

После Фолклендской войны на уцелевших эсминцах поставили две шестиствольные 20-мм установки «Вулкан-Фаланкс» Mk 15 (CIWS) со скорострельностью 4500 выстрелов в минуту и 2×1 20-мм автомата «Эрликон».

Аргентинские корабли, в отличие от британцев, несли 4 пусковые установки ракет «Экзосет».

Комплект электроники включал в себя один радар дальнего действия типа 1022 D -диапазона с извлекателем траекторий Outfit LFB или один радар дальнего воздушного наблюдения типа 965P , один трехмерный радар целеуказания типа 996 E-диапазона / F-диапазона с извлекателем траекторий Outfit LFA или тип 992Q для поиска на поверхности, два радара управления огнем типа 909 I/J-диапазона и радиолокационный объединитель траекторий Outfit LFD.


1-я серия имела обзорный радар 965 или 966, с «низкой скоростью передачи данных». Радар типа 992Q, используемый для обозначения целей для пушки и ракет, не имел индикации движущихся целей (MTI). Это создавало проблемы при отслеживании самолетов у земли, а также во время дождя и снега.

Хотя «британские производители радаров [предлагали] модернизировать MTI для этих радаров... ничего не было сделано».

Для всех эсминцев типа 42 отмечено, что «недостаточно места для эффективной оперативной комнаты».

Максимальная модернизация произошла на 3-й серии эсминцев, с учетом опыта Фолклендской войны. Правда и водоизмещение выросло с 4820 тонн у 1-й серии до 5200 тонн 3-й. Не удалось только поменять ЗРК на Sea Wolf.

Для увеличения вместимости погребов боезапаса и улучшения обитаемости, более удобного размещения оружия, длина корпуса кораблей 3-й серии увеличена на 16 метров, ширина на 0,6 метра. Однако проектировщики просчитались при этом с расчетом прочности конструкции, при увеличении нагрузки (дополнительное вооружение и т.д.) в корпусе появились трещины. Пришлось на большую часть длины корпуса приваривать коробчатый профиль из 25 мм стали. Первым был переоборудован Gloucester.

1982- «Бирмингем» -установлены зенитные установки 2 x 2 - 30 мм/75 GCM-A03, 2 x 1 - 20 мм/90 GAM-B01.

1982
-«Ньюкасл», «Глазго», «Кардифф», «Эксетер», «Саутгемптон»- сняты установки пассивных помех 2x Corvus ; установлены 2 x 2 - 30 мм/75 GCM-A03, 2 x 1 - 20 мм/90 GAM-B01.

Середина 1980-х-
«Бирмингем», «Ноттингем» - сняты 2 x 1 - 20мм/70; установлены 2 x 1 - 20мм/90 GAM-B01.

1984-1989-
«Ньюкасл», «Глазго», «Кардифф» - сняты 2 x 2 - 30 мм/75, радар тип 992Q, радары типа 965M (AKE-2), гидролокатор типа 184M, UAA(1), комплекты радиоэлектронной борьбы типа 670, система управления полетами ADAWS-4; установлены 2 x 6 - 20 мм/76 Mk 15 Phalanx, РЛС тип 996, тип 1022, 2x радара Mk 90, гидролокатор типа 2016, UAA(2), комплекты РЭБ типа 675, ловушка для торпед типа 182, 2x лазерных ослепителя DEC, система управления полетами ADAWS-7.

1987-1989-
«Бирмингем» - сняты 2 x 2 - 30 мм/75, радары типа 965M (AKE-2), гидролокатор типа 184M, UAA(1), комплекты РЭБ типа 670, система управления полетами ADAWS-4; установлены 2 x 6 - 20 мм/76 Mk 15 Phalanx, РЛС тип 1022, 2x РЛС Mk 90, гидролокатор типа 2016, UAA(2), комплекты РЭБ типа 675, ловушка для торпед типа 182, 2x лазерные ослепляющие устройства DEC, ADAWS-7 CCS.

1987-1989 -
«Эксетер», «Саутгемптон», «Ливерпуль», «Ноттингем»- сняты 2 x 2 - 30мм/75, радар типа 992Q, гидролокатор типа 184M, UAA(1), комплекты РЭБ типа 670; установлены 2 x 6 - 20/76 Mk 15 Phalanx, РЛС тип 996, 2x радара Mk 90, гидролокатор типа 2050, UAA(2), комплекты РЭБ типа 675, торпедные ловушки типа 182, 2x лазерные ослепляющие установки DEC.

2000- все уцелевшие- сняты 2 x 3 - 324 TT, радар типа 1006, комплект РЭБ типа 675; установлены РЛС тип 1007, радары типа 1008.

2000-
«Эксетер», «Саутгемптон» - снят комплект РЭБ UAA(2); установлен UAT(5) комплект ECM.

2001-
«Ньюкасл», «Эксетер», «Саутгемптон», «Ливерпуль» - сняты 2 x 1 - 20мм/70.

Начало 2000-х- с некоторых кораблей сняты 4x DLF(2) плавучие пусковые установки ложных целей, торпеда-ловушка типа 182; установлены вместо них 4x DLF(3) плавучие пусковые установки ложных целей, торпеда-ловушка типа 2070.

-29

За свою длительную службу эсминцы типа 42 приняли участие практически во всех войнах, которые вела Великобритания.

-30

Центральное место занимает, разумеется, англо-аргентинская 1982 года или Фолклендская война, где Королевский флот понес ощутимые потери. Из семи участвовавших в войне эсминцев этого типа два были потоплены, еще один получил серьезные повреждения.

По участию этих кораблей в Фолклендской войне будет отдельная статья.

Кроме того, эсминцы типа «Шеффилд» активно участвовали в обеих войнах с Ираком 1991 и 2003 годов, в гражданской войне в Ливии и свержении Каддафи 2011 года, в блокаде Ирана и т.д. Сталкивались они и со стихией и с человеческими слабостями.

«Шеффилд» в Амстердаме
«Шеффилд» в Амстердаме
-32
HMS_Sheffield_(D80)
HMS_Sheffield_(D80)
-34
-35

Головной «Шеффилд» стал основным испытательным полигоном для нового ЗРК Sea Dart, особенно после того как экспериментальный «Бристоль» пострадал от серьезных пожаров и проблем с паровыми системами в конце 1970-х годов. Полноценным боевым кораблем «Шеффилд» стал лишь в 1980 году, после полного освоения Sea Dart и частичной установки системы радиоэлектронной борьбы Abbey Hill. После переоборудования в начале 1980-х годов были выявлены существенные конструктивные проблемы с радаром Type 909 (который отвечал за управление и наведение ракет Sea Dart). На корабле не было системы РЭБ (ECM).

-36

В июне 1981 года эсминец принял участие в учениях Roebuck, где выпустил по мишени пять ракет Sea Dart. После участия в учениях Ocean Safari он в ноябре 1981 года вышел на патрулирование в Индийском океане и Персидском заливе .

Эсминец проходил техническое обслуживание в Момбасе, здесь у него поменялся командир. Капитан Джеймс Солт ранее служил на подводных лодках, а его зам был наблюдателем противолодочного вертолета. Опыта командования надводным кораблем и применения ПВО ни тот, ни другой не имели.

В марте 1982 года корабль прошел на север через Суэцкий канал, чтобы принять участие в учениях Spring Train в Атлантическом океане. Отсюда британская эскадра ушла на Фолклендские острова...

«Кардифф»
«Кардифф»
«Кардифф»
«Кардифф»
«Кардифф»
«Кардифф»
«Кардифф»
«Кардифф»
«Кардифф»
«Кардифф»
 Westland WG-13 Lynx HAS3S
Westland WG-13 Lynx HAS3S

Вертолет Lynx с эсминца «Кардифф» во время войны в Персидском заливе 1991 года потопил два иракских тральщика.

«Глостер»
«Глостер»
«Глостер»
«Глостер»
«Глостер»
«Глостер»
«Глостер»
«Глостер»
«Глостер»
«Глостер»
Глостер в Персидском заливе
Глостер в Персидском заливе

«Глостер» участвовал в войне в Персидском заливе в 1991 году под командованием коммандера (впоследствии контр-адмирала) Филип Уилкокс, где его самым заметным достижением стала сбитая ракетами Sea Dart иракская ракета Silkworm, нацеленная на американский линкор USS Missouri. Это был первым подтвержденным успешный противоракетный перехват.

«Глостер» по опыту Фолклендской войны, в отличие от американцев, не стал выпускать ложные цели, которые могли помешать своим же зенитным ракетам, он на крутом развороте выпустил две ракеты "через правое плечо". Весь бой, от обнаружения до уничтожения цели, занял всего 89 секунд. Дальность перехвата составила от 2 до 4 морских миль от «Глостера» и от 4 до 7 морских миль от Missouri. Высота полета ракеты в журналах кораблей-свидетелей составила от 375 до 1000 футов. Позже 16-дюймовые орудия "Миссури" уничтожили иракскую ракетную батарею.

«Глостер» избежал двух морских мин, провел высадку десанта, а корабельный вертолет Lynx уничтожил несколько иракских военных кораблей, в том числе три быстроходных ударных катера, заградитель T43 и десантный корабль класса 770 с помощью ракет Sea Skua. Он дольше всех находился в районе боевых действий среди всех военных кораблей коалиции. Коммандер Филип Уилкокс и командир звена младший лейтенант Дэвид Ливингстон были награждены Крестом за выдающиеся заслуги. После этой войны «Глостер» стали называть "Fighting G" в честь крейсера HMS Gloucester, потопленного немецкой авиацией в мае 1941 года.

HMS_Liverpool
HMS_Liverpool
HMS_Liverpool
HMS_Liverpool
HMS_Liverpool
HMS_Liverpool
HMS_Liverpool
HMS_Liverpool
HMS_Liverpool
HMS_Liverpool
HMS_Liverpool
HMS_Liverpool
HMS_Liverpool
HMS_Liverpool
HMS_Liverpool
HMS_Liverpool
HMS_Liverpool
HMS_Liverpool

В конце марта 2011 года «Ливерпуль» получил приказ отправиться в Средиземное море для замены фрегата типа 22 "Камберленд". НАТО так усиливало свою эскадру для операции "Объединенный протектор", военно-морской блокады Ливии во время гражданской войны.

18 апреля «Ливерпуль» перехватил судно MV Setubal Express с грузом автомобилей, направлявшееся в Триполи. Командир корабля посчитал, что грузовики могли бы пригодиться режиму Каддафи и развернул судно обратно в Салерно.

12 мая 2011 года эсминец патрулировал побережье у удерживаемого повстанцами ливийского города Мисурата, и попал под обстрел береговой батареи. Он стал первым военным кораблем Королевского военно-морского флота, ставшим преднамеренной мишенью со времен Фолклендской войны.

«Ливерпуль» вместе с другими военными кораблями НАТО получил приказ перехватить небольшой высокоскоростной надувной катер (с таких обычно минировали порт Мисурата) на подходе к порту, но был обстрелян ливийским РСЗО с побережья. «Ливерпуль» ответным огнем своего 114 мм орудия заставил замолчать береговую батарею, что стало первым применением Королевским флотом артиллерии после вторжения в Ирак в 2003 году.

28 июня 2011 года «Ливерпуль» обнаружил несколько судов со сторонниками Каддафи к западу от города Мисурата и произвел предупредительные выстрелы из своего главного орудия. После четвертого выстрела ливийцы вынуждены были вернуться в порт отправления.

Утром 3 августа 2011 года по «Ливерпулю» было выпущено несколько ракет после того как корабль выпустил осветительные снаряды для корректировки воздушной атаки на крепость Злитен. Эсминец открыл ответный огонь из своего 4,5-дюймового орудия.

16 августа 2011 года «Ливерпуль» участвовал в самой интенсивной бомбардировке побережья за всю войну. Вертолет эсминца запустил над городом Злитан осветительные ракеты. В ответ эсминец был обстрелян с ливийской береговой батареи. Тремя выстрелами орудия главного калибра батарея была подавлена. Позднее в тот же день с вертолета была замечена большая автоколонна сторонников Каддафи с оружием и боеприпасами. «Ливерпуль» сделал 54 выстрела по конвою, самолеты НАТО добили оставшихся.

«Ливерпуль» завершил свое участие в операции "Объединенный протектор" 7 ноября 2011 года возвращением в Портсмут после 7 месяцев у ливийских берегов. За это время он сделал более 200 выстрелов главным калибром. А так да, Каддафи был свергнут восставшим народом.

«Саутгемптон»
«Саутгемптон»
«Саутгемптон»
«Саутгемптон»
«Саутгемптон»
«Саутгемптон»

«Саутгемптон» 03.09.1988 при патрулировании в Персидском заливе столкнулся с судном “Torbay”, эсминец шел на 11 узлах, судно на 14. Корабль получил повреждение надстройки и пробоину в борту и выше и ниже ватерлинии длиной 10 метров. Образовавшийся сильный крен вывел из строя ЭУ и сорвал с фундаментов подпалубное оборудование ЗРК “Sea Dart”. Из-за повреждений пришлось демонтировать 114 мм установку и ПУ ЗРК “Sea Dart”. Встал вопрос об исключении корабля из состава флота.

Однако после доставки корабля в декабре 1988 года в Англию на транспорте-доке “Mighty Servant”, в марте 1989 года фирма Swan Hunter получила заказ на ремонт, который был завершен в 1991 году. В марте 1992 года эсминец вернулся в строй. Во время ремонта поврежденная система ADAKS была заменена на новую – ADIMP фирмы Ferranti.

«Ноттингем»
«Ноттингем»
«Ноттингем»
«Ноттингем»
«Ноттингем»
«Ноттингем»

7 июля 2002 года «Ноттингем» сел на мель у затопленной, но хорошо обозначенной на карте скалы Волф-Рок недалеко от острова Лорд-Хау, в 370 милях (600 км) от побережья Австралии. Пробоина от носа до мостика длиной в полсотни метров привела к затоплению пяти отсеков, корабль едва не затонул. Ущерб составил 26 миллионов фунтов стерлингов.

скалы Волф-Рок недалеко от острова Лорд-Хау
скалы Волф-Рок недалеко от острова Лорд-Хау

Новозеландские корабли HMNZ Te Mana и HMNZ Endeavour 2-3 недели обеспечивали помощь экипажу.

Авария произошла в плохую погоду. С эсминца с трудом удалось эвакуировать моряка для неотложной медицинской помощи на остров Лорд-Хоу. Командир корабля коммандер Ричард Фаррингтон был на берегу и ужинал с менеджером морских служб острова, в качестве благодарности за помощь, оказанную члену экипажа.

Когда Фаррингтон только вернулся, и командовал кораблем еще старший помощник (XO), лейтенант-коммандер Джон Ли, из-за навигационной ошибки эсминец сел на мель у Вулф-Рок. Коммандер Фаррингтон вернулся на мостик, принял командование и контролировал поврежденные отсеки. Экипаж при помощи отдела спасения Министерства обороны (МО) (SALMO) смог стабилизировать корабль и подготовить его транспортировке в Ньюкасл.

6 августа «Ноттингем» отправился в порт Ньюкасл, к северу от Сиднея, буксируемый кормой вперед из-за повреждения носовой части. В Ньюкасле с нее были сняты ракеты Sea Dart и проведен дальнейший ремонт.

Целесообразность восстановления эсминца была спорной, но решающую роль сыграла недавняя модернизация с заменой большинства электроники. Лорды посчитали, что вернуть его в Великобританию и отремонтировать будет дешевле, чем доводить другой эсминец тип 42 до его новой спецификации.

После прибытия в Сидней 15 октября поврежденный корабль был поднят на борт большегрузного судна MV Swan и закреплен к его палубе для транспортировки. 28 октября эсминец покинул гавань Сиднея на борту MV Swan, направляясь обратно в Великобританию. К 9 декабря она прибыла в Портсмутскую гавань для ремонта в компании Fleet Support Limited.

7 июля 2003 года, в годовщину аварии, «Ноттингем» был спущен на воду. В апреле 2004 года он снова вышел в море после ремонта стоимостью 39 миллионов фунтов стерлингов. Корабль вернулся в строй в июле 2004 года.

HMS Birmingham D86 Type 42
HMS Birmingham D86 Type 42
HMS Birmingham D86 Type 42
HMS Birmingham D86 Type 42
HMS Birmingham D86 Type 42
HMS Birmingham D86 Type 42
HMS Birmingham D86 Type 42
HMS Birmingham D86 Type 42
HMS Newcastle D87 Type 42 Sheffield Class Batch 1
HMS Newcastle D87 Type 42 Sheffield Class Batch 1
HMS Newcastle D87 Type 42 Sheffield Class Batch 1
HMS Newcastle D87 Type 42 Sheffield Class Batch 1
HMS_Exeter_(D89)_underway_in_the_Gulf_of_Oman_on_1_October_1987
HMS_Exeter_(D89)_underway_in_the_Gulf_of_Oman_on_1_October_1987
HMS_Exeter_(D89)
HMS_Exeter_(D89)
HMS_Exeter_(D89)
HMS_Exeter_(D89)
HMS_Exeter_(D89)
HMS_Exeter_(D89)

В конце службы эсминцы типа 42 использовались в качестве резерва флота для операции по борьбе с наркотиками в Вест-Индии и патрулирования Фолклендских островов, операций средиземноморской и атлантической группировок НАТО и патрулирования Персидского залива. В опасных районах вместо эсминцев типа 42 стали использовать фрегаты Типа 23, поскольку старые эсминцы испытывали проблемы с обслуживанием и надежностью, а также устареванием оружия и машин.

В феврале 1998 года государственный министр обороны доктор Рид заявил: «Эсминцы типа 42 достигли примерно 84–86 процентов средней готовности к эксплуатации в каждом из последних пяти лет. Это без учета времени, затрачиваемого на плановое техническое обслуживание».
HMS_Liverpool
HMS_Liverpool

В 2005 году «Ливерпуль» был отправлена в Карибский бассейн на патрулирование для борьбы с контрабандой наркотиков. В результате в 2008 году у 18 моряков на борту был положительный результат на кокаин в ходе обычного теста на наркотики.

-76
-77
-78

С 27 по 30 июля 2009 года «Манчестер» отправили на Бермудские острова, для празднования 400-летия Британской заморской территории. Экипаж принял участие в исторической реконструкции крушения парусника Sea Venture 28 июля 1609 года.

Во время этого похода эсминец посетил Фолклендские острова, Бразилию и Колумбию и задержался в Кабо-Верде для обучения местной береговой охраны борьбе с наркотиками. Однако по возвращении в Великобританию в каюте одного из членов экипажа были обнаружены 12 килограммов кокаина в сумках. Кто бы мог подумать...

p.s.Кстати, наполовину экипаж «Манчестера» был укомплектован выжившими на «Шеффилд» и «Ковентри».

«Йорк» D98
«Йорк» D98
«Йорк» D98
«Йорк» D98
HMS Edinburgh (D97)
HMS Edinburgh (D97)
HMS Edinburgh (D97)
HMS Edinburgh (D97)
HMS Edinburgh (D97)
HMS Edinburgh (D97)
HMS Edinburgh (D97)
HMS Edinburgh (D97)
HMS Edinburgh (D97)
HMS Edinburgh (D97)
HMS Edinburgh (D97) Visits South Georgia
HMS Edinburgh (D97) Visits South Georgia
HMS Edinburgh (D97)
HMS Edinburgh (D97)
HMS Edinburgh (D97)
HMS Edinburgh (D97)
HMS Edinburgh (D97)
HMS Edinburgh (D97)

Последние стоянки.

-90

Самые красивые фотографии с участием эсминцев типа 42.

Теперь и телеграмм-канал !

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам