Исследователи обнаружили новые сведения о генетических корнях дислексии, выявив её связь с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Работа опубликована в журнале Molecular Psychiatry.
Это исследование, проведённое Эдинбургским университетом, является первой работой, посвящённой изучению генетических связей с дислексией. Дислексия, как полагают, встречается у 10 процентов населения. В ходе исследования учёные рассматривали особенности развития нервной системы и психические особенности в контексте дислексии.
По мнению экспертов, полученные результаты могут быть полезны для создания систем поддержки в сфере образования, трудоустройства и общего благополучия, которые будут адаптированы под нужды людей с дислексией или синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Результаты исследования помогают лучше понять природу дислексии (сложностей с чтением и письмом) и СДВГ (расстройства, сопровождающегося проблемами с концентрацией, гиперактивностью и импульсивным поведением).
Исследователи из Эдинбургского университета (University of Edinburgh) изучили общедоступные анонимные генетические данные о десяти нарушениях развития нервной системы и психических заболеваниях, которые были получены от Консорциума психиатрической геномики. Также они изучили генетические данные людей с дислексией. Для этого они проанализировали информацию примерно о миллионе человек, полученную в рамках совместного проекта с компанией 23andMe, которая занимается геномикой и биотехнологиями.
С помощью специального статистического инструмента они обнаружили группы генетических признаков, связанных с дислексией. Также были выявлены связи с десятью другими особенностями развития нервной системы и психическими расстройствами, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), нервную анорексию и синдром Туретта.
Затем они провели более подробное исследование, чтобы выявить конкретные участки генома, общие для дислексии и СДВГ.
В ходе исследования было обнаружено пять генетически связанных кластеров среди 10 психических особенностей, которые были включены в исследование. Эти кластеры получили название «латентные геномные факторы».
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в большей степени связан с проблемами внимания и обучения, чем с особенностями развития нервной системы, которые характерны для таких расстройств, как аутизм и синдром Туретта.
Последующий анализ факторов, влияющих на внимание и обучение, показал, что 49 генетических областей и 174 гена являются общими для дислексии и синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). При этом 40 областей и 121 ген были выявлены впервые.
«Впервые генетические связи с дислексией исследуются в контексте психических особенностей. В будущем стоит обратить внимание и на другие трудности в обучении, например, дискалькулию или диспраксию, чтобы получить более полное представление о взаимосвязях между ними», — говорит Аустея Чюлкините (Austėja Čiulkinytė) из Эдинбургского университета. Она руководила исследованием.
«Изучая вместе многие связанные виды поведения, мы можем увеличить вероятность обнаружения генов», — добавляет профессор Мишель Лучано (Michelle Luciano) из Школы философии, психологии и языковых наук (School of Philosophy, Psychology and Language Sciences).
Литература:
Austeja Ciulkinyte et al, Genetic neurodevelopmental clustering and dyslexia, Molecular Psychiatry (2024). DOI: 10.1038/s41380-024-02649-8