Найти в Дзене
Epoch Times Russia

Происхождение папской портретной живописи: диалог между поколениями

Оглавление

В ГАЛЕРЕЕ ДОРИА ПАМФИЛИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ИТАЛЬЯНСКИЕ КАРТИНЫ И СКУЛЬПТУРЫ ТАКИХ МАСТЕРОВ, КАК БЕЛЛИНИ, РАФАЭЛЬ, ТИЦИАН, КАРАВАДЖО И БЕРНИНИ

Автор: Мишель Пластрик

Деталь портрета папы Павла III, 1543 г., работы Тициана. (National Museum of Capodimonte, Naples, Italy. Public Domain)
Деталь портрета папы Павла III, 1543 г., работы Тициана. (National Museum of Capodimonte, Naples, Italy. Public Domain)

На Виа дель Корсо, главной магистрали центрального Рима, ведущей свою историю с античных времён, стоит исторический дворец Дориа Памфили.

В самом сердце этого дворца, состоящего из тысячи комнат, находится Галерея Дориа Памфили, в которой выставлена художественная коллекция семьи Дориа Памфили, одна из величайших частных коллекций Италии.

Члены семьи продолжают жить в частных флигелях здания, фундамент которого был построен в XVI веке, а другие апартаменты колоссального дворца сдаются в субаренду художникам, писателям и религиозным организациям.

Изабелла Дюкро, одна из этих жительниц, художница и коллекционер со стажем, в интервью лондонскому журналу о дизайне The World of Interiors отмечает, что палаццо завораживает и захватывает дух, «потому что оно способно открыть вашему воображению ощущение радости и спокойствия в центре Рима».

Туристы могут увидеть великолепную коллекцию семьи, выставленную в роскошных позолоченных, расписанных фресками и дамасками комнатах. В галерее представлены значительные итальянские картины и скульптуры таких мастеров, как Беллини, Рафаэль, Тициан, Караваджо и Бернини, а также фламандские, французские и испанские работы Питера Брейгеля Старшего, Клода Лоррена и Диего Веласкеса.

Знаменитая работа — шедевр коллекции, мощный портрет папы Иннокентия X работы Веласкеса (1599–1660). На нём изображён родоначальник семьи, урождённый Джованни Баттиста Памфили, который стал папой в 1644 году и был большим покровителем искусств. Исторически картина считается одним из лучших и незабываемых образцов портретной живописи с момента её создания.

Веласкес и власть Папы

Портрет папы Иннокентия X, 1649–1650, Диего Веласкес. Масло на холсте; 55,5 дюйма на 46,8 дюйма. Галерея Дориа Памфили, Рим. (Public Domain)
Портрет папы Иннокентия X, 1649–1650, Диего Веласкес. Масло на холсте; 55,5 дюйма на 46,8 дюйма. Галерея Дориа Памфили, Рим. (Public Domain)

Художник эпохи барокко Диего Веласкес, родившийся в Севилье (Испания), был одним из самых значительных живописцев испанского Золотого века. В начале своей карьеры он был назначен придворным художником короля Испании Филиппа IV. Веласкес стремился найти свой собственный художественный стиль, и поездка в Италию вдохновила его сосредоточиться на кистевом нанесении пигмента для создания натуралистичного света и цвета, что повысило изысканность и мастерство его работ.

Во время второго визита в Италию, во второй половине своей карьеры, он написал портрет папы Иннокентия X. Обстоятельства, приведшие к созданию портрета, включали в себя то, что папство сменило свой союз с Франции на Испанию. Поручить доверенному придворному и любимому художнику испанского короля написать портрет папы было проницательным политическим ходом во время этих серьёзных изменений в международных отношениях.

На картине реалистично и без лести переданы внешность и характер понтифика. Несмотря на непривлекательность черт лица и грубость кожи, подчёркнутую рефлекторными и агрессивными малиновыми оттенками шапочки, шёлковой накидки и драпировок, папа излучает величие. О его всемогущей власти говорит массивный блок, составляющий его тело, занимающий большую часть холста, а также уверенная поза. В руке он держит, казалось бы, важную корреспонденцию. Художник решил изобразить его смотрящим прямо на зрителя, создавая иллюзию интимной частной аудиенции.

Чтобы лучше понять портрет Веласкеса XVII века, полезно знать о его восхищении художником эпохи Возрождения Тицианом. Между стилем этих двух художников существует глубокая связь, которая проявляется в портрете папы Иннокентия X, написанном Веласкесом под непосредственным впечатлением от портрета папы Павла III, выполненного Тицианом в 1543 году. В картине Тициана также использованы черты более раннего папского портрета папы Юлия II, написанного Рафаэлем в 1511 году. Картина Рафаэля сейчас находится в Национальной галерее в Лондоне, хотя во время пребывания Веласкеса в Риме она находилась в Риме, и он изучал её.

Новаторство Рафаэля в портретах пап

Портрет папы Юлия II, 1511 год, работа Рафаэля. Масло на древесине тополя; 42,7 дюйма на 31,8 дюйма. Национальная галерея, Лондон. (Public Domain)
Портрет папы Юлия II, 1511 год, работа Рафаэля. Масло на древесине тополя; 42,7 дюйма на 31,8 дюйма. Национальная галерея, Лондон. (Public Domain)

Рафаэль (1483–1520) был высококлассным портретистом, умевшим создавать напряжённые психологические образы. Он родился в Урбино, Италия, но последние 12 лет своей жизни провёл в Риме. Большая часть его работ была связана с ватиканскими заказами. Папа Юлий II, большой покровитель искусств, поручил Рафаэлю украсить папские апартаменты в Ватикане. Когда Рафаэль внезапно умер в возрасте 37 лет, папа распорядился похоронить его в Пантеоне, который находится в нескольких минутах ходьбы от Палаццо Дориа Памфили. Трогательно, что великая дань уважения Веласкеса к новаторскому папскому портрету Рафаэля живёт так близко к месту его упокоения.

До появления портрета папы Юлия II, написанного Рафаэлем, иконография папских портретов ограничивалась изображением папы либо коленопреклонённым в молитве, либо в окружении своих кардиналов.

Рафаэль нарушил эту традицию, решив показать папу Юлия II с видом в три четверти, который приближает зрителя к объекту, а также сидящим в одиночестве с предплечьями на папском троне. Эта композиция стала определяющей в папском портрете на многие века. В отличие от версии Веласкеса, Рафаэль запечатлел папу в интроспективной позе, когда его глаза задумчиво опущены вниз. Красный цвет — ключевой, от его трона до частей папских регалий, но тона переданы точными мазками, что является ключевым компонентом гармоничных и изящных композиций Рафаэля. Кроме красного, в картине использованы белый (часть одежды папы) и зелёный (фон). Эти цвета повторяются в камнях перстней папы и символизируют три теологические добродетели: милосердие, веру и надежду.

В картине, изображающей задумчивого старика, есть и политический подтекст. У Папы есть борода, которую он носил лишь короткое время, пока восстанавливался после болезни, едва не ставшей смертельной, в результате потери французами города Болоньи. Это было сокрушительное поражение для того, кто получил своё папское имя «Юлий» не от предыдущего папы, а от Юлия Цезаря, и был известен как «Папа-воин». Как и Иннокентий X, Юлий II происходил из могущественного итальянского дворянского рода, семьи делла Ровере. В переводе с итальянского Rovere означает «дуб», и на картине два золотых жёлудя на кресле папы указывают на фамилию. В этих желудях проявилось удивительное мастерство Рафаэля, ведь на их сверкающих поверхностях можно увидеть отражение, показывающее дверной проём в узкой комнате, освещённой светом из муллированного окна. Художник и биограф XVI века Джорджо Вазари описывал картину Рафаэля как «настолько удивительно реалистичную и правдивую, что она внушает страх, словно живая».

Тициан преодолевает разрыв

Портрет папы Павла III, 1543 год, работа Тициана.Масло на холсте; 41,7 дюйма на 33,4 дюйма. Национальный музей Каподимонте, Неаполь, Италия. (Public Domain)
Портрет папы Павла III, 1543 год, работа Тициана.Масло на холсте; 41,7 дюйма на 33,4 дюйма. Национальный музей Каподимонте, Неаполь, Италия. (Public Domain)

Портрет папы Павла III работы Тициана (около 1485/90? –1576) служит связующим звеном между папскими портретами Рафаэля и Веласкеса. Тициан, искусный в создании религиозных, мифологических и портретных картин, был мастером цвета. Цвета в его работах обычно тёплые и насыщенные, и он умело манипулировал масляной краской, придавая цветам глубину, интенсивность и, когда требовалось, мягкость. Его работы отличаются выразительной, широкой и свободной кистью, что оказало влияние на следующее поколение ведущих художников, среди которых был Веласкес.

При жизни Тициан добился огромного успеха как в своём родном городе Венеции, Италия, где он доминировал на художественной сцене, так и за его пределами. Он создавал работы для знаменитых покровителей, среди которых были семья делла Ровере, император Священной Римской империи Карл V, король Испании Филипп II и семья Фарнезе.

Папа Павел III, также большой покровитель искусств, был членом семьи Фарнезе, и Тициан написал несколько его портретов. Первый из них остался в семье Фарнезе и в конце концов переехал вместе с королевским потомком в Неаполь, где сейчас является частью Музея Каподимонте. Картина открывает удивительное понимание личности Папы. Вдохновлённый композицией Рафаэля, Тициан изобразил папу в позе в три четверти и с левой стороны холста. В отличие от более отдалённого папы Рафаэля, папа Павел III торжественно смотрит прямо на зрителя.

Хотя папа Павел III на картине Тициана пожилой, он излучает силу и уверенность. Неопределённый тёмный фон удерживает внимание на физическом присутствии папы. Тициан использовал цвет и свет, чтобы смоделировать градиентный блеск красной бархатной накидки, жёсткость льняной ткани и плоть сильных и умелых рук папы. Чувство спокойствия в рафаэлевской традиции пронизывает картину Тициана. В сравнении с ним папа Веласкеса более взрывоопасен, что выражается в напряжённом взгляде натурщика и усилении красного цвета художником.

Эти три картины неразрывно связаны между собой. Как трио, они вдохновили последующие поколения на создание церковных портретов. Хотя работа Веласкеса находится в частной коллекции, а Рафаэль и Тициан — в музеях, к счастью, все три картины выставлены на всеобщее обозрение.

Источник: The Epoch Times