Всем привет, друзья!
Рассказывает полковник М. ЛИТВЯК, кандидат исторических наук
14 ЯНВАРЯ 1945 года наступавшие с магнушевского плацдарма (южнее Варшавы) войска 5-й ударной армии к исходу дня передовыми частями преодолели реку Пилицу и захватили плацдарм юго-западнее Варка.
В целях развития наступления на сохачевском направлении наше командование решило ввести в прорыв подвижные соединения. На левом фланге 2-й гвардейской танковой армии предстояло наступать 12-му гвардейскому танковому корпусу под командованием генерал-майора танковых войск Н. М. Телякова.
По решению командира корпуса был выделен сильный передовой отряд в составе 49-й гвардейской Вапнярской Краснознамённой ордена Суворова танковой бригады полковника Т. П. Абрамова. Она получила задачу: наступая с пилицкого плацдарма в направлении Блендув, Сохачев, вырваться к реке Бзуре и захватить на ней переправу южнее Сохачева. Общая глубина задачи достигала 80—90 км.
Накануне наступления в батальонах бригады состоялись митинги. Танкисты обещали с честью выполнить поставленную боевую задачу, высоко держать знамя гвардейцев.
Следует отметить, что утром 15 января обстановка на Пилице резко усложнилась. Командование 9-й немецкой армии, подтянув из резерва 25-ю танковую дивизию и часть сил 19-й моторизованной дивизии, предприняло ряд фланговых контратак, особенно сильных западнее Варка. Гитлеровцам в некоторых местах даже удалось потеснить наши стрелковые части.
В связи с этим командир 49-й танковой бригады в 12 часов этого дня получил приказ командира корпуса: вместе с 47-й гвардейской танковой бригадой отбросить противника от Пилицы в западном направлении и овладеть районом Блендув.
Переправившись по захваченному пехотой мосту у села Михалув, обе бригады во взаимодействии со стрелковыми частями 5-й ударной армии сбили противника с занимаемых позиций южнее Гнеевице. Гитлеровцы вынуждены были начать отход. Обгоняя боевые порядки наших стрелковых частей, танкисты 49-й устремились к Блендуву.
Началось параллельное преследование противника, которое велось по двум маршрутам. По левому — на открытом фланге наступал 2-й танковый батальон (командир капитан В. В. Павлов), усиленный батареей самоходно-артиллерийских установок, ротой автоматчиков и отделением сапёров.
В голове колонны главных сил по правому маршруту двигался 1-й танковый батальон (командир майор Л. В. Жегалов), усиленный батареей самоходно-артиллерийских установок, ротой автоматчиков и отделением сапёров. Затем шёл 3-й танковый батальон (командир майор А. Н. Кульбакин), самоходно-артиллерийский полк (без двух батарей), мотострелковый батальон (без двух рот), которым командовал майор Берко. Зенитно-пулемётная рота находилась в колонне главных сил передового отряда.
Штаб бригады продвигался непосредственно за 3-м танковым батальоном.
Для ведения разведки в направлении Блендува был выслан танковый взвод старшего лейтенанта В. В. Бенке.
Преследуя противника, танкисты головной роты капитана В. А. Сорокина обнаружили на восточной окраине Блендува несколько вражеских танков. Три из них в короткой огневой схватке им удалось подбить. В это время разведчики взвода старшего лейтенанта Бенке искали пути обхода города с флангов.
Прибывший к месту боя полковник Т. П. Абрамов, быстро оценив обстановку, решил частью сил бригады, одновременным ударом с фронта и тыла, ночью овладеть Блендувом, а остальными силами обойти его и продолжать наступление на сохачевском направлении.
Танковый батальон майора Жегалова обошёл Блендув с севера и атаковал вражеский гарнизон с тыла. Противник лишился путей отхода на запад. Вступившие в уличные бои пехотинцы, поддержанные танками, на рассвете ликвидировали окружённый в Блендуве гитлеровский гарнизон.
В бою за освобождение этого польского города отличился механик-водитель танка П. А. Люлин. Ранее за подвиги он уже был отмечен медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. Ведомая им «тридцатьчетвёрка» первой ворвалась на северную окраину Блендува. Умело маневрируя, Павлин Люлин многократно выводил машину из-под вражеского огня, настойчиво продвигаясь к центру города. В узком переулке его танк был подожжён фаустпатроном. Все члены экипажа, в том числе и механик-водитель, были ранены. Истекая кровью, задыхаясь от дыма, Люлин всё же нашёл в себе силы вытащить из танка раненых. Ему удалось обить пламя. Боевые товарищи и машина были спасены.
Позднее танк, ведомый Люлиным, снова вступил в бой. Гусеницами он давил вражеские огневые точки, разбил колонну автомашин, сгрудившихся на перекрёстке, помогая тем самым другим танкам совершить обход с фланга.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 года за совершенный героический подвиг Павлин Алексеевич Люлин был удостоен звания Героя Советского Союза.
Обивая с ходу выставленные на дорогах вражеские заслоны и смело обхода населённые пункты, танкисты передового отряда 16 января стремительно продвигались к реке Бзуре. Выйдя во второй половине дня в район западнее Жирардува (в 45 км юго-западнее Варшавы), они перехватили железную дорогу, идущую из Варшавы на Скерневице.
Вслед за передовым отрядом быстро двигались и основные силы танкового корпуса, расширяя фронт прорыва. Справа успешно наступали части 9-го гвардейского танкового корпуса.
К вечеру 16 января 49-я танковая бригада, продвинувшись на 80 км, вела боевые действия южнее Сохачева на ближних подступах к Бзуре.
Гитлеровцы, стремясь не допустить форсирование реки нашими танкистами, оказывали упорное огневое противодействие на предмостных укреплениях по её восточному берегу. Противник успел заблаговременно прикрыть минными полями все участки, удобные для форсирования Бзуры.
Немецкому командованию важно было выиграть время, необходимое для закрепления на западном берегу реки выдвигавшихся туда в спешном порядке резервов. Однако передовые подразделения 49-й танковой бригады, не прекращая наступления и ночью, умелыми действиями уничтожали заслоны врага. Ведя разведку боем на широком фронте, они быстро выявляли слабые места в обороне и, проникая через них, наносили удары по флангам и в тыл вражеских опорных пунктов, настойчиво продвигаясь всё ближе к реке.
Сильное сопротивление противник оказал в селе Козлув-Бискули. Этот опорный пункт непосредственно запирал дорогу, ведущую к деревянному мосту на Бзуре. Для захвата моста командир танкового взвода лейтенант Казанцев скрытно вывел по лощине свои танки с десантом мотопехоты в тыл Козлув-Бискули и атаковал находившуюся на огневых позициях вражескую артиллерию. Внезапный удар обеспечил начальный успех атакующим. Но вскоре по нашим танкам с восточного берега Бзуры немецкие пушки открыли огонь. Под его прикрытием до батальона пехоты гитлеровцев пытались с севера пробиться в Козлув-Бискули, чтобы усилить гарнизон. На помощь нашим танкистам полковник Абрамов направил прибывший в его распоряжение 1007-й легкоартиллерийский полк, которым командовал майор Кущ. Быстро развернувшись, его расчёты меткими выстрелами рассеяли пехоту противника на подходах к селу. В итоге боя в районе Козлув-Бискули были захвачены 3 немецкие пушки и взяты в плен 62 гитлеровца. Но противнику всё же удалось взорвать мост на Бзуре.
Выделив дополнительные силы для разведки, полковник Абрамов дал указания продолжать поиски мостов и бродов на других участках реки южнее Сохачева.
Ведя разведывательные действия, танкистам передового отряда приходилось часто вступать в неравный бой с врагом. Экипаж танка младшего лейтенанта В. И. Чернова на подступах к Сохачеву подошёл к противотанковому рву. И тут случилось непредвиденное — был смертельно ранен механик-водитель старший сержант Савин. Лишившись управления, машина сползла в ров.
Танкисты осмотрелись. Из-за поворота рва, куда оказалась повёрнутой башня, появились гитлеровцы. Младший лейтенант В. И. Чернов тотчас открыл по ним огонь осколочными снарядами. Фашисты отступили.
Через некоторое время фаустники стали подкрадываться к машине с другой стороны. Эту опасность вовремя заметил стрелок-радист старший сержант Сидоров и уничтожил их из автомата. И всё же вечером гитлеровцам удалось приблизиться к танку.
— Приготовить гранаты! — скомандовал Чернов.
И на этот раз экипаж отбил врага.
Несколько часов танкисты вели во рву неравный бой. На землю ложился туман. Наблюдать за действиями противника стало значительно трудней. Боеприпасы кончались. Однако верные воинскому долгу гвардейцы-танкисты экипажа Чернова стойко продолжали сражаться. Ночью подошла группа наших танков с десантом мотопехоты. Они выбили гитлеровцев из противотанкового рва и помогли вытащить машину.
Этой же ночью батарея самоходных орудий коммуниста старшего лейтенанта Б. А. Булычёва подошла к линии железной дороги юго-западнее Сохачева. Советские воины заметили вражеский поезд, уходящий на запад. Командир батареи тут же развернул самоходное орудие и открыл огонь. Поезд с военным имуществом остановился. Он преградил путь другим железнодорожным составам.
К исходу дня 16 января значительный участок восточного берега реки Бзуры южнее Сохачева был занят передовым отрядом танкистов. Но гитлеровцы успели взорвать все мосты на Бзуре. Река, являющаяся притоком Вислы, в этом районе имела ширину 80—100 метров и глубину 1,5—2 метра. Лёд был очень тонкий. Найденный же разведчиками брод из-за глинистого топкого дна оказался непригодным для переправы танков.
Поскольку не удалось захватить исправный мост, полковник Абрамов решил ночью силами мотострелкового батальона майора Берко преодолеть реку и захватить на западном берегу плацдарм.
Командиру 387-го самоходно-артиллерийского полка подполковнику Г. М. Бударину была поставлена задача — поддержать наступающих огнём.
Майор Берко начал готовить группы для ведения разведки, выделив в их состав автоматчиков и сапёров. Одну из разведгрупп возглавил командир мотострелкового отделения А. П. Шмонов.
— Как зацепитесь за тот берег, — держаться изо всех сил, не отходить ни на шаг. Сразу же по вашему донесению вышлю подкрепление, — сказал комбат, ставя боевые задачи разведчикам.
С помощью досок и жердей укрепив обнаруженную на реке узкую полосу льда, разведгруппа Шмонова бесшумно перебралась на другой берег. На её пути оказалось проволочное заграждение.
— Сапёры, вперёд! — приказал Шмонов.
Через два проделанных прохода разведчики двинулись дальше. Противник попытался захватить смельчаков, атаковав их двумя группами с флангов. Угрожало окружение. Командир группы Шмонов, выслав связного с донесением комбату, принял бой, чтобы выполнить приказ — удержать занимаемый клочок земли на западном берегу.
Командир батальона майор Берко направил на помощь разведчикам мотострелковый взвод лейтенанта И. А. Поздеева и пулемётный взвод лейтенанта А. Л. Шевченко. Они не только отбросили гитлеровцев, наседавших на разведчиков, но и продвинувшись вперёд, взяли под огневой контроль участок шоссе Сохачев — Лович.
Чтобы восстановить положение, противник спешно перебросил туда отряд мотоциклистов. Гитлеровцы с ходу повели атаку, но, потеряв убитыми около 30 солдат и офицеров, отошли.
В ночь на 17 января на западный берег Бзуры вслед за разведчиками переправился весь батальон автоматчиков с противотанковой батареей и миномётами. Мотострелки шаг за шагом настойчиво расширяли захваченный плацдарм. В этот же район командир 12-го танкового корпуса ускоренно выдвигал 34-ю мотострелковую бригаду (командир полковник Н. П. Охман). Сюда же для устройства мостовой переправы он направил и корпусной 136-й сапёрный батальон (командир капитан В. X. Зимин).
Выход наших танковых соединений 16 января в глубокий тыл и на фланг варшавской группировки противника создал для неё угрозу окружения. И враг дрогнул. С наступлением темноты 16 января войска этой группировки, охватываемые наступавшими с востока советскими войсками и 1-й армией Войска Польского, начали отход в западном направлении, чтобы занять оборону на заранее подготовленных позициях на реке Бзуре.
В связи с этим командование 2-й танковой армии выдвинуло части 9-то гвардейского танкового и 1-го механизированного корпусов на рубеж севернее и юго-восточнее Жирардува. Развернувшись фронтом на восток, эти части перерезали все важнейшие пути, ведущие на запад. В упорных оборонительных боях они нанесли прорывавшимся к Бзуре фашистам большой урон, чем сорвали замысел немецкого командования.
Во второй половине ночи, как только обозначились успешные действия автоматчиков майора Берко, полковник Абрамов повёл танковые батальоны на север. Он рассчитывал внезапным ночным налётом захватить мост на реке в юго-западной части города Сохачева.
В голову бригады был выдвинут танковый батальон майора А. Н. Кульбакина.
Продвигаясь вслед за разведчиками взвода Виктора Бенке, танкисты ночью подошли к Сохачеву. Атаковав врага на юго-западной окраине Сохачева, они к рассвету овладели несколькими кварталами города, прилегавшими к Бзуре.
Первыми ворвались на окраину Сохачева танкисты батальона майора А. Н. Кульбакина. Особенно отличились в уличных боях экипажи танковой роты коммуниста лейтенанта А. А. Аматуни.
Танк комсорга роты младшего лейтенанта О. Матвеева снёс ворота концлагеря, где находилось около 250 советских военнопленных. Те из них, кто мог держать оружие, вскоре пополнили ряды этой бригады.
Танкисты роты Ашота Аматуни настойчиво пробивались к мосту на Бзуре. Однако отступавшие гитлеровцы успели взорвать заминированный мост.
Активные действия наших танкистов приковали значительные силы противника к юго-западной части города и тем самым способствовали успеху передовых отрядов стрелковых соединений, нанёсших удар по гарнизону Сохачева с юга и с востока.
В боях за расширение плацдарма за рекой Бзурой было установлено, что противник перебросил сюда новые части. Несмотря на это, 34-я мотострелковая бригада, поддержанная корпусной и частью сил армейской артиллерии, к середине дня овладела населённым пунктом Стары и значительно расширила плацдарм. Создались условия для строительства мостовой переправы.
Мужественно работали сапёры. Их не останавливали частые артиллерийские обстрелы. К рассвету 18 января мост был готов. В этот день танковые корпуса, переправившиеся на плацдарм, двинулись на запад.
Из изложенного видно, что успех наступления 2-й гвардейской танковой армии во многом был обеспечен стремительными действиями передового отряда, который смог в короткий срок захватить в тылу у врага небольшой плацдарм.
Решение этой важной боевой задачи было достигнуто благодаря ведению нашими танкистами непрерывной разведки на широком фронте, использованию ночных условий, смелому обходу вражеских опорных пунктов, инициативе и настойчивости воинов-гвардейцев, авангардную роль среди которых играли коммунисты и комсомольцы.
За умелые действия 49-й гвардейской танковой бригаде было присвоено почётное наименование «Варшавская», а многие её воины награждены правительственными наградами.
(1968)
★ ★ ★
ПАМЯТЬ ЖИВА, ПОКА ПОМНЯТ ЖИВЫЕ...
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
★ ★ ★
Поддержать канал:
- кошелек ЮMoney: 410018900909230
- карта ЮMoney: 5599002037844364