Найти в Дзене
Живопись

Феномен золотого века голландской живописи

Любой феномен в мире живописи по-своему закономерен. Даже предсказуем. Достаточно помнить о примате общего над частным и материального над интуитивным — и всё удивительное становится логичным. Не прекращая быть уникальным и восхитительным, но всё же.

Рембрандт, «Ночной дозор»,1642, холст, масло, 363 х 437 см, Рейксмюсеум, Амстердам
Рембрандт, «Ночной дозор»,1642, холст, масло, 363 х 437 см, Рейксмюсеум, Амстердам
Рембрандт, «Четыре чувства» (Аллегория зрения, обоняния, слуха, осязания)
Рембрандт, «Четыре чувства» (Аллегория зрения, обоняния, слуха, осязания)
Рембрандт, «Аллегория музыки», 1626, дерево, масло, Музей Стеделийк-де-Лакенхаль, Амстердам
Рембрандт, «Аллегория музыки», 1626, дерево, масло, Музей Стеделийк-де-Лакенхаль, Амстердам

Голландская живопись XVII века не могла не выделяться на фоне общеевропейского «мейнстрима». Пока южная часть страны, пребывавшая под властью испанской короны, следовала аристократическому дискурсу изобразительного искусства, независимые северяне провозгласили республику. И очень скоро стали ведущей торговой державой Старого Света. Голландские колонии — от Бразилии до Австралии — исправно пополняли кошельки протестантов-нуворишей, церковь и знать стремительно сдавали позиции, и главными спонсорами художников закономерно становились буржуа.

Ян Вермеер, «Девушка с жемчужной серёжкой», 1665, холст, масло, 46,5 × 40 см, Маурицхёйс, Гаага
Ян Вермеер, «Девушка с жемчужной серёжкой», 1665, холст, масло, 46,5 × 40 см, Маурицхёйс, Гаага

*Что если бы Вы умели заглядывать по ту сторону холста? Что если бы время и пространство были на Вашей стороне?

Обратите внимание, дорогой читатель: пока фламандские мастера творили большеформатные, красочно-декоративные шедевры, предназначенные для размещения под светлыми церковными сводами и в просторных залах родовых имений, — голландские живописцы «ужимали» свои творения в размерах, наполняя их невиданным доселе реализмом.

Виллем Корнелиш Дуйстер, «Музыкальная пара«, первая половина 17го века, дерево, масло, 43 х 36 см
Виллем Корнелиш Дуйстер, «Музыкальная пара«, первая половина 17го века, дерево, масло, 43 х 36 см
Виллем Корнелиш Дуйстер,«Сидящая женщина с письмом, рядом с ней стоит джентльмен», после 1632, дерево, масло, 74.6 x 61.9 см, Национальная галерея Дании
Виллем Корнелиш Дуйстер,«Сидящая женщина с письмом, рядом с ней стоит джентльмен», после 1632, дерево, масло, 74.6 x 61.9 см, Национальная галерея Дании

Переживавшая не лучшие времена фламандская аристократия стремилась прочь от опостылевших реалий. В объятья романтических, идеалистических тенденций. И местные художники изощряются в трансляции элегантной бледности и хрупкости из воображения клиента на полотно. Прямиком из воображения. А вот у состоятельных голландцев благодаря успехам колониальной политики быль превратилась если не в сказку, то уж точно в подобие увлекательного романа наяву. На многих из них свалилась роскошь, доступная немногим королям соседних стран. Теперь им хотелось хвастаться и веселиться. Нравилось быть собой. Деловитыми, жизнерадостными, непосредственными баловнями судьбы, добившимися своего положения потом и порохом.

Виллем Корнелис Дуйстер, «Свадьба Адриана Плооса ван Амстела и Агнес ван Бийлер», 1616, дерево, масло, 75,5 х 106,5 см, Рейксмюсеум, Амстердам
Виллем Корнелис Дуйстер, «Свадьба Адриана Плооса ван Амстела и Агнес ван Бийлер», 1616, дерево, масло, 75,5 х 106,5 см, Рейксмюсеум, Амстердам
Якоб ван Рёйсдал, «Мельница около Дюрстеде»,1670, холст, масло, Рейксмюсеум, Амстердам
Якоб ван Рёйсдал, «Мельница около Дюрстеде»,1670, холст, масло, Рейксмюсеум, Амстердам

Обитавшая по преимуществу в пыльно-коричневых и сумеречно-серых помещениях, голландская живопись XVII века цвела не палитрой оттенков, но букетом жанров. Да, было бы ошибкой (или, по меньшей мере, грубым упрощением) утверждать, что именно отсюда есть пошла по всей Европе мода на жанристику, (морской) пейзаж и натюрморт. Но свой неоспоримый вклад в становление идей реалистичной живописи голландские художники XVII столетия точно внесли.

Якоб ван Рёйсдал, «Бурное море с парусными судами», около 1668, холст, масло, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Якоб ван Рёйсдал, «Бурное море с парусными судами», около 1668, холст, масло, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Якоб ван Рёйсдал, «Пшеничные поля», около 1670, холст, масло, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Якоб ван Рёйсдал, «Пшеничные поля», около 1670, холст, масло, Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Впрочем, здесь же таилась и главная опасность, подстерегавшая голландских живописцев золотого века. Без устали выполняя «узкопрофильные» заказы купцов и ростовщиков, мечтавших оставить свой образ в истории, художники рисковали превратиться в живые аналоги программы-фоторедактора. Да что уж там: по сей день модные фотографы черпают вдохновение (и идеи) из их наработок. Многие тогдашние мастера пали жертвами конъюнктуры. Но величайшие — совершили прорыв в деле работы с деталями композиций, привнеся трансцендентную утонченность в мир обыденных дел, лиц, вещей...

Ян Ливенс, «Молодая девушка», дерево, масло, Музей изящных искусств Бостона, Массачусетс, США
Ян Ливенс, «Молодая девушка», дерево, масло, Музей изящных искусств Бостона, Массачусетс, США
Ян Ливенс, «Юноша, зажигающий факел», около 1625, дерево, масло, Королевский дворец, Вилянув, Варшава
Ян Ливенс, «Юноша, зажигающий факел», около 1625, дерево, масло, Королевский дворец, Вилянув, Варшава

Именно голландские мастера золотого века «легализовали» в глазах мира искусства угловатый и настырный, но живой и притягательный демократизм. Это Вам не Рубенс и не ван Дейк, снисходившие до всех, кто родом ниже графа, с заметным нежеланием! Никаких Вам метафорических торжественностей и пышных аллюзий. Жесткие корсажи, практичные чепцы, строгие и обветренные лица. Руки, привычные к такелажу или стиральной доске. Руки, которые портретируемый выходец из третьего сословия не очень-то понимает куда бы деть. Отчего картины получались ещё более достоверными и чуточку ироничными.

Франц Халс, «Кавалер из Голландии», 1624, холст, масло, 83 х 67,3 см, Собрание Уоллес, Лондон
Франц Халс, «Кавалер из Голландии», 1624, холст, масло, 83 х 67,3 см, Собрание Уоллес, Лондон
Франц Халс, «Регенты госпиталя Святой Елизаветы в Харлеме», 1641, холст, масло, Музей Франса Халса, Харлем
Франц Халс, «Регенты госпиталя Святой Елизаветы в Харлеме», 1641, холст, масло, Музей Франса Халса, Харлем
Франц Халс, «Катарина Хофт с няней», 1619-1620, холст, масло, 91 x 68 см, Картинная галерея. Берлин, Германия+
Франц Халс, «Катарина Хофт с няней», 1619-1620, холст, масло, 91 x 68 см, Картинная галерея. Берлин, Германия+

И никаких Вам колоннад и парадных арок. От силы — портьера на фоне семейного портрета, куда запросто могли затесаться слуги или боевые соратники. Боевое братство почиталось тогдашними элитариями едва ли не выше родства по крови.

Жерар тер Борх, «Семейный портрет», после 1656, холст, масло, Халльвюльский музей, Стокгольм
Жерар тер Борх, «Семейный портрет», после 1656, холст, масло, Халльвюльский музей, Стокгольм

Среди клиентов голландских мастеров кисти случались целые корпорации. Вернее — цехи и палаты. Учёные, медики, ткачи, корабелы — всем нашлось место на просторах композиций, исполненных действия, напряжения, мысли...

Дирк Якобс., «Групповой портрет корпорации амстердамских стрелков», 1561, дерево, масло, 92  х 184 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Дирк Якобс., «Групповой портрет корпорации амстердамских стрелков», 1561, дерево, масло, 92 х 184 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Дирк Якобс., «Портрет Помпея Окко», около 1531, дерево, масло, 65 х 53,5 см, Государственный музей, Амстердам
Дирк Якобс., «Портрет Помпея Окко», около 1531, дерево, масло, 65 х 53,5 см, Государственный музей, Амстердам

Золотой век голландской живописи завершился по той же причине, по которой начался. Сменился спонсор. Вернее — его вкусы и запросы. Голландия проиграла англичанам и французам борьбу за колонии, и её боевитое купечество выродилось в ещё одну архетипичную слащавую аристократию Европы. Рынок живописи рухнул, погребая под собою уникальную самобытность голландской школы. И довольно об этом.

Автор: Лёля Городная