Любой феномен в мире живописи по-своему закономерен. Даже предсказуем. Достаточно помнить о примате общего над частным и материального над интуитивным — и всё удивительное становится логичным. Не прекращая быть уникальным и восхитительным, но всё же.
Голландская живопись XVII века не могла не выделяться на фоне общеевропейского «мейнстрима». Пока южная часть страны, пребывавшая под властью испанской короны, следовала аристократическому дискурсу изобразительного искусства, независимые северяне провозгласили республику. И очень скоро стали ведущей торговой державой Старого Света. Голландские колонии — от Бразилии до Австралии — исправно пополняли кошельки протестантов-нуворишей, церковь и знать стремительно сдавали позиции, и главными спонсорами художников закономерно становились буржуа.
*Что если бы Вы умели заглядывать по ту сторону холста? Что если бы время и пространство были на Вашей стороне?
Обратите внимание, дорогой читатель: пока фламандские мастера творили большеформатные, красочно-декоративные шедевры, предназначенные для размещения под светлыми церковными сводами и в просторных залах родовых имений, — голландские живописцы «ужимали» свои творения в размерах, наполняя их невиданным доселе реализмом.
Переживавшая не лучшие времена фламандская аристократия стремилась прочь от опостылевших реалий. В объятья романтических, идеалистических тенденций. И местные художники изощряются в трансляции элегантной бледности и хрупкости из воображения клиента на полотно. Прямиком из воображения. А вот у состоятельных голландцев благодаря успехам колониальной политики быль превратилась если не в сказку, то уж точно в подобие увлекательного романа наяву. На многих из них свалилась роскошь, доступная немногим королям соседних стран. Теперь им хотелось хвастаться и веселиться. Нравилось быть собой. Деловитыми, жизнерадостными, непосредственными баловнями судьбы, добившимися своего положения потом и порохом.
Обитавшая по преимуществу в пыльно-коричневых и сумеречно-серых помещениях, голландская живопись XVII века цвела не палитрой оттенков, но букетом жанров. Да, было бы ошибкой (или, по меньшей мере, грубым упрощением) утверждать, что именно отсюда есть пошла по всей Европе мода на жанристику, (морской) пейзаж и натюрморт. Но свой неоспоримый вклад в становление идей реалистичной живописи голландские художники XVII столетия точно внесли.
Впрочем, здесь же таилась и главная опасность, подстерегавшая голландских живописцев золотого века. Без устали выполняя «узкопрофильные» заказы купцов и ростовщиков, мечтавших оставить свой образ в истории, художники рисковали превратиться в живые аналоги программы-фоторедактора. Да что уж там: по сей день модные фотографы черпают вдохновение (и идеи) из их наработок. Многие тогдашние мастера пали жертвами конъюнктуры. Но величайшие — совершили прорыв в деле работы с деталями композиций, привнеся трансцендентную утонченность в мир обыденных дел, лиц, вещей...
Именно голландские мастера золотого века «легализовали» в глазах мира искусства угловатый и настырный, но живой и притягательный демократизм. Это Вам не Рубенс и не ван Дейк, снисходившие до всех, кто родом ниже графа, с заметным нежеланием! Никаких Вам метафорических торжественностей и пышных аллюзий. Жесткие корсажи, практичные чепцы, строгие и обветренные лица. Руки, привычные к такелажу или стиральной доске. Руки, которые портретируемый выходец из третьего сословия не очень-то понимает куда бы деть. Отчего картины получались ещё более достоверными и чуточку ироничными.
И никаких Вам колоннад и парадных арок. От силы — портьера на фоне семейного портрета, куда запросто могли затесаться слуги или боевые соратники. Боевое братство почиталось тогдашними элитариями едва ли не выше родства по крови.
Среди клиентов голландских мастеров кисти случались целые корпорации. Вернее — цехи и палаты. Учёные, медики, ткачи, корабелы — всем нашлось место на просторах композиций, исполненных действия, напряжения, мысли...
Золотой век голландской живописи завершился по той же причине, по которой начался. Сменился спонсор. Вернее — его вкусы и запросы. Голландия проиграла англичанам и французам борьбу за колонии, и её боевитое купечество выродилось в ещё одну архетипичную слащавую аристократию Европы. Рынок живописи рухнул, погребая под собою уникальную самобытность голландской школы. И довольно об этом.
Автор: Лёля Городная