Найти тему

Посадка любой ценой и самоуверенный командир. Катастрофа Ту-134 в Иваново

В ночь на 27 августа 1992 года самолёт Ту-134 авиакомпании «Аэрофлот» выполнял рейс по маршруту Донецк-Иваново. На борту лайнера находились 7 членов экипажа и 77 пассажиров, в том числе 21 ребенок и 2 беременные женщины. Экипаж возглавлял опытный 53-летний командир Владимир Николаевич Груздев. Но на данном типе он налетал около 400 часов.

Ту-134
Ту-134

Полёт до Иваново прошёл штатно, без нарушений. Уже спустя час с небольшим экипаж приступил к снижению. Заход на посадку осуществлялся по курсоглиссадной системе ночью в плохих погодных условиях. Поначалу всё шло хорошо. Находясь на удалении 13 километров от торца ВПП на скорости 390 км/ч и высоте 1020 метров, экипаж приступил к выполнению четвёртого разворота с левым креном до 25° и одновременным переходом на снижение с вертикальной скоростью от 6 до 13 м/с. Выход из четвертого финального разворота был завершен в 8600 метрах от торца ВПП и на высоте 470 метров. При этом лайнер оказался на 1900 метров правее линии посадочного курса.

Для парирования бокового уклонения и выхода на посадочный курс экипаж ввел самолёт в левый крен до 20°. В 6 километрах от полосы и высоте 260 метров, находясь все еще правее линии посадочного курса на 1000 метров, экипаж вывел самолёт из крена. Но в результате перекладки стабилизатора создалась вертикальная перегрузка 1,3G, и лайнер из снижения с вертикальной скоростью 8 м/с перешёл в набор высоты с вертикальной скоростью 6 м/с. КВС отклонил штурвал «от себя», в результате чего самолет вновь перешёл на снижение с вертикальной скоростью 10-14 м/с.

Кабина Ту-134. Автор: Marina Lystseva. Источник: https://loveopium.ru/texnika/samolety-dlya-bogatyx-tu-134.html
Кабина Ту-134. Автор: Marina Lystseva. Источник: https://loveopium.ru/texnika/samolety-dlya-bogatyx-tu-134.html

Владимир Груздев любой ценой хочет приземлиться с первого раза. В 4500 метрах от ВПП при боковом уклонении 100 метров вправо, высоте 180 метров и скорости 360 км/ч он попытался энергично вывести лайнер на посадочный курс, для чего ввёл его в левый разворот с креном до 35°. При этом разворот сопровождался снижением с увеличением вертикальной скорости до 15—16 м/с. Дальний привод был пройден на высоте 170 метров (вместо положенных по схеме 210 метров) и в 50 метрах левее посадочного курса. На высоте 120 метров и в 130 метрах левее линии посадочного курса Груздев начал выводить лайнер из крена, при этом не уменьшая вертикальной скорости снижения. На высоте 60 метров при правом крене 10° КВС резко отклонил штурвал «на себя», вследствие чего возникла вертикальная перегрузка 1,5G и вертикальная скорость уменьшилась до 6 м/с.

В 01:44 в 3 километрах от торца ВПП на скорости 370 км/ч Ту-134 столкнулся правой плоскостью крыла с верхушками деревьев. Лайнер опрокинуло вправо и, пролетев еще 500 метров, он рухнул на землю в 2450 метрах от торца ВПП аэропорта Иваново-Южный на посёлок Лебяжий Луг, после чего полностью разрушился и сгорел. Все находившиеся на борту 84 человека погибли. При расследовании крушения у двух беременных были обнаружены выкидыши, так что можно считать, что на борту было 86 человек. Также при расследовании у одного из участников поисково-спасательной операции случился сердечный приступ, и он умер. Таким образом, из-за катастрофы погибли 87 человек.

На месте катастрофы
На месте катастрофы

Комиссией по расследованию было отмечено, что каких-либо отказов или неисправностей самолёта, а также взрыва и пожара на борту не было. Основной причиной катастрофы стало принятие командиром экипажа Владимиром Груздевым неоправданного и, как позже выяснится, неверного решения на продолжение захода на посадку при сознательном нарушении схемы и параметров захода и явно непосадочном положении самолёта. Остальные же члены экипажа (второй пилот, штурман и бортмеханик) действовали с многочисленными нарушениями технологии работы и не оказали необходимой помощи командиру. Кроме того, диспетчеры аэропорта Иваново-Южный также действовали с нарушением инструкции и других руководящих документов, ни разу не сообщив пилотам об имеющихся отклонениях от курса и глиссады.

Реконструкция
Реконструкция

Вот что писал об этой катастрофе известный автор и бывший командир Ту-154 Василий Ершов в своей книге «Раздумья ездового пса»:

«… Он взял курс в район 4-го разворота, под 90 к посадочному курсу, и, энергично теряя высоту, на большой скорости приступил к выполнению манёвра. Как ни убеждал его молодой штурман, что скорость велика и погасить её не удастся, что лучше сделать вираж с потерей высоты в районе 4-го, капитан грубо оборвал его и, выпустив шасси, пытался одновременно вписаться в курс и глиссаду».
«… Ещё можно было дать взлётный режим и успеть, может, от самой земли, всё-таки уйти на второй круг. Но капитан больше не управлял самолетом. Я думаю, исчерпав все возможности человеческого напряжения, он умер. Другого объяснения не придумаешь. И самолёт, никем не управляемый, зацепил за деревья, перевернулся практически на спину и упал между дальним и ближним приводами».

Похожая по обстоятельствам катастрофа Ту-134