Найти в Дзене
Библиогид Книжный Червячок

Комиссии по контактам и ужас чужого разума. Классификатор. 15 фантастических книг

Оглавление

Писатели, словно соревнуясь между собой, то и дело придумывают какой-то иной, нечеловеческий интеллект. Как правило, весьма пугающий. Зачем и почему?

Когда-то Жан-Поль Сартр в последней строке своей пьесы «За закрытыми дверями» горько заключил: «Ад – это другие».

Люди плохо понимают друг друга, и это непонимание становится причиной множества бед, ссор, конфликтов, междоусобиц и войн. Кстати говоря, ученые, кто занимается мозгом, уже нашли этому невероятное объяснение. Вот Сергей Савельев (часть его лекций есть на Ютубе и на Дзене) в своей научно-популярной книге «Церебральный сортинг» пишет, что физические различия мозга у людей в 40 раз больше, чем половые и расовые отличия между людьми. То есть к какой-то мере мы все друг для друга – инопланетяне.

И как же при такой огромной разнице в мышлении мы вообще способны контактировать и взаимодействовать друг с другом?! Недоумеваю.

Тем не менее, люди, как социальные существа, постоянно стремятся к контакту. Психологи говорят, что всем людям необходимо «зеркало». В общении друг с другом мы ищем границы собственной личности, учимся лучше понимать себя.

Так же поступает и человечество в целом. Вот почему фантасты всех времен и народов без устали придумывали «иной разум», стремясь открыть в нем источник вдохновения и ужаса, а также иной, нечеловеческий, путь познания, раздвигающий границы наших возможностей.

И столько всего разного успели напридумать! Хотя, если учесть, что каждый из миллиардов людей, живущих на планете, абсолютно уникален (по утверждению нейрофизиологов) – пожалуй, не так уж много по-настоящему оригинальных чужих удалось придумать.

Большая часть инопланетян, которых придумали фантасты – хоть и выглядят как чужие, и обитают в странных мирах других планет и даже Вселенных – остаются по своей мыслительной и поведенческой модели абсолютными людьми. И даже гуманоидами.

Это большая и славная традиция земной фантастики – наделять инопланетян всеми человеческими свойствами, привычками, недостатками. О таких инопланетных разумах пишут со времен Джонатана Свифта, Сирано де Бержерака, Алексея Толстого. В этом пласте все – от «Незнайки на Луне» Носова до «Звездных королей» Эдмонда Гамильтона, от «Дюны» Фрэнка Герберта до «Обитаемого острова» и «Трудно быть богом» Стругацких. И еще много-много-много… Это все зеркала человечества, даже почти без искажений. Но я хотела написать именно о чужом разуме – о других.

Не таких, как мы. Которые пугают и напрягают, которых мы не понимаем. И возможно, никогда не поймем.

Этот обзор – попытка собрать и «огласить весь список» - из того, что мне известно о таких «чужих». Если вы знаете больше – пожалуйста, помогите дополнить коллекцию в комментариях. Будет интересно сделать потом большой, развернутый систематизированный список.

Главные критерии, по которым, как мне кажется, стоит классифицировать придуманных фантастами чужих – это их сходство или несходство с человеком и (самое важное!) уровень враждебности к людям и человечеству.

Если с первым критерием более-менее ясно, то со вторым, чтобы было нагляднее, давайте примем балльную систему оценки по шкале от 0 до 10, а единицей измерения сделаем Гитлера. Итак…

Наши враги – негуманоиды

В списке таких инопланетных врагов первым номером, по моему мнению, непременно пойдут уэллсовские «треножники» с Марса – безусловная классика мировой научной фантастики.

Герберт Уэллс «Война миров»

16+

-2

В школьные годы, взявшись за этот роман, я не смогла дочитать его до конца: страшно стало! Мне и сейчас кажется, что, несмотря на практически счастливый финал, книга эта подавляет своей безысходной атмосферой. Ведь поначалу чудовищные завоеватели с Марса – абсолютно чуждые людям, непонятная помесь живых существ с машинами - показывают себя настолько всемогущими, что, кажется, человечество никогда не сумеет им противостоять. Я тогда натерпелась насмешек из-за своей «трусости», но лишь спустя годы узнала, что в такой реакции на эту книгу была не одинока: в 1938 году в Америке радиопостановка по роману «Война миров» привела к настоящей панике среди слушателей – ее выпустили в эфир под видом сводки новостей и получилось ну слишком убедительно.

Хотя Уэллс, надо сказать, вообще был мастером хоррора. У него много написано рассказов с пугающим, мистическим сюжетом. Но даже те его вещи, которые являются чистой научной фантастикой, несут в себе какую-то очень тревожную атмосферу.

Марсиане – «треножники» Уэллса:

  • · Негуманоиды.
  • · Уровень враждебности: 10 гитлеров.
Кадр из фильма "Война миров"
Кадр из фильма "Война миров"

Роберт Хайнлайн «Кукловоды»

16+

384 страниц

-4

Пугаясь образа жестоких негуманоидных пришельцев из космоса, люди часто забывают, что на своей собственной планете мы давным-давно мирно сосуществуем со вполне негуманоидными разумами: например, с пчелами и муравьями.

А вот гениальный, на мой взгляд, американский фантаст Роберт Хайнлайн придумал захватнический инопланетный негуманоидный разум, с которым человечество, в принципе, тоже могло бы, так сказать, скооперироваться. Это «наездники», колония разумных паразитов, которые вступали в симбиоз с людьми, присасываясь к их мозгу и управляли ими в своих интересах, полностью подчиняя своей воле. Людей они не ели. В какой-то мере они даже заботились о своих носителях, но только в границах необходимого. Убивали только, если им не подчинялись или по случайности. Интересно, что этот невероятно захватывающий и по-настоящему глубокий роман, в котором тема инопланетных паразитов была разработана очень тщательно, автор опубликовал впервые в 1951. Роман отметили престижнейшей премией для фантастов - «Nebula Awards» («небьюла» на английском означает «туманность»), а в 1994 году экранизировали (как по мне - не особенно удачно, хотя Дональд Сазерленд, конечно, хорош в роли главы Отдела).

В 1959 Хайнлайн вернулся к теме враждебных негуманоидов и написал о расе жуков, нападающих на землян (роман «Звездный десант»). Однако, в этой истории автор куда больше сосредоточился на теме звездных рейнджеров, их взаимоотношений и быта, а жуки послужили довольно блеклым антуражем, вместилищем абстрактной враждебности. Возможно, Хайнлайн был инсектофобом, и просто не захотел особенно погружаться в глубины жучиной психологии и физиологии. Тут я Хайнлайна понимаю: для кого-то и вида бабочки достаточно, чтобы испытать дрожь в теле.

Как заметил в одном из своих рассказов Виктор Пелевин, «насекомство» куда страшнее любого «зверства», ведь мораль насекомых бесконечно далека от морали зверей; насекомые «эволюционно чужды» нам, млекопитающим, так что их разум для нас куда «чужее» и страшнее.

Лучше всех тему «насекомства» раскрыла кинофраншиза «Чужой», основанная на оригинальном сценарии Дэна О’Беннона, идея которого впервые была реализована им совместно с Джоном Карпентером в, как ни странно, комедийном фильме «Темная звезда». Кстати говоря, впоследствии Джон Карпентер тоже отдал дань теме чужого разума и инопланетных вторжений, сняв легендарный фантастический боди-хоррор «Нечто» по совершенно потрясающей новелле «Кто ты?» («Нечто», «Кто идет?» - варианты переводов) Джона Кэмпбелла. Во всех этих историях инопланетные монстры одарены не только чужеродным и жестоким враждебным разумом, но и особым строением организма, предоставляющим им почти безграничные вредоносные возможности. Короче, реальная жуть.

Наездники-кукловоды Хайнлайна:

  • · Негуманоиды.
  • · Уровень враждебности: 2 гитлера
Кадр из фильма "Кукловоды" 1994 года
Кадр из фильма "Кукловоды" 1994 года

Гуманоиды, но тоже враги

Самый яркий пример в этой категории я взяла из творчества моего любимого писателя, удивительного Рэя Бредбери.

Рэй Брэдбери «Марсианские хроники»

16+

352 страниц

-6

Одно из самых известных произведений американского классика – цикл рассказов, посвященных освоению человечеством Марса, объединенный в сборник «Марсианские хроники». Книга отмечена премией «Небьюла» как лучшая в теме космической фантастики.

Самое интересное в сборнике – это то, как по-разному описано странное взаимодействие враждебных миров и их взаимовлияние. Хотя сборник назван «хроникой», события, описанные в рассказах, не выстраиваются в единую линию. Четко объединены они только темой, а меняется в сюжетах не только время, но и точка зрения, и субъектность рассказов. Например, первый рассказ – даже не рассказ, а небольшая зарисовка - о том, как на Марс отправляется ракета, и ее двигатель растапливает снег в городе на Земле («Ракетное лето»). В мистической новелле-триллере «Илла» читатель знакомится с марсианской женщиной, которой снятся пришельцы-земляне – через ее сны две расы устанавливают эмоциональный контакт, но когда земляне опускаются на планету в своей ракете, всех их ждет смерть: другие марсиане, в отличие от Иллы, не желают никаких контактов. В хоррор-рассказе «Третья экспедиция» раскрываются все возможности марсиан – они умеют читать мысли и создавать убедительные иллюзии, притворяясь чем-то другим, даже людьми. Эту способность они используют, чтобы убить пришельцев-землян.

Знак самой престижной премии в фантастике
Знак самой престижной премии в фантастике

Однако земляне, подобно покорителям Дикого Запада, упорны и безжалостны, как саранча: спустя столетия после их первой высадки на Марсе высокоразвитая цивилизация марсиан оказывается на грани исчезновения. Последний из марсиан гибнет как раз потому, что его способность к мимикрии и чуткость к мыслям землян так велика.

Если в начале «хроники» читатели сочувствуют землянам, то постепенно акцент эмоций смещается на жителей завоеванного Марса и их погибшую цивилизацию. В конце концов «марсианами» на Марсе становятся люди – загубив собственную планету в ядерной войне, они переселяются на Марс и живут там, ностальгируя по давно уничтоженному ими же гармоничному миру истинных марсиан.

Это так по-человечески: любить только свое, считать своим только то, что подчинили, а подчиняя – уничтожать. «Марсианские хроники» позволяют читателю пережить целую гамму, настоящий букет эмоций, очень лиричное и многогранное произведение.

Не гуманоид и землянин, но враг

Джон Уиндем «День триффидов»

16+

480 страниц

-8

Этот роман классика английской фантастики 20 века был написан в 1951 году, в годы противостояния двух общественных систем. Именно поэтому в английской версии романа опасный чужой разум появляется как результат зловещих научных экспериментов в СССР. Биологи, возглавляемые Трофимом Лысенко (реальное историческое лицо, советский агроном-мичуринец, отвергавший генетику) выводят новый вид разумных, но хищных растений. Трагическая случайность становится причиной рассеивания опасных семян вне стен лаборатории. В итоге растения, выведенные для того, чтобы кормить людей, принялись кормиться людьми – охотиться и нападать на них. Одновременно неизвестное космическое явление – странный зеленый звездопад – ослепляет большинство людей на Земле. Триффиды захватывают планету, а людям остается влачить жалкое существование в рамках небольших колоний на островах. И надеяться когда-нибудь добиться реванша с помощью какой-нибудь шибко инновационной отравы (гербецидов). Роман был неоднократно экранизирован.

Триффиды Уиндема:

  • · Земляне. Мутанты. Негуманоиды.
  • · Уровень враждебности: 10 гитлеров.

Карел Чапек «Война с саламандрами»

16+

320 страниц

-9

В антиутопии Чапека описана эволюция милых и очень смышленых животных – саламандр, которые, будучи встроенными в человеческую экономику, проходят стремительный путь, поднимаясь с низов пищевой цепочки до ее вершин: из забавных домашних любимцев, из мясного стада они превращаются в нещадно эксплуатируемых рабов, мощную трудовую силу, а вскоре, переняв у человечества не только знания, но и многие его привычки и пороки, становятся грозной силой, способной уничтожать целые континенты, пренебрегая интересами и правами людей, попирая все законы гуманности. Но не целенаправленно, а как бы по необходимости – то есть ровно так же, как люди истребляют все, что не они сами, с теми же моральными оправданиями.

Искатель жемчуга капитан Ван Тох, тот, кто нашел саламандр в Тихом океане, на одном из атоллов, и первым дал в лапы саламандре нож – орудие эволюции – даже подозревать не мог, к чему приведет его стремление приручить милых зверюшек.

Чужой разум в этой книге Чапека мыслит вполне по-человечески, и также вполне по-человечески он эгоистичен, просто центр его корысти – не люди, а саламандры, и потребности он намерен удовлетворять в первую очередь свои, а не людей. Вот и все их отличие от людей: примерно как у зеркального отражения с оригинальным объектом.

Саламандры Чапека:

  • · Земляне. Негуманоиды.
  • · Уровень враждебности: 0,5 гитлера.

Подробнее я писала о книге Чапека и о нем самом в статье «Смешные книги о страшном. Карел Чапек: сатирик, предвестивший будущее»

Пьер Булль «Планета обезьян»

16+

320 страниц

-10

В далеком будущем пара молодоженов, путешествуя в космосе, обнаруживает в космосе послание, написанное журналистом Улиссом Меру, участником экспедиции на планету в системе звезды Бетельгейзе. Меру рассказывает о том, как экспедиция приземлилась на планету, по всем параметрам в точности напоминающую Землю. Кроме одного: на этой сестре Земли эволюционировали и стали разумными не люди, а обезьяны. В тот момент, когда Меру и его спутники пытались установить контакт с местными людьми, ведущими в девственных лесах абсолютно животное существование, членов научной экспедиции захватывают разумные обезьяны. Они принимают земных людей за обычных местных «голых обезьян», ловят и отдают на опыты своим обезьяньим ученым. Ситуация самым чудовищным образом переворачивается с ног на голову: обезьяны держат людей в клетках, проводят над ними опыты разной степени отмороженности, и в целом обращаются, как с обезьянами. Довольно неуютная история. Но самая ее «фишка» открывается в конце: (внимание, спойлер!) те самые молодожены, которые поймали в космосе послание несчастного журналиста – не люди, а земные обезьяны, которые тоже эволюционировали до разумного состояния, пока люди деградировали, предаваясь самым глупым порокам.

Культовая история, в которой есть о чем призадуматься. Недаром ее уже не раз экранизировали - в 1968 и 2001 годах, и даже сняли по ней несколько сериалов.

Разумные обезьяны Буля:

  • · Негуманоиды. Земляне.
  • · Уровень враждебности: 0,5 гитлера.
Фотография со сьемок фильма "Планета обезьян" 1963 года
Фотография со сьемок фильма "Планета обезьян" 1963 года

Север Гансовский, новелла «День гнева»

-12

Когда кто-то утверждает, что в русской советской литературе никогда не существовал жанр хоррора – это небольшое произведение замечательного фантаста Гансовского первым приходит на ум в качестве контраргумента.

Впервые новелла была опубликована в 1964 году, а спустя лет 30, в годы позднего СССР, экранизирована.

Есть в этой вещи что-то от уэллсовского «Острова доктора Моро». В лесной глуши, в отдаленном от цивилизации районе, расположена биостанция, где некий сумасшедший гений по имени Фидлер создает путем генетических экспериментов расу отарков – разумных медведей. По виду они – обычные животные, но умеют говорить совершенно как люди (и у них даже очень приятный голос, чем они пользуются, обманывая людей), они хитры и коварны, и при всем своем совершенном интеллекте – напрочь лишены человеческой морали, умения сочувствовать.

Помимо стремления обманывать людей, циничное зверье запросто употребляет их в пищу. Отарки – людоеды. Немногочисленные фермеры, обитатели здешних мест, боятся отарков и предпочитают как-то договариваться с ними. Открыто вступает в противоборство с ними только один человек – лесник Меллер. История поистине жуткая, поднимает вопрос о том, что такое человечность, и что такое разум без эмпатии, без морали. Насколько человечность зависит от интеллекта, от уровня IQ? (Спойлер: не зависит. Или зависит, но не напрямую. А вы как думаете?)

Отарки Гансковского:

  • · Негуманоиды. Земляне.
  • · Уровень враждебности: 10 гитлеров.
Плакат к фильму "День гнева"
Плакат к фильму "День гнева"

Негуманоид и не враг, а так…

Станислав Лем «Солярис»

12+

480 страниц

-14

В романе Лема мы видим, наверное, самый оригинальный чужой разум: разумный океан другой планеты, который, вероятно, пытается наладить контакт с людьми. Хотя в этом тоже нет никакой уверенности: возможно, он просто отражает мысли землян, прибывших на планету. Как водяная гладь отражает солнечные лучи, океан Соляриса, вероятно, всего лишь отражает беспокойные тревожные нейросигналы человеческого мозга. Никто так и не понял, почему он создавал так называемых «гостей» - двойников людей и вещей, о которых особенно много думали земляне - исследователи Соляриса, проживающие на станции, расположенной на этой планете.

Роман «Солярис» был опубликован 50 лет назад, с тех пор его дважды экранизировали (очень люблю гениальный фильм Андрея Тарковского по его мотивам), ставили по нему радиопьесы, театральные спектакли и даже балет (с трудом представляю, но, говорят, есть такое).

Океан Соляриса Лема:

  • · Негуманоид. Инопланетянин.
  • · Уровень враждебности человеку: не выяснено. Возможно, враждебен.
Кадр их фильма А.Тарковского "Солярис"
Кадр их фильма А.Тарковского "Солярис"

Стругацкие Аркадий и Борис «Жук в муравейнике»

12+

320 страниц

-16

Братья Стругацкие писали о контакте с чужим разумом практически в каждом своем произведении, так или иначе. В их библиографии можно найти самые разнообразные примеры «чужих», на любой вкус. Особой оригинальностью их «чужие» не отличались – почти все идеи заимствованы из зарубежной фантастики, но зато тщательность разработки сюжетов и персонажей – на высоте, так что каждый «чужой» в их произведениях отличается своеобразием. Именно Стругацкие, создавая свой мир «Полдня» человечества, придумали такие организации как Комиссия по Контактам и Комиссия по Контролю (чтобы эти самые Контакты предусмотрительно не пустить на самотек).

Одной из самых больших загадок для человечества эпохи Полдня стала раса Странников – космической сверхцивилизации, следы деятельности которой попадаются людям повсюду во Вселенной. На планете Надежда с загубленной экологией Странники уводят все население через подпространственные туннели. На безымянной планете из повести «Попытка к бегству» они оставляют механизмы невыясненного назначения. На одном из астероидов в Солнечной системе они создают генетическую библиотеку землян – саркофаг с оплодотворенными яйцеклетками людей. Люди инициируют разморозку яйцеклеток и позволяют родиться этим людям – в надежде когда-нибудь с их помощью установить контакт с цивилизацией Странников, причастных к их созданию.

Во втором романе из трилогии о Максиме Камеррере – «Жук в муравейнике» прослеживается судьба одного из «подкидышей» Странников – Льва Абалкина. Она складывается трагически, потому что никто – даже и сам Лев Абалкин – не понимает, насколько он человек, а насколько – «бомба с детонатором» в руках негуманоидной цивилизации Странников. Суть этой трагедии выражается в детском стишке, которым авторы предваряют роман:

«Стояли звери
Около двери.
В них стреляли –
Они умирали».

Не знаю, правда ли, нет ли, но попадалась мне информация, что стишок этот досочинил певец Витас. И вот какими строчками его продолжил:

«Но нашлись те, кто их пожалели,
Те, кто открыл зверям эти двери.
Зверей встретили песни и добрый смех.
Звери вошли и убили всех».

Тема человека-не совсем человека поднимается Стругацкими и в повести «Малыш».

Она тоже относится к циклу «Полдня». Это история космического Маугли, ребенка, выжившего при аварии космической яхты землян. Человеческий детеныш, воспитанный неизвестной расой инопланетян-негуманоидов в своем физическом теле – вполне человек, но его психика и способности не совсем человеческие. С его помощью команда землян пытается установить контакт с негуманоидной, но, вероятно, гуманной расой, спасшей Малыша от гибели. Контакт становится эмоционально тяжелым и потому жестоким испытанием для всех его участников. В повести действуют такие сквозные персонажи мира Полдня как Михаил Сидоров (Атос), Геннадий Комов, Майя Глумова, Яков Вандерхузе.

Раса космических Странников Стругацких:

  • · Негуманоиды. Инопланетяне.
  • · Уровень враждебности к людям: не установлен. Вероятно, враждебны.
-17

Почти гуманоиды, но искусственные и непонятные

Нельзя не затронуть тему ИИ – самый большой ужас человечества, архетипичный ужас перед Големом, убивающим своего создателя. Тема, которая в наши дни становится все более актуальной. Хотя в действительности специалисты говорят, что большая часть того, что сейчас называют искусственным интеллектом (настоящий термин - Artificial Intelligence или AI) – всего лишь пиар ход, новые программные алгоритмы. Все-таки по-настоящему машины еще не обрели сознания. И даже вряд ли когда-нибудь обретут, как объясняют сведущие люди. (Что лично меня, скорее, радует).

Айзек Азимов «Я, робот»

16+

320 страниц

-18

Первым примером чужого разума такого вида назову, пожалуй, культовый цикл рассказов Айзека Азимова, опубликованного в сборнике «Я, робот». (Отмечен премией «Небьюла»). Само слово «робот» придумал, конечно, Чапек, зато детально разработал тему роботов и даже создал Три знаменитых закона роботехники. Вот эти:

  • · Первый закон: робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
  • · Второй закон: робот должен подчиняться указаниям человека, кроме случаев, когда такие указания противоречат первому закону роботехники.
  • · Третий закон: робот обязан сохранять и защищать себя, если только такие действия не противоречат первому или второму закону роботехники.

Законы эти были сформулированы Азимовым в 1942 году. И, что удивительно, с тех пор, кажется, ничего лучшего до сих не придумали, так что нынешние разработчики AI в самом деле ими руководствуются. Техника и технологии далеко шагнули впереди с 42 года, а вот число морально-нравственных дилемм, связанных с их развитием, с тех пор только множатся.

В знаменитом сборнике Азимова тема роботов и искусственного интеллекта показывается с разных сторон. В рассказах присутствует как ностальгия по старым добрым несовершенным няням-роботам, так и страх перед новейшими разработками и сумасшедшими роботами, с психологией которых приходится разбираться специальному робопсихологу. Но роботы Азимова могут вредить человеку только по злому умыслу другого человека или из-за поломки. Они не обладают реальной свободой воли.

Произведение исключительно интересное. Экранизация 2004 года с Уиллом Смитом в главной роли во многом опошляет его, упрощая и сводя в историю, довольно далекую от основных идей книги. Я хочу сказать – это тот случай, когда книга лучше.

Роботы Азимова:

  • • Гуманоид. Землянин.
  • • Уровень враждебности к человеку: 0.
Кадр из фильма "Я. робот" 2004 года
Кадр из фильма "Я. робот" 2004 года

Филип Киндред Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»

16+

320 страниц

-20

Еще одна важная культурная веха в теме «чужого» и при этом искусственного разума – роман Филипа Дика и его культовая экранизация (когда-то, между прочим, провалившаяся в прокате) 1981 года – фильм Риддли Скотта «Бегущий по лезвию» с участием великого Рутгера Хауэра и великолепной медитативной музыкой Вангелис. Суть истории: на Земле после ядерной войны вымирает все живое, люди бегут в космос, и только андроиды могут более-менее безнаказанно существовать в отравленных радиацией пустынях. Получается, что планету наследуют киборги – андроиды. Но люди не намерены давать им свободу. Полицейский Рик Декарт преследует группу андроидов, сбежавших из подчинения людей с одной из космических колоний. Поведение этих киборгов заставляет его задуматься о том, есть ли разница между людьми и этими искусственными существами. Возможно, она вовсе не так велика, как кажется. Киборги, обладающие сознанием, обладают и свободой воли. Они не скованы законами роботехники, как роботы Азимова. Поэтому могут как убивать людей, так и проявлять милосердие.

Андроид Ф.Дика:

  • • Гуманоид. Землянин.
  • • Уровень враждебности к человеку: 0,5 гитлера.
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию" 1981 года
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию" 1981 года

Аркадий и Борис Стругацкие «Далекая радуга»

12+

224 страниц

Далекая Радуга – так называется планета, на которой земляне проводят грандиозные физические эксперименты с пространством-временем, вызывающие смертельно опасные побочные эффекты.

Тема искусственных людей в этой повести Стругацких не главная, она присутствует здесь всего лишь косвенно: один из персонажей книги – Камилл, киборг, единственный, кто способен пережить глобальную катастрофу на Радуге. И он же – единственный, кто, как Кассандра, способен предсказать будущее. Но его, как и Кассандру, никто не способен услышать. Умение все знать, совершенный разум совсем не гарантируют ни всемогущества, ни - тем более - счастья.

Искусственный человек Стругацких:

  • · Гуманоид. Землянин.
  • · Уровень враждебности к человеку: 0.
-22

Гуманоиды и даже люди… Но все равно чужие

Аркадий и Борис Стругацкие «Волны гасят ветер»

12+

256 страниц

-23

Самый интересный вариант чужого разума, придуманный Стругацкими – людены. Это новая раса людей-мутантов, у которых инициирована загадочная «третья импульсная система в мозгу», дающая этим людям-нелюдям совершенно другие возможности – как восприятия, так и физической жизнедеятельности. Людены могут мгновенно перемещаться в пространстве, летать между звезд без применения техники и все такое прочее. Полностью их возможности остаются неизвестными, потому что каждый новый люден привносит нечто новое в список этих способностей.

В последнем романе трилогии о Максиме Камеррере «Волны гасят ветер» историк науки и вздорный старикашка Айзек Бромберг предсказывает появление люденов, после чего Камеррер начинает разрабатывать эту тему (вместе со своим молодым сотрудником Тойво Глумовым), в результате чего натыкается на следы их реального присутствия на Земле. Впоследствии Тойво Глумов сам становится люденом и покидает Землю. Потому что интересы люденов не находятся на родной планете – они не могут жить на ней, как взрослые люди не могут жить в колыбели. История люденов трагична, потому что, становясь сверхчеловеком человек все равно перестает быть человеком. В этом весь ужас.

Вполне возможно, что людьми нас делает отнюдь не наша сила – или то, что мы считаем нашей силой - наш высокоразвитый интеллект, а наши слабости – то, что нас ограничивает: эмпатия, сочувствие, снисходительность, даже глупость. Прекрасная глупость вроде альтруизма, стремления прощать врагов и любви.

Любви к другим. Пусть даже не похожим на нас.

Возможно, пока мы сохраняем это в себе – мы остаемся людьми. Человечеством.

Бонус

Питер Годфри-Смит «Чужой разум»

16+

256 страниц

-24

Искала среди книжных новинок материал для статьи и наткнулась на книгу морского биолога и философа науки, профессора Сиднейского университета.

Бестселлер, написанный австралийцем, со всей страстью рассказывает о разуме головоногих моллюсков. Профессор Годфри-Смит, будучи опытным аквалангистом, не раз сталкивался с этими существами, и он склонен полагать, что они… разумны.

Что осьминоги и каракатицы – представители иной ветви эволюции разума на планете Земля. Разумеется, автор не обходится без сравнений с «венцом эволюции», так что в книге не только о моллюсках.