Найти в Дзене
Полезное от Onskills

Обучение рисованию для начинающих: как строить перспективу

Оглавление

Знание законов перспективы необходимо, чтобы передать в рисунке ощущение пространства. Если пренебречь ими, то изображение будет казаться или плоским, или неестественным. В этой статье мы пошагово разберем, какие существуют виды перспективы и как их изображать.

Мы ‒ образовательная платформа Onskills. Мы с 2019 года занимаемся онлайн-образованием и верим, что получение новых знаний и навыков должно быть доступно каждому, в любом возрасте, вне зависимости от места проживания. И если вы хотите научиться рисовать, то мы будет рады вам помочь. Мы уже записали несколько крутых онлайн-курсов, которые могут вас заинтересовать: по скетчингу, по академическому рисунку, по рисованию аниме. А теперь вот еще написали полезную статью с разбором важнейшего вопроса из теории рисунка ‒ принципами построения перспективы.

Линейная перспектива пошагово

Горизонт

Для построения линейной перспективы нужно сначала наметить горизонт ‒ воображаемую линию, на которой находится уровень глаз зрителя. Все предметы, которые окажутся ниже линии, будут показаны сверху. Объекты выше ‒ снизу.

На готовой работе линии горизонта может оказаться не видно. Например, потому, что она оказалась полностью скрыта изображенными предметами. Но вы, художник, должны точно знать, где она проходит.

Линию горизонта лучше не делать ровно посередине листа. Нарисуйте ее немного выше или капельку ниже середины. Во всяком случае, на этапе обучения: потом, овладев методом, вы будете экспериментировать так, как вам хочется.

Выбор точек схода

Параллельные линии сходятся.

Если вы внимательно слушали учителя на уроках геометрии, это утверждение может вызвать в вас внутренний протест. В школьной геометрии параллельные линии никогда не пересекаются, на то они и параллельные.

В линейной перспективе все иначе. Представьте, что вы стоите на автомобильной дороге. Ее стороны параллельны друг другу. Глядя на вдаль, вы можете видеть, как они постепенно становятся ближе, расстояние между ними уменьшаются. А затем и вовсе сходятся в одну точку. Вот она-то и называется точкой схода!

Она может быть одна. Или их может быть на рисунке несколько. В зависимости от того, какой тип линейной перспективы вы для себя выберите.

Перспектива с одной точкой схода

Выберите на линии горизонта точку где-то в центре или рядом с ним.

Если вы выберите точку ровно по центру, если хотите нарисовать уравновешенную, статичную, симметричную композицию. Слегка сместите ее, если вам больше нравится асимметрия и динамика.

Начните изображать объекты. В качестве примера мы решили изобразить кубики. Их фронтальную плоскость, обращенную на зрителя, мы рисуем прямо. А вот все боковые грани будут стремиться в одну точку.

-2

Если кубик выше линии горизонта, то и грани его будут стремится вниз. Если выше ‒ вверх.

Если кубик близко к зрителю, то он побольше. Если далеко ‒ то поменьше.

Если вам нужно нарисовать что-то посложнее кубика, то мысленно упростите объект до простых форм: цилиндров, шаров, параллелепипедов. Изобразите эти формы с учетом законов линейной перспективы. А уже затем детализируйте их.

Перспектива с двумя точками схода

Рекомендуем новичкам обратить внимание именно на этот вид перспективы. Он подойдет для большинства художественных задач и при этом не слишком сложен.

Представьте, что перед вами стоит кубик. Вы смотрите на него не фронтально, а немного сбоку. Попробуйте нарисовать его: не только видимую часть, но и те грани, которые вы не видите.

Если глазомер и художественное чутье вас не подведут, вы заметите всю ту же истину: параллельные линии сходятся. При этом некоторые грани кубика стремятся вправо, а другие ‒ влево.

-3

Продлив грани, вы найдете точку их пересечения. Она должна оказаться на линии горизонта. На рисунка она отмечена буквой А. Точка пересечения граней с другой стороны тоже попадет на горизонт! Она маркирована буквой Б.

-4

Если кубик находится близко к зрителю, то расстояние между А и Б будет поменьше. При удалении от объекта увеличивается и промежуток между точками схода. Они могут выйти за край листа ‒ это совершенно нормально.

Все параллельные линии должны стремиться или в А, или в Б. Если изображаемый объект сложный, мысленно упростите его до простых геометрических форм. Изобразите их в соответствии с правилами линейной перспективы, и затем детализируйте. Тогда они будут смотреть естественно, без искажений.

Воздушная перспектива

Те объекты, которые находятся ближе к зрителю, кажутся контрастнее и ярче. Те, которые далеко ‒ выцветают и сливаются с фоном. Передача этой разницы и называется воздушной перспективой.

Левитан, Мостик. Саввинская слобода. 1884. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Левитан, Мостик. Саввинская слобода. 1884. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Для объектов на переднем плане возьмите карандаш помягче. Делайте линии четкими, насыщенными, толстыми. Для заднего плана подойдет карандаш потверже. Там линии можно делать совсем тоненькими, едва заметными.

Левитан, Над вечным покоем. 1894. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Левитан, Над вечным покоем. 1894. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Если рисуете в цвете, то для переднего плана используйте более теплые и яркие краски. Для дальнего подойдут холодные и светлые.

Еще один важный аспект воздушной перспективы ‒ выраженные контрасты на переднем плане. Только здесь может присутствовать чистый белый цвет в местах наилучшей освещенности. При этом разница между светом и тенью должна быть максимально выражена.

На заднем плане контрасты практически нивелируются. Если вы рисуете черно-белую картинку, то вдали все будет равномерно серое.

Переход между ближним и дальним планом должен быть постепенным.

Используйте эти правила, и вам удастся реалистично передать глубину изображения. Желаем вам творческих успехов!