Найти тему
Шахтёр

Лесник у мужиков втихаря в лесу бензопилу утащил

Когда отец из Сибири переехал к себе на родину в сельскую местность Центрального Черноземья, он несколько лет работал лесником. Если сказать правильнее, отец присматривал за лесополосами на полях и сосновыми насаждениями. Есть тут и лес, в котором много десятилетий назад отец жил на пасеке несколько летних сезонов. Но в нынешние времена никто из сельских жителей туда не суётся, да и раньше-то особо не ходили – с краю немного валежник пособирают и будя, потому как строго было за вырубку деревьев в лесу. Строго и сейчас. Но зачем тащиться в лес, в котором нет ни троп ни дорог, если рядом стоят сосны? Смолистая древесина горит отлично; пусть не так жарко, как дуб или берёза, зато разгорается быстро и в зимние холода в доме от печки идёт живое тепло.

Фото автора
Фото автора

Ранняя осень – самое время заготовки дров. По правилам было так – приходит человек к леснику, лесник выписывает бумагу на объём нестроевой древесины, показывает место в делянке, где можно заготавливать сосну на дрова. Потом замеряет кубатуру древесины, чтобы по факту сходилось с документом, человек оплачивает N-ую сумму, пригоняет транспорт (обычно трактор «Беларусь» с тележкой), грузит и увозит домой. И уже любая проверка человеку нипочём – у него докУмент!

Хотя, честно говоря, не все и не всегда ходили к леснику. И хотя отец жил на краю деревни, он же не сидел на крыльце целыми днями, высматривая едет кто-то вдали в лес или не едет. К тому же, в сосновые посадки можно было попасть окольными путями вне зоны видимости лесника. Да и сосновых насаждений было несколько, за всеми разом не уследишь.

Обычно в сентябре готовил в зиму дрова и отец. В 90-е годы помощниками у него были мама и соседка. Из транспорта имелись конь с телегой, из инструментов – топор и пила «Дружба-2» (отец так в шутку называл самую обыкновенную двуручную пилу). И как-то однажды соседка выговаривает отцу:

– Какой же ты лесник, если своей пилы нет? Сколько ж можно двуручной тягать сосну?

Отец отшучивался:

– Зато моя «Дружба-2» тихая – её не слышно. А «Дружбу-4» за пять вёрст слышно, все зайцы разбегаются.

Соседка говорит:

– Смотри, если на следующий год бензопилы не будет, я больше с тобой дрова готовить не буду.

Отец спрашивает:

– А чем ты зимой топиться будешь? В спячку заляжешь?

Соседка машет руками:

– В город поеду. Перезимую, а весной обратно приеду.

Надо сказать, в городе у соседки была квартира – в ней жил её сын с семьёй.
Отец смеётся:

– Будешь как перелётная птица мигрировать туда-сюда.

Впрочем, отец и сам подумывал о приобретении бензопилы. И как-то летом решил для себя – к осени куплю «Дружбу-4». Но нет, не купил – случай подвернулся.

Фото автора. Лесник.
Фото автора. Лесник.

Возился отец во дворе по хозяйству. И где-то далеко вроде послышался звук работающей бензопилы. Может, показалось, а может, и вправду пила работает. Но откуда слабый ветерок донёс подозрительный звук, в той стороне километрах в четырёх расположено соседнее село. Может, там кто-то пилит.
И всё же отец решил сходить в сосны, заодно проверить вверенное ему лесное хозяйство. Домашние дела отложил, пошёл.

Уместно заметить, что сосны сажали в конце 40-х – начале 50-х годов (однажды отцу с друзьями за оплату довелось пропалывать молоденькие насаждения). И хотя сажали саженцы по линии, но не строго по линейке, а потому вырос сосновый бор как почти настоящий лес – без навыков в нём запросто можно было заплутать. В общем, вымахавшие стволы деревьев скрывали обзор.

Идёт отец между сосен, пилы больше не слышно. Зато гулким эхом доносятся удары топора. «Эх, – думает лесник, – кто-то у меня браконьерничает. Видать, на деловой сосне ветви обрубают».

Шагает крадучись, смотрит под ноги, чтобы невзначай не наступить на сухую ветку и не выдать себя. Звук топора всё громче и громче, вот уже и голоса послышались. Вглядывается вперёд, с каждым шагом ступая всё осторожнее и осторожнее. А вот и мужики показались – три человека. Верно лесник предположил – деловую древесину заготавливают на строительство. Повалили с десяток сосен, теперь сучья и ветки обрубают.

Прячась за деревьями, подкрался лесник ближе. Увлечённые работой, мужики не замечают, что за ними следят. Ведут между собой разговор, оттаскивают в сторону отрубленные ветки. Видит лесник – один мужик точно из соседнего села, кто ещё двое с ним – не знает. Но это и не столь важно – достаточно на одного мужика заяву настрочить, а сумму штрафа пускай сами между собой делят.

Собрался лесник выйти из-за деревьев к мужикам, чтобы застукать их на месте незаконной вырубки леса. Зачем-то огляделся вокруг и... вдруг замечает в стороне у сосны бензопилу! Планы резко поменялись – мужикам нужна строевая древесина, а леснику нужна пила. Тут, как говорится, каждому своё.

Тихо-крадучись удалился лесник назад, обошёл стороной, пригнувшись подкрался к пиле. Тут не только пила, но и остатки «поляны» – недопитая бутылка, стопарь, нарезанный хлеб, открытая консерва, помидоры. Бутылку мужики сами пусть допивают, лесника интересует только пила. Пока мужики метрах в тридцати работают, лесник взял пилу и скрытно пополз обратно. Если сначала он прятался от мужиков, чтобы напугать их внезапным появлением, то сейчас лесник прячется, чтобы уйти незаметно. Да и поторапливаться надо – мужики скоро закончат с ветками и им надо будет стволы сосен пилить на брёвна.

Когда мужики окончательно скрылись за чащей деревьев, лесник с пилой на плече прибавил шагу и поспешил домой. И уже в тот год отец заготавливал дрова с помощью бензопилы.

Спустя несколько дней ради интереса отец ходил на место вырубки. Ветки остались, стволы мужики увезли. Видимо, позже приезжали с другой пилой.
Своему начальству в лесничестве отец не докладывал о происшествии, про пилу деревенским мужикам говорил, что купил на базаре с рук. А поди докажи, что не так? Ну, в общем, вот так.

Леса
8465 интересуются