Найти тему
Артельный Ряд

Ткачество

"Ногами сучишь, Брюхом трёшь, Где розинёшь, Там и ткнёшь", - как вы думаете, какое ремесло описывает эта загадка? Конечно, ткачество на кроснах!
На Руси ручное ткачество было одним из самых распространенных промыслов. Ткани, полученные таким способом, были очень прочными и красочными.
О древнем происхождении кросен свидетельствует их распространённость у многих народов. Первоэлемент ткацкой технологии - примитивные приспособления для образования в нитях основы зева.

Кросна, бердо, притужальник, векошка, набилки – диковинные, давно забытые слова, значение которых теперь понятно далеко не многим. А ведь когда-то их значение знала даже маленькая девочка. Ткацкое ремесло было знакомо каждой женщине. Домотканые половики, нарядные рушники и скатерти, сотканные и вышитые своими руками, служили украшением каждого дома.
Кросна, или стан (так называли ткацкий станок), для производства домотканого полотна переходил из поколения в поколение: от мамы к дочке. На кроснах изготовляли разнообразные ткани: от грубой посконной или сукна до тончайших полотен для головных уборов, от простого холста до узорных тканей.

Кросна. 19 в. Елецкий музей народных ремесел и промыслов.
Кросна. 19 в. Елецкий музей народных ремесел и промыслов.

На Руси ткацкий станок присутствовал практически в каждом крестьянском хозяйстве, и каждая женщина должна была быть хорошей ткачихой. Мастерству ткачества девочек начинали обучать приблизительно с 10 лет. К моменту своего замужества девушка должна была сама наткать себе приданое. На станке работали в основном зимой и весной до начала посевных работ.

Ткацкий станок (кросна). Краеведческий музей Сокольского округа, Вологодская обл.
Ткацкий станок (кросна). Краеведческий музей Сокольского округа, Вологодская обл.

С процессом получения ткани связано много обрядов и таинств. В древности покровительницей ткачества была богиня Макошь, которая подобно греческим паркам, пряла нити человеческих судеб. В христианской традиции ее заменила Параскева-Пятница.
Процесс создания тканей у народа ассоциировался с актом сотворения мира и символизировал жизненный путь и судьбу человека. Начало процесса соотносилось с рождением, а окончание – со смертью. Верили, например, что ткачеством можно отвести мор, болезни, засуху, большую беду от всей деревни, для этого всем женщинам нужно было соткать новое полотно, пройдя весь процесс подготовки льна и ниток от начала до конца. Полотно как символ долгой жизни дарили новорожденному, невесте, свекрови, новым полотном покрывали гроб. Части ткацкого станка: бедро, нит, мялка, воротило – использовались как обереги от нечистой силы. Кстати, все части домашнего ткацкого стана назывались знаете как? КРОСЁННАЯ СБРУЯ!

Механический челнок для нити утка. Светлоградский историко-краеведческого музея имени И.М. Солодилова, Ставропольский край.
Механический челнок для нити утка. Светлоградский историко-краеведческого музея имени И.М. Солодилова, Ставропольский край.

Станки для ручного ткачества изготавливались кустарным способом по чертежам или по образу и подобию других кросен. Основу станка составляют две параллельно расположенные деревянные рамы (станины). К ним крепятся два навоя, набилки (набелки) с бёрдом и ниченки с подножками.

Навои – это деревянные валы с цилиндрическим утолщением на одном конце, которые служат для натягивания нитей основы будущей ткани. Пряжный навой соединяет станины в их передней части. А полотняный располагается в задней части станин. Одним концом основа закрепляется на пряжном навое и наматывается (навивается) на него во всю свою длину. Другим концом закрепляется на полотняном навое, на который по мере изготовления наматывается готовая ткань.

Ниты или ремизки представляли собой две параллельные палочки с петлями, причем нити от верхней палочки соединялись петлями с нитями нижней. Они прикреплялись к станине и веревкой соединялись с подножкой – педалью, на которую нажимала ткачиха. Как правило, на станке были два нита и две педали. Ткачиха сначала нажимала на одну подножку, и соединенный с ней нит шел вниз вместе с рядом нитей основы. Через образовавшийся между нитями зазор – "зев" – ткачиха пропускала челнок с уточной нитью. Затем она нажимала на другую подножку, и вниз опускался второй нит с другим рядом нитей, а первый нит поднимался наверх. Опять между рядами нитей через "зев" пропускали челнок, а затем нити утка прибивались бердом, чтобы плотнее прижать их друг к другу и сделать полотно более прочным.

"Ниты" и блоки. Витебская область.
"Ниты" и блоки. Витебская область.

Бёрдо – приспособление в виде частого гребня – используется для прибивания нитей утка и состоит из тонких тростей, в которые пропускают нити основы при заправке стана. Бёрдо вкладывают в набелки – деревянную раму и подвешивают на планку, соединяющую станины в их верхней части. Бердо представляло собой ряд тонких тросточек, в которые пропускали нити основы при заправке станка.

Таким образом, ткань на ткацком станке образовывалась в результате переплетения нитей основы с нитями утка. Так ткали простое полотно, однако стан мог иметь большее число нитов, и тогда на полотне можно было получить узоры. В России пользовались в основном горизонтальными станками, однако в южных губерниях иногда использовали вертикальные станки.

Интересно, что в русских деревнях кросна были в ходу вплоть до 1960-х годов. Фабричной мануфактуры в глубинке практически не было, да и по карману она была далеко не всем. И даже когда необходимость ткать холсты отпала, яркие и пестрые деревенские половички продолжали пользоваться спросом – как в деревне, так и среди городских жителей.

Кросна, ткацкий станок. Курганская область. Фото примерно 1930 г.
Кросна, ткацкий станок. Курганская область. Фото примерно 1930 г.


#артельныйряд #пискунова37 #история #ткачество