Найти в Дзене
Лекторий Dостоевский

"Курьер" и отраженная в нем эпоха 1ч. "Мечтай о чем-нибудь великом"

Федор Дунаевский и Анастасия Немоляева
Федор Дунаевский и Анастасия Немоляева

Фильм «Курьер» Карена Шахназарова с юными Федей Дунаевским и Настей Немоляевой, вышедший в 1986 году, жанрово обозначен одновременно как «комедия» и как «драма». Что прекрасно характеризует милую наивность прошлого, абсурд тогдашнего настоящего и грядущий ужас будущего.

«Курьер» видимо, потому так и «выстрелил», что отлично отразил смех и слезы тех лет – от столкновения мира старого и нового, от нелепости ожиданий одних и надежд других. Вечные темы молодости и зрелости, борьбы стабильности и бунтарства, «застоя» и «свободы» открылись в этом поистине легендарном фильме. Потому что и время стало нарицательным, показательным, в чем-то воспринимающимся уже стереотипно - как и те же последующие 90-е.

Взять, к примеру, замечательно показанную в фильме проблему разваливающегося в 80-х престижа высшего образования. С самого своего зарождения СССР вел неустанную политику ликбеза, и поначалу пиетет был именно по отношению к самому факту грамотности. Номинальному умению читать и писать. Основным условием успеха - сначала в учебе, потом в работе - были трудолюбие, усердие, усидчивость, количество проведенных за чтением часов.

-2

Культ чтения (ну это и на фоне редкости телевизоров, когда книга или "толстый" журнал со временем стали единственным источником и информации, и развлечения) потому и стал визитной карточкой целой страны. Чтение, обучение, самообразование обещали доступ к знаниям, свободе выбора, успеху.

"Вы что?! Сейчас вся Москва читает!" - кадр из другого культового кинофильма "Москва слезам не верит"
"Вы что?! Сейчас вся Москва читает!" - кадр из другого культового кинофильма "Москва слезам не верит"

Учились обязательно сначала 4 класса, потом 7, потом 8. Потом и до 9го с 10м классов дошли. Строилось государство, обновлялось оно и стране, прежде всего, нужны были рабочие руки. Рабочие же специальности воспевались в кино, живописи, песнях, жизни.

В послевоенное время степень важности рабочих профессий только росла. Восстанавливать страну нужно и можно было только «ручками». Лишь небольшой процент специалистов, ученых, руководителей «вела» эти руки, направляла их, выискивая наиболее экономичные, эргономичные, прагматичные способы улучшать качество жизни в условиях масштабности огромного Союза и масштабности недавней трагедии.

И только в Оттепель – с космосом, развенчанием культа Сталина, с потоком музыки и фильмов из-за бугра – ощутилась восторженность наукой. Как и профессиями творческими, исследовательскими, изобретательскими. Да, у нас был железный занавес и страна для абсолютного большинства была закрыта. Но зато нам открылся космос! Мы полюбили поездки по огромной стране, занимавшей – все это помнят! – шестую часть суши. Полюбили свободу во всех ее проявлениях. Гитары, палатки, походы, геологи, поэзия, йога, диссидентство – все это были звенья одной цепи, составные одного целого. Физики теперь порой были лириками – и наоборот. Интерес к науке рос, потому что давал эту самую свободу во всех смыслах. Вольность путешествий, познаний, экспериментов, опытов.

-4

А к событиям, разворачивающимся в фильме «Курьер» пиетет теперь уже к высшему образованию вдруг пошел на спад. Потому что, если раньше это все шло по-нарастающей: дедушки и бабушки гордились рабочими специальностями, родители считали престижным высшее образование, то теперь молодежь не испытывала уважение вообще ни к чему из этого.

Это напоминает нынешние времена. К чему стремиться, зачем учиться, если можно быстро и ловко «срубить бабла»? Абсолютно те же тенденции мы видим в частности в «Курьере» и вообще в те годы. Никакое оно уже не престижное еще буквально поколение назад (родителей главных героев) образование инженера или врача, преподавателя вуза, учительницы или начальника цеха?...

Те молодые ребята чувствовали подвох уходящего времени, и мечтали о большем. Помните прекрасный диалог главного героя Вани Мирошникова и его друга Базина?...

— Слушай, Базин, у тебя есть мечта?
— Какая мечта?
— Ну, о чём ты мечтаешь в жизни?
— У меня мечта — пальто купить.
— Ну что это за мечта... — встаёт и отдаёт своё пальто, которое ему подарил отец, — носи и мечтай о чём-нибудь великом.

-5

Вот они и мечтали...

Парадоксально, но в указанный период все вчерашние ярые коммунисты – видные функционеры, политиканы, комсорги, парторги и иже с ними – не желая расставаться с благами, метались в сторону грядущих перемен. Не стесняясь, презрев свои партийные ценности и идеи, присматривались к перестроечным представлениям о свободном рынке, кооперациях и так далее. При этом, «золотая молодежь», нигилистически отрицавшая все успехи своих родителей – условных комсоргов – тоже с удовольствием продолжала пользоваться их благами. Поездки за границу, модная одежда, дефицитные товары вроде видеомагнитофона, были доступны только им. Так презирающим все прошлое.

-6

Но не одной золотой молодежью отмечено юное поколение 80-х, нет.

Продолжение следует

Юлия Милович-Шералиева