Найти в Дзене

ХИМИЯ В ИСКУССТВЕ

Мы продолжаем цикл публикаций, который посвящён 75-летию нашего химического предприятия. Помощниками при его подготовке стали коллеги — профессиональное сообщество «Идеи для музеев», а также выставочные центры, музеи и галереи, в чьих фондах хранятся произведения искусства, посвящённые науке, химии, лабораториям, учёным, школьным урокам химии, заводским цехам.

Сегодня мы расскажем об экспонате Музея изобразительных искусств Карелии — картине Ниеминена Фолке Эйновича «Царство химии. Буна Верке» (1973).

Ниеминен Фолке Эйнович (1931–2010) — один из ведущих художников Карелии. Член Союза художников СССР (1960), Союза художников Ленинграда, Финляндского союза художников. Лауреат премии комсомола Карельской АССР (1968), Заслуженный художник РСФСР(1970). 1973-1978 — председатель Союза Художников Карелии. Окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной.

Карельский период творчества Ниеминена пришелся на 1960–1980-е годы, преобладающим жанром стал портрет. Целый ряд работ Ниеминена, начиная с 1950-х годов, посвящён портретам работников и мастеров заводов, конкретным передовикам производства, профессионалам своего дела. Обращение к рабочей теме и обилие образов рабочих обусловлено резким ростом статуса личности рабочего человека после развенчания сталинизма. Художник постепенно уходит от соцреалистических канонов к языку сурового стиля, достигая наивысшей убедительности в групповом портрете «Тяжбуммашевцы» (1969), находящийся в коллекции Русского музея.
1960-1980-е годы развивались дружеские отношения Карельской АССР и некоторых городов ГДР, в том числе организовывались культурные обмены художественными выставками и осуществлялись поездки карельских художников в Нойбранденбург. Фолке Ниеминен как председатель Союза Художников Карельской АССР принимал активное участие в организации и проведении международных выставок и был их непосредственным участником.

В 1970-е годы Фолке Ниеминеным был создан ряд индустриальных пейзажей. Живописная работа «Царство химии. Буна Верке» (1973) характеризует зрелый период творчества Ниеминена — мастера индустриальных композиций. На первом плане синие корпуса большого завода, поднимающиеся ввысь на разном уровне. Между ними клубится густой пар, на втором плане виднеется высокая труба на серо-синеватом с розово-сиреневыми бликами небе. Полотно отличается глубиной образного содержания за счёт продуманного композиционного решения, колорита картины и пластических характеристик живописи сурового стиля. Контрастное взаимодействие графической контурности, штриховки и традиционной живописной манеры письма являются формирующими эстетическими компонентами произведения.

Индустриальный пейзаж представляет интерес как с художественной, так и исторической точки зрения, так как является изящным документом советского времени. Специалисты отмечали не только высокий профессиональный уровень работ, но и умение Ф.Э. Ниеминена передать ощущение сложного противоречивого времени 1970-х годов. При советской администрации после Второй мировой войны «Буна Верке» был одним из пяти крупнейших промышленных комбинатов ГДР, химической компанией, специализирующейся на производстве полимерных материалов, таких как пластмассы и искусственный каучук.

-2

На тематику производства «Буна Верке» ГДР Ф.Э. Ниеминеным был написан портрет рабочего «Роланд из Буна Верке. ГДР» (1972), также находящийся в коллекции Музея изобразительных искусств РК.

Информационно-выставочный центр завода «Пигмент» благодарит за подготовку материала Музей изобразительных искусств Карелии.

#ивцпигмент #аопигмент #химия #промышленныйтуризм #точкипритяжения #химиявискусстве #Пигмент75лет #ИдеиДляМузеев #Карелия #петрозаводск