Найти тему
Антикварное бюро

Камерная скульптура «Богатырь» — один из лучших образцов русской бронзы второй половины XIX века

Оглавление

Мерно позвякивают удила, почти беззвучно ступают по траве копыта. Чуть наклонившись к знамени, дремлет в седле отдыхающий от ратных трудов богатырь…

Таким увидел Илью Муромца скульптор Евгений Лансере, которого по праву называют основателем русской кабинетной пластики. За свою недолгую жизнь он создал несколько сотен произведений. Сегодня они представлены в крупнейших российских и европейских музеях, занимают почетные места в частных коллекциях, высоко ценятся на аукционах. А одной из лучших работ мастера считается скульптурная группа «Богатырь».

Интересной особенностью этой модели является двойное название. В прижизненных источниках она именуется «Илья Муромец на лошади, упираясь на знамя с правой стороны». А вот в каталоге посмертной выставки Лансере скульптура фигурирует как «Богатырь». Более того, существует и еще одно название — «Guerrier épique». В вольном переводе с французского оно означает «Эпический воин».

Е. Лансере. Илья Муромец на лошади. Бронза
Е. Лансере. Илья Муромец на лошади. Бронза

Живая бронза Лансере

Евгений Лансере родился в 1848 году в городе Моршанск Тамбовской губернии. Дедом талантливого скульптора был Пауль Лансере, служивший в армии Наполеона Бонапарта. По одной версии он попал в плен под Смоленском, а по другой — ранен при Бородино. Влюбившись в Ольгу Карловну фон Таубе, Пауль остается в Российской империи и становится родоначальником творческой династии Лансере, которая существует и сегодня.

С самого детства Евгений Лансере увлекался лошадьми. Первую восковую тройку, в дальнейшем подаренную наследнику престола, он создал еще в одиннадцатилетнем возрасте. Когда мальчику исполнилось 15 лет, семья переехала в Санкт-Петербург. Закончив в столице классическую гимназию и юридический факультет университета, Лансере продолжает совершенствоваться в кабинетной пластике. Скульптор не имеет художественного образования, но его работы настолько хороши, что уже в 24 года он получает звание классного художника 1-й степени. В последующие годы произведения мастера неоднократно удостаивались хвалебных отзывов на Всемирных выставках, проходивших в Лондоне, Вене, Париже, Антверпене.

Лейтмотивом в творчестве Лансере стала его любовь к лошадям. Обладая несомненным художественным талантом, он создает не просто детально проработанные, а по-настоящему живые произведения. Кажется, отвернись на секунду, и грациозное животное устремится вдаль или вскинется в свечку. Нельзя не отметить и внимание к деталям. В работах мастера нет «усредненных» лошадей: шейхи гарцуют на арабских скакунах, казаки ездят на степных конях, а англичане восседают на гунтерах. Не стал исключением и «Богатырь», где мощный конь несет на себе воина, являющегося воплощением несокрушимой мощи.

Одаренность, трудолюбие и самобытность — эти качества превратили мастера-самоучку в основоположника жанровой русской бронзы. К сожалению, скульптору не суждено было полностью раскрыть свой потенциал. Заболев туберкулезом, Евгений Лансере ушел на пике творческой карьеры. На тот момент ему исполнилось всего 37 лет. Тем не менее он считается одним из самых ярких представителей жанра. Его работы хранятся во многих частных и государственных собраниях, включая Третьяковскую галерею и Русский музей.

От модели к скульптуре

В начале творческого пути Лансере выполняет преимущественно частные заказы и отливает скульптуры за собственный счет. Но будучи отцом шестерых детей, он постоянно испытывает финансовые трудности. Это послужило толчком к его сотрудничеству с бронзолитейными производствами. Произведения скульптора отливались на заводах таких фабрикантов, как Н.Ф. Штанге, К.А. Берто, А. Моран. А наиболее продолжительной и плодотворной была его работа с Ф. Шопеном.

Феликс Шопен — потомственный бронзовщик, родившийся в 1813 году в семье парижского мастера. В возрасте 25 лет Феликс переехал в Санкт-Петербург, где занял должность управляющего на бронзолитейном заводе. Спустя несколько лет Шопен становится владельцем предприятия и начинает выпускать прикладные изделия из бронзы: бра, люстры, канделябры и пр. Чуть позже ассортимент бронзолитейного производства пополнила жанровая кабинетная скульптура, которая на тот момент становилась все более популярной. Эталонное качество литья, способность предугадывать запросы общества, сотрудничество с ведущими мастерами русской бронзы — три кита, на которых строился успех фабрики Шопена.

Евгений Лансере работал преимущественно с воском. Именно из этого материала он создавал шедевры, которые затем передавал на фабрику. Там с хрупких и недолговечных восковых фигур снимали формы и отливали так называемые мастер-модели. Они представляли собой эталон, позволяющий бесконечно долго тиражировать скульптуру. Для этого с мастер-модели снимали форму и уже по ней отливали кабинетную бронзу. Через энное количество отливок форма приходила в негодность, но ее всегда можно было заменить на новую.

Сотрудничество Евгения Лансере и Феликса Шопена продолжалось многие годы. Последний покупал у скульптора право в течение 10 лет тиражировать произведения. К сожалению, архивы фабрики не сохранились, поэтому назвать точное количество отлитых скульптур не представляется возможным. Эксперты полагают, что крупные композиции отливались около 100 раз, а мелкая бронза изготавливалась тиражом около 1000 экземпляров. За прошедшие полтора века многие изделия были утрачены. А те, что сохранились, часто являются редкими.

Композиция «Богатырь» как отражение таланта скульптора

Камерная бронза в жанре реконструкции — одно из любимых творческих направлений Лансере. Цикл включает в себя изображения не только безымянных бояр и воевод, но и исторических личностей, былинных героев. Композиция «Богатырь», созданная за год до смерти, стала одной из лучших работ мастера.

Скульптуру отличает тонкая, почти ювелирная проработка деталей. Это относится как к доспехам, оружию, конской сбруе и другим предметам, так и к выражению лица, позе всадника, движениям лошади. Мастеру удалось создать образ умудренного жизнью, все еще мощного и несокрушимого воина, готового в любой момент встать на защиту Отчизны.

Е. Лансере. Богатырь. Бронза
Е. Лансере. Богатырь. Бронза

Как и другие произведения Евгения Лансере, миниатюру «Богатырь» хочется рассматривать бесконечно, раз за разом открывая для себя все новые и новые детали.

Сегодня у ценителей русской бронзы второй половины XIX века появилась такая возможность.

Приобрести скульптуру «Богатырь», с факсимиле подписи скульптора и фабричным клеймом, подлинность которых подтверждена атрибуцией эксперта, можно в нашем антикварном бюро. Также у нас можно приобрести и другую кабинетную бронзу.