Найти в Дзене
Несбывшиеся мечты

Список Шиндлера длиною в 30 лет: взгляд в прошлое на потрясающий шедевр Стивена Спилберга

Оглавление
AP Photo/Universal Studios Home Video
AP Photo/Universal Studios Home Video

«Список Шиндлера», который вышел на экраны три десятилетия назад, до сих пор считается одной из самых эмоционально насыщенных и высоко оцененных работ Стивена Спилберга. Фильм, удостоенный семи премий «Оскар», включая награды за лучшую картину и режиссуру, получил широкое признание за мощное и правдивое изображение ужасов Холокоста.

Эта картина стала ключевым моментом в карьере Спилберга, который позже признался, что работа над фильмом значительно повлияла на его жизнь.

До «Списка Шиндлера» Спилберг был в основном известен своими захватывающими блокбастерами. Но здесь он сделал шаг в сторону более глубоких тем, сосредоточившись на противоречивых персонажах и исследовании фундаментальных вопросов добра и зла, человеческого мужества перед лицом катастроф и жертв, принесенных на алтарь войны.

Хотя его последующие работы продолжают захватывать зрителя и эмоционально воздействовать, как, например, музыкальная драма «Вестсайдская история» (2021) или эпический «Боевой конь» (2011), «Список Шиндлера» остается вне конкуренции. Этот фильм поражает своим беспристрастным изображением жестокости и несгибаемой решимостью показать правду, какой бы страшной она ни была.

-2

Пересказ Холокоста

«Список Шиндлера» повествует о реальной истории Оскара Шиндлера, немецкого предпринимателя, который спас жизни 1100 евреев во время Холокоста, приняв их на работу на своих заводах, производивших эмалированную посуду и боеприпасы.

До выхода этого фильма, Холокост в основном изображался через документальные ленты, такие как «Ночь и туман» Алена Рене (1956) и монументальный фильм Клода Ланцмана «Шоа» (1985), продолжительностью девять часов, который состоял из интервью с выжившими и нацистскими преступниками.

Голливуд долгое время избегал художественной интерпретации Холокоста, опасаясь, что настолько трагическая тема не может быть драматизирована без риска превращения в развлечение.

Экранизация реальных исторических событий всегда сопряжена с трудностями: она требует соблюдения баланса между фактами и художественной свободой. Часто хронология событий сжимается, а персонажи объединяются или дополняются вымышленными элементами ради усиления драматического эффекта. Спилберг приобрел права на роман Томаса Кенилли, удостоенный Букеровской премии, еще в 1983 году, но изначально не планировал снимать фильм сам, предложив проект таким режиссерам, как Билли Уайлдер и Мартин Скорсезе.

Фильм против Спилберга

Спилберг намеренно избегал привлечения известных актеров для главных ролей в «Списке Шиндлера». На роль Оскара Шиндлера он выбрал тогда еще малоизвестного Лиама Нисона, а для изображения жестокого коменданта СС Амона Гета пригласил Рэйфа Файнса. Основная часть фильма посвящена сложным взаимоотношениям этих двух персонажей, на фоне которых Шиндлер становится свидетелем ужасов, выпавших на долю польских евреев, и постепенно решает пожертвовать своим состоянием, чтобы спасти как можно больше жизней.

Лиам Нисон, Бен Кингсли и Кэролайн Гудолл в "Списке Шиндлера" (1993)
Лиам Нисон, Бен Кингсли и Кэролайн Гудолл в "Списке Шиндлера" (1993)

«Список Шиндлера» — самый продолжительный фильм Спилберга, длительностью более трех часов, и при этом в нем отсутствуют привычные режиссерские приемы: здесь нет характерных для Спилберга плавных панорамных кадров, динамичных движений камеры или выразительных музыкальных сопровождений. Этот фильм, за исключением нескольких цветных эпизодов, полностью снят в черно-белом формате, что было сделано для того, чтобы он напоминал архивные записи. Вместе с оператором Янушем Каминьски Спилберг добивался не только визуальной отсылки к прошлому, но и мрачной реалистичности, которая соответствовала трагическим событиям картины.

Одной из самых запоминающихся сцен фильма является 15-минутный эпизод ликвидации краковского гетто, в котором используется единственный яркий элемент — маленькая девочка в красном пальто. Этот момент стал важной вехой в духовной трансформации Шиндлера. Спилберг мастерски использует символику и контрасты: сцены массового уничтожения сопровождаются игрой офицера СС на пианино, а жестокое избиение служанки Гетом происходит параллельно с празднованием дня рождения Шиндлера и еврейской свадьбой в лагере.

Работа над фильмом проходила в тяжелых условиях. Спилберг снимал «Список Шиндлера» зимой 1992 года неподалеку от Освенцима, а по ночам занимался постпродакшеном «Парка Юрского периода», который он завершил ранее на Гавайях. Режиссер одновременно трудился над двумя картинами, которые сильно отличались по стилистике и эмоциональному воздействию, но каждая из них стала важной вехой в его карьере.

Признание критиков ... и упреки

Фильм «Список Шиндлера» получил широкое признание после выхода на экраны. Известный кинокритик Роджер Эберт назвал его лучшей работой Стивена Спилберга, а тогдашний президент США Билл Клинтон призывал американцев обязательно посмотреть этот фильм.

Однако картина не избежала и критики. Ее обвиняли в излишней назидательности, эмоциональной манипуляции и чрезмерном упрощении сложной исторической реальности. Особенно резкие замечания прозвучали от Жана-Люка Годара, а Стэнли Кубрик считал, что главным недостатком фильма стало излишнее внимание к образу Оскара Шиндлера и стремление Спилберга показать его как противоречивого, но в конечном счете человечного героя.

-4

В 1994 году Спилберг на средства, полученные от фильма, создал Фонд Шоа при Калифорнийском университете, целью которого стало сбор и сохранение свидетельств выживших и очевидцев Холокоста.

Режиссер также стал активным сторонником преподавания истории Холокоста в школах США, используя свой фильм как важный инструмент для того, чтобы показать значимость памяти о прошлом и осознания преступлений, совершенных на почве ненависти.

Спилберг после Шиндлера

«Список Шиндлера» открыл для Спилберга двери к созданию фильмов, посвященных другим важным историческим событиям, среди которых «Спасение рядового Райана» (1998), «Амистад» (1997) и «Шпионский мост» (2015).

Несмотря на это, Спилберг не отказался от своих корней в жанре блокбастеров. Фильмы, такие как «Война миров» (2005), «Приключения Тинтина» (2011) и «Первому игроку приготовиться» (2018), напомнили зрителям о его ранних работах. Однако именно «Список Шиндлера» стал той картиной, которая заставила Голливуд воспринимать Спилберга всерьез как режиссера глубоких драм.

Послание фильма о стойкости и мужестве перед лицом угнетения остается актуальным и по сей день, как и 31 год назад.

Этот фильм сыграл еще одну важную роль в жизни Спилберга. Когда в 2002 году он вернулся в колледж, чтобы завершить обучение и получить степень бакалавра искусств, начатую в 1969 году, он представил «Список Шиндлера» в качестве итоговой работы для получения зачета.