На прошедшей неделе общественное пространство всколыхнула новость о готовящемся законопроекте о медиации. Из разных источников следует, что Минюст планирует ввести обязательную медиацию при расторжении брака и спорах о детях, а нормативное регулирование института медиации в России ждет совершенствование. Каких изменений ждать и что из этого может получится?
Два не в одном
На официальных ресурсах Минюста появилась информация о том, что Минюст России уведомляет о подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
А РИА ТАСС цитирует министра юстиции Константина Чуйченко в части планов по разработке обязательной досудебной медиации:
«В планах также разработка законопроекта, который вводит обязательную досудебную примирительную процедуру по делам о расторжении брака, определении места жительства ребенка, разделе имущества и взыскании алиментов»
И почему то из этих двух новостей сделали одну общую, что не совсем соответствует действительности. Говоря об обязательной медиации Чуйченко лишь выразил пока что абстрактное намерение, что такой механизм был бы неплох. А вот совершенствование нормативного регулирования медиации - вполне уже оформляющийся законопроект, на который и дана ссылка выше.
О чем законопроект
Если пройти по указанной выше ссылки, то можно увидеть конкретные направления, над которыми ведомство проводит работу. И там пока что нет ничего про обязательную медиацию. А есть вот что:
Краткое описание проблемы:
В действующем законодательстве имеются следующие проблемы:
- возможность проведения процедуры медиации на непрофессиональной основе;
- отсутствие единых стандартов и правил профессиональной деятельности, деловой и профессиональной этики медиаторов;
- отсутствие единых правил допуска в профессию медиатора;
- неэффективность действующего механизма саморегулирования в сфере медиации;
- отсутствие органа государственной власти, уполномоченного на выработку и реализацию государственной политики в сфере медиации;
- отсутствие единого реестра медиаторов в Российской Федерации;
- отсутствие мер дисциплинарного воздействия в отношении медиаторов.
По этой же ссылке имеется комментарий разработчиков законопроекта:
Разработанный Минюстом России законопроект призван повысить уровень доверия граждан к институту медиации, реализовать медиацию в качестве эффективного средства разрешения споров, способного снизить нагрузку на судебную систему особенно в условиях повышения государственных пошлин, составить конкуренцию иным альтернативным способам урегулирования споров, а также уменьшить уровень конфликтности в обществе.
Там же, разработчики вполне конкретно указывают какие изменения ими готовятся:
- совершенствование механизма саморегулирования в сфере медиации;
- осуществление деятельности медиаторов только на профессиональной основе;
- установление единых профессиональных стандартов и правил для медиаторов;
- определение органа государственной власти, уполномоченного на выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере медиации.
Как видите конкретно здесь речь об обязательной медиации не идет. Что, конечно, не означает, что законопроект не начнут разрабатывать в будущем.
Нужна ли обязательная медиация?
Медиация это не плохо и если есть шанс, что стороны могут договориться мирно - его надо использовать. Но, как обычно, дьявол в деталях, которые надо будет учитывать.
1. Обязательность процедуры медиации при расторжении брака повлечет "перекрой" целого ряда законов, начиная от Семейного кодекса. Удержание одного из супругов в браке противоречит принципу добровольности брачного союза. При этом Семейный кодекс уже содержит норму, позволяющую дать супругам срок для примирения. Суд в соответствии с п. 2 ст. 22 СК РФ вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах трех месяцев. При наличии детей суды, кстати, довольно часто так поступают.
2. Обязательность должна быть конкретной. "Обязательно" это сколько раз надо сходить на медиацию? Когда будет достаточно и можно будет идти получать свободу? Один раз или десять? И как это можно отрегулировать федеральным законом?
3. Никого ни к чему нельзя принудить, даже если формально и требуется куда-то сходить. Обязательность прохождения медиации будет компенсироваться формальным участием сторон в ней, дабы быстрее закончить и приступить к основной процедуре - расторжению брака. Это уже сейчас происходит, когда каждой стороне - участнику спора - важно по каким то причинам показать свой миролюбивый настрой, но при этом на самом то деле сдавать позиции никто не собирается. Просто важно всем продемонстрировать свою типа договороспособность.
Но поймите простое. Если внутри у человека все восстает против жизни с ней или с ним, то никакие медиаторы не помогут. Если кто-то рассчитывает на силу слова специально обученных людей, то это так не работает.
4. Лица, для которых такая медиация будет являться обязательной. Отдельный важный вопрос. Если супруг/а желает развестись с супругой/м, который/ая совершил в отношении нее/него или ребенка преступление. Идти на медиацию? Seriosly? Это, на секундочку, основание для лишения родительских прав - по Семейному кодексу так то.
А женщина, которая лежит на больничной койке с переломанными костями вследствие "любви" своего супруга, тоже должна с ним на медиацию ходить?
Вместе с тем, если при судах и ЗАГСах будут находиться по настоящему профессиональные психологи, которые перед подачей заявлений о разводе будут разговаривать с парой, а в случае их обоюдной к тому готовности, направлять их на медиацию - вообще ничего плохого не вижу. Но ключевое - при ОБОЮДНОЙ готовности.
А в целом я за то, чтобы взрослые и дееспособные граждане сами принимали решение - жить им в браке или нет и ходить на медиацию или нет.