Уильям Холман Хант (родился 2 апреля 1827, Лондон, Англия — умер 7 сентября 1910, Лондон) - британский художник, видный член братства прерафаэлитов. Для его стиля характерны четкие, насыщенные цвета, яркое освещение и тщательная проработка деталей.
Братство прерафаэлитов - группа молодых британских художников, объединившихся в 1848 году в знак фпротеста против лишенной воображения, как они считали, искусственной исторической живописи Королевской академии, и которые стремились выразить в своих работах новую моральную серьезность и искренность. Они были вдохновлены итальянским искусством XIV и XV веков, и то, что они назвали себя прерафаэлитами, выразило их восхищение прямым и незамысловатым изображением природы, типичным для итальянской живописи до Высокого Возрождения и, в частности, до Рафаэля. Хотя активная жизнь Братства продолжалась не более пяти лет, его влияние на живопись в Великобритании было глубоким.
Братство прерафаэлитов было образовано в 1848 году тремя студентами Королевской академии: Данте Габриэлем Россетти, который был не только талантливым поэтом, но и художником, Уильямом Холманом Хантом и Джоном Эвереттом Милле, которым не исполнилось и 25 лет.
Братство сразу же приступило к созданию в высшей степени убедительных и значимых работ. Их картины на религиозные и средневековые сюжеты стремились возродить глубокое религиозное чувство и наивную, ничем не приукрашенную непосредственность флорентийской и сиенской живописи 15-го века. Стиль, который разработали Хант и Милле, отличался четким и ярким освещением, чистой атмосферой и почти фотографическим воспроизведением мельчайших деталей. Они также часто привносили частную поэтическую символику в свои изображения библейских сюжетов и средневековой литературы.
В 1843 году Хант поступил в Королевскую академию художеств, где познакомился со своим пожизненным другом, художником Джоном Эвереттом Милле.
Картина "Пробуждающаяся совесть" изображает любовницу, поднимающуюся с колен своего любовника, возвышенную - или просветленную - внезапным осознанием христианской истины. Как и во многих картинах Ханта, тема картины - спасение, символизируемая здесь снопом света, падающим в правом нижнем углу сцены на затемненную внутреннюю раму.
Картина насыщена потенциальной символикой: от выброшенной перчатки джентльмена - возможно, намек на то, как легко можно отвергнуть женщину, - до кота, играющего с беспомощной птицей со сломанными крыльями. Картине придает особый стиль роскошное и тонко проработанное внутреннее убранство.
В то же время, работа Ханта связана с некоторыми интригующими личными подробностями. Его моделью для картины была Энни Миллер, пятнадцатилетняя барменша. Писатель Ян Марш объяснил подоплеку:
"Ее возможная судьба стала предметом его пробуждающейся совести... Хант организовал ее обучение... с невысказанной целью сделать ее своей женой".
Хант, похоже, в тот момент терялся между вдохновляющим христианским посланием своей картины и собственным стремлением заполучить юную натурщицу. Рамка для работы была разработана самим Хантом, и она также наполнена символизмом в виде звезды как знака духовной революции.
Поначалу общественное мнение было настроено враждебно по отношению к Ханту, но в 1854 году картина “Светоч мира” с Христом, стучащимся в двери человеческой души, была представлена Джоном Рескином и принесла Ханту его первый успех на публике.
Попав под влияние Джона Рескина, Хант находил духовную силу в точной элегантности образных архетипов и предметов, встречающихся в природе. Для создания некоторых из своих самых известных работ Хант путешествовал по Святой земле, чтобы привнести современную правдивость в свои религиозные повествования. Более того, Хант считал, что долг художника - особенно в нынешние времена нового научного просвещения - пропагандировать моральные ценности через свои работы. И хотя его искренние притчи были пронизаны христианской символикой, они отличались особой цельностью в своей земной постановке.
Картина "Светоч мира" стала первым успехом Ханта и у критиков. Работа, получившая широкую оценку на выставке в Королевской академии, представляет собой аллегорию, предполагающую, что Христос может постучаться в вашу дверь, но грешник должен сначала откликнуться на этот призыв, если он или она хочет обрести спасение. Над миром лежит ночь. Христос со светильником в руке идёт по миру среди мрака и стучится в дома. На картине Он изображён у одной из дверей. Свет от светильника направленный, падает на дверь и немного освещает одежды Спасителя. Дверь символизирует «закрытое сердце», она наглухо заперта, давно не отворялась, заросла бурьяном. На двери нет ручки, и открыть её можно только изнутри. Вся сцена иллюстрирует фрагмент из Откровения Иоанна Богослова: «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит Мой голос и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).
Хант чувствовал, что в искусстве он нашел свое христианское призвание. Как он заметил в письме к своему другу У.Б. Скотту:
"Я написал эту картину, руководствуясь божественным повелением, как мне казалось, а не просто хорошим сюжетом".
Становится ясно, что картины Ханта были гораздо большим, чем просто материальные конструкции; они также были моральными притчами. Картина принесла художнику международную известность. Хант верил, что "Светоч мира" полностью оправдала его художественную миссию.
Это редкий и интересный пример нефигуральной живописи Ханта. Изображение Темзы Хантом отличается сдержанной, суровой палитрой и атмосферной утонченностью. Чуть больше половины плоскости изображения занимает поверхность реки, и Хант уделил пристальное внимание отражениям и текстуре воды. Дымовые трубы возвышаются над горизонтом, а ночь кажется тяжелой от смога. За исключением области в левом верхнем углу картины, небо покрыто тонким темным слоем краски. В отражениях на воде слева внизу есть намек на лунный свет. Эти последовательные горизонтальные полосы отражения контрастируют с длинными вертикальными бликами, отбрасываемыми огнями складов в правой части снимка.
В 1854 году Хант отправился с двухлетним визитом в Сирию и Палестину, где в 1855 году завершил картину “Козел отпущения”, изображающую животное-изгоя на берегу Мертвого моря.
На этой картине - одной из самых знаковых работ Ханта - изображен козел с висячими ушами, которого Хант представил как символ Христа. Как и на многих других его картинах, "Козел отпущения" сочетает пристальное внимание к христианским писаниям с современной иконографией. Для этой работы он имел в виду несколько стихов из книги Левит (16:20-22), где в тексте описывается, как Аарон, первосвященник, возлагает руки на козла и исповедует грехи израильтян. "И понесет козел на себе все беззакония их в землю необитаемую, и отпустит козла в пустыню". В христианском представлении Ханта козел символизировал жертву Христа. Пейзаж получился атмосферным и ярким: ярко-желтое небо контрастирует с пурпурными горами. Копыта раненой козы пробиваются сквозь покрытый солью передний план, каждый аспект поверхности изображения тщательно проработан.
Хант написал "Козла отпущения" во время своего первого визита на Святую землю между 1854 и 1856 годами. Несмотря на их общие убеждения, Джону Рескину картина не понравилась:
"Эта картина, рассматриваемая просто как пейзаж или композиция, является полным провалом".
Тем не менее, стиль Ханта с яркими красками и тонко выполненными деталями обладал нескрываемой благочестивой мотивацией, которая пришлась по душе Рескину. Хант стремился не столько к случайному реализму, сколько к повествованию на темы несправедливости и самопожертвования.
Как и в случае с другими работами, созданными Хантом на Святой земле, в этой сцене ярко переосмысливается традиционная библейская легенда: распятие Христа (ни больше ни меньше). Картина предвещает смерть Христа на кресте и, по-видимому, знаменует момент, когда Христос, осознав свою судьбу, имитирует неизбежное распятие. Его тень падает прямо на стойку с инструментами на стене, которая служит условным изображением деревянного креста. Детали картины тщательно проработаны, от винта на верстаке на заднем плане до пейзажа Назарета, частично видимого через окно. Различные элементы на картине также могут быть истолкованы как символы жизни и смерти Христа: красная повязка на голове у ног Христа намекает на терновый венец, который он будет носить, а узор в виде звезды на окне, возможно, намекает на звезду, которая ознаменовала его рождение.
Среди наиболее важных его поздних полотен - “Триумф невинных” (две версии: 1884, галерея Тейт, Лондон; 1885, Ливерпуль), “Майское утро на башне Магдалины” (1889, художественная галерея Леди Левер) и “Чудо священного огня” (1898), законченное как раз перед тем, как его начало подводить зрение.
Эта картина (одно из двух полотен; одно большое, другое маленькое) изображает многовековую традицию неясного языческого происхождения - пение на рассвете в майский день, которое до сих пор ежегодно проводится на вершине башни часовни колледжа Магдалины в Оксфорде. По своей привычке, Хант, который, по его словам, хотел "передать дух прекрасного, примитивного и, в широком смысле, вечного служения", долго и упорно трудился над деталями этой картины. Он провел в Оксфорде около восьми месяцев, с мая 1888 по январь 1889 года, и в течение нескольких недель работал над своим полотном на вершине башни, наблюдая за игрой света и поведением облаков ранним весенним утром. Хотя они кажутся фантастическими в своих ярко-розовых созвездиях, облака на небе на самом деле были созданы в результате скрупулезных наблюдений Ханта. Однако в письме (написанном в сентябре 1888 года) художнику и органисту Джону Варли Робертсу (John Varley Roberts) Хант признал, что из-за слабого здоровья и ухудшающегося зрения он "допускает художественную вольность, отступая от строгих правил церемонии".
Картина "Майское утро в башне Магдалины" стала последним крупным художественным проектом Ханта. Поз он потерял зрение и из-за тяжелой астмы не мог больше работать.
Судьба, постигшая других художников-прерафаэлитов, привела к тому, что работы Ханта в последние десятилетия девятнадцатого века утратили популярность. Хотя Хант продолжал работать и в этот период, в массовом сознании его уже давно вытеснили более молодые, легкомысленные и менее серьезные формы искусства. Репутация Ханта часто ухудшалась, не в последнюю очередь из-за стремительного наступления модернизма (в 1978 году Оксфордский журнал the Oxford Companion to Art фактически заявил, что "большинство его работ сейчас считаются неудачными").
Однако в последнее время приливы и отливы художественного вкуса привели к критическому пересмотру британской живописи девятнадцатого века, и в этом контексте Хант предстает одним из самых почитаемых ее сынов.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.