Найти тему

Хризантемы на дне моря Сибуян

4 марта 2015 года американский миллиардер Пол Аллен, широко известный как один из основателей компании Microsoft и деловой партнер Билла Гейтса, объявил на своем личном сайте, что организованная им подводная археологическая экспедиция обнаружила японский линкор "Мусаси".

Этот корабль был потоплен американскими силами в 1944 году во время морского сражения вблизи Филиппин. Удивительное открытие стало результатом восьмилетних усилий и поисков в водах Тихого океана, осуществляемых на специально оснащенной для этого яхте "Октопус".

Альтернативное кораблестроение | Блог альтернативная история | Дзен
Вторая Мировая Война | Блог альтернативная история | Дзен

 Научно-исследовательское судно «Октопус», принадлежащее Полу Аллену. reinardine.livejournal.com
Научно-исследовательское судно «Октопус», принадлежащее Полу Аллену. reinardine.livejournal.com

Флагманские японские линкоры Второй мировой войны, «Мусаси» и «Ямато», были самыми крупными в то время. С длиной более 260 метров и водоизмещением свыше 72 тысяч тонн, «Мусаси» был вторым после «Ямато» и мог развивать скорость до 30 узлов. Его девять орудий главного калибра (460 мм) могли стрелять снарядами весом почти полторы тонны на дальность более 42 километра. Защитный броневой пояс был толщиной 375 мм, а броня носовых орудийных башен - 420 мм. К началу войны Япония построила только два таких суперлинкора, а третий линкор решили не достраивать и в итоге перестроили его в авианосец.

 Линкор «Ямато», первый из двух крупнейших кораблей императорского флота Японии – систершип линкора «Мусаси». kollektsiya.ru
Линкор «Ямато», первый из двух крупнейших кораблей императорского флота Японии – систершип линкора «Мусаси». kollektsiya.ru

В годы Второй мировой войны линкоры зачастую становились лёгкой добычей для морской авиации. 24 октября 1944 года "Мусаси" был потоплен во время боёв за освобождение Филиппин от японской оккупации, в результате продолжительной атаки торпедоносцев. Самолёты взлетали с американских авианосцев, которые находились на безопасном расстоянии от мощных орудий корабля. Экипаж линкора использовал специальные шрапнельные снаряды главного калибра для борьбы с вражеской авиацией, но они оказались неэффективными в качестве зенитного оружия. В этом сражении японцы впервые применили знаменитую тактику воздушных камикадзе, направляя самолёты-бомбы на американские корабли, однако самопожертвование пилотов не спасло императорский флот от поражения.

Американцы использовали воздушную тактику "молот и наковальня", одновременно атакуя противника с нескольких направлений, в результате чего один из мощнейших японских линкоров был потоплен, получив около двадцати торпедных и бомбовых попаданий. Линкор затонул вместе с более чем тысячей членов экипажа. По военным хроникам, контр-адмирал Иногути предпочёл остаться на борту своего корабля и утонул вместе с ним, запершись в каюте. Это сражение, известное как бой в заливе Лейте, обернулось поражением японского флота, который потерял многие корабли и отступил. Однако для ВМС США эта победа также имела свою цену: японские подлодки потопили три авианосца, а ещё четыре были повреждены камикадзе. В ходе атак на "Мусаси" американцы потеряли 18 самолётов из 259 участвовавших в битве.

 Кадр из аэрофотосъемки сражения в море Сибуян: линкор типа «Ямато» совершает манёвр уклонения от бомбово-торпедной атаки. battleshiplist.com
Кадр из аэрофотосъемки сражения в море Сибуян: линкор типа «Ямато» совершает манёвр уклонения от бомбово-торпедной атаки. battleshiplist.com

Хотя линкор погиб на глазах у множества свидетелей, точно определить место его затопления было затруднительно. В те времена координаты в открытом море можно было определить лишь астрономическими методами или по береговым ориентирам, а навигационное счисление дало бы значительные погрешности. Поэтому в архивах координаты гибели «Мусаси» имели серьезные расхождения. Команда Пола Аллена проанализировала большое количество навигационных и топографических карт возможного района поиска, провела значительные поисковые и исследовательские работы, а также выполнила батиметрические измерения дна моря Сибуян. Это позволило постепенно сузить радиус поиска, пока 2 марта субмарина BlueFin-12 не обнаружила на дне крупный объект. Исследование корпуса корабля, лежащего на глубине около одного километра, с помощью сонаров и видеокамер выявило на его форштевне знак хризантемы (эмблему императорского флота Японии), что подтвердило нахождение «Мусаси». Пол Аллен обещает публиковать новые фотографии подводных исследований линкора и видеоматериалы, которые будут появляться по мере продолжения исследований.

 Хризантема на форштевне затонувшего корабля – знак императорского флота Японии. paulallen.com
Хризантема на форштевне затонувшего корабля – знак императорского флота Японии. paulallen.com

Пол Аллен уже давно прославился как филантроп и энтузиаст военной истории. В его владении находится Flying Heritage Collection — постоянный музей авиации времен Второй мировой войны, который собрал и восстановил все знаменитые модели самолетов, созданных в США, Великобритании, Германии, СССР и Японии. Помимо осмотра экспонатов с самолетами, каждый посетитель может за дополнительную плату стать членом авиационного экипажа и совершить полет в сопровождении опытного пилота.

 Flying Heritage Collection – постоянно действующий музей авиации периода Второй мировой войны. flyingheritage.com
Flying Heritage Collection – постоянно действующий музей авиации периода Второй мировой войны. flyingheritage.com

Вдохновение для подводных исследований Пол Аллен черпал из своих юношеских восхищений приключениями французского исследователя Жака-Ива Кусто.

Яхта «Октопус», принадлежащая Полу Аллену, была спущена на воду в 2003 году и оснащена оборудованием для морских научных изысканий. На её борту также находятся два вертолёта и две субмарины для подводных операций, одна из которых управлялась дистанционно.

 Один из якорей линкора «Мусаси». paulallen.com
Один из якорей линкора «Мусаси». paulallen.com

Яхта «Октопус» участвует во множестве морских экспедиций и международных проектов. Например, она была задействована в исследовании затонувшего английского линейного крейсера «Худ», который был потоплен в конце мая 1941 года в проливе между Исландией и Гренландией. В ходе экспедиции был поднят ценный артефакт из глубин моря – корабельный колокол крейсера. Помимо этого, команда «Октопуса» сотрудничает с проектом Google Planet для изучения подводной топографии.

 Принтскрин с персонального сайта Пола Аллена с отчётом о находке. paulallen.com
Принтскрин с персонального сайта Пола Аллена с отчётом о находке. paulallen.com

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Взрыв на броненосце «Mikasa». - Альтернативная История
Сергей Колбасьев. Рассвет. - Альтернативная История

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉