Найти в Дзене
Рюкзак туриста

Когда появились вагоны повышенной комфортности, и что изначально означала аббревиатура «СВ»?

Привет, друзья! Все мы, будучи старшеклассниками на уроках литературы изучали стихотворение Александра Блока «На железной дороге». Наверное, каждому навсегда запомнились строки: «Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели…». Стихотворение написано в 1910г. В те времена, вагоны каждого класса были определённого цвета: I – синий; II – жёлтый; III – зелёный. Были вагоны и IV класса, окрашенные в серый цвет, использовавшиеся на маршрутах небольшой протяжённости (прообраз пригородного сообщения), а затем для перевозки в Сибирь переселенцев.

Каждый класс соответствовал уровню комфортности. Поездку в вагонах I и II классов могли себе позволить состоятельные люди.

Проехавшись в СВ заинтересовался историей вагонов повышенной комфортности.

Первым в мире инициатором комфортных путешествий по железной дороге, является Джордж Пульман - американский инженер и владелец завода по производству пассажирских вагонов.

Вагон производства Пульмана 1911г.в., в музее ж.д. Чандлер, штат Аризона. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Chandler-Arizona_Railroad_museum-The_Federal_98_Pullman_Private_Car-1911.JPG
Вагон производства Пульмана 1911г.в., в музее ж.д. Чандлер, штат Аризона. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Chandler-Arizona_Railroad_museum-The_Federal_98_Pullman_Private_Car-1911.JPG

1 сентября 1859г. первые вагоны высокой комфортности отправились в путь в составе поезда «Блумингтон – Иллинойс – Чикаго». Их достоинством были диваны, столы и кресла; электрическое освещение и отопление; на окнах шторки, а на стенах картины и гравюры.

Быт пассажиров вагона Пульмана. Источник: https://fishki.net/1871016-dzhordzh-mortimer-pullman.html/comment-18720823
Быт пассажиров вагона Пульмана. Источник: https://fishki.net/1871016-dzhordzh-mortimer-pullman.html/comment-18720823

Дизайнерский подход Пульмана не ограничился только внутренним интерьером. Его вагоны на производстве окрашивались в фирменный голубой цвет. Их активно закупали различные железнодорожные компании, для своих поездов.

Таким образом, они стали предшественниками вагона класса «Люкс», а выражение «пульмановский вагон» стало нарицательным. В России же на протяжении многих лет, было широко известным выражение «мягкий вагон», возникшее с развитием отечественной железнодорожной сети.

В источниках сообщается, что в нашей стране, первые «мягкие вагоны» в составе регулярных пассажирских поездов Николаевской железной дороги появились в 1866г. Также был вагон «микст» состоящий из I и II классов одновременно. Внутри их стены обиты штофом, а потолок обшит атласом. Позже появились «миксты» II-III классов.

Вагон «микст» II-III класса, 1900г.в. Фото автора.
Вагон «микст» II-III класса, 1900г.в. Фото автора.

Сегодня также существуют вагоны повышенного уровня комфортности - «СВ» и «Люкс». В СВ мне посчастливилось проехать три раза.

Первая поездка состоялась весной 2021г. туристическим поездом «Александр Невский» курсировавшим по маршруту «Москва – Великий Устюг – Кострома – Москва».

Туристический поезд «Москва - Великий Устюг-Кострома-Москва» прибывает на ст. Ярославль-Главный. Фото автора, 26 марта 2021г.
Туристический поезд «Москва - Великий Устюг-Кострома-Москва» прибывает на ст. Ярославль-Главный. Фото автора, 26 марта 2021г.

Это было самым классным из всех моих путешествий по железной дороге. В купе вместо привычных чётырёх мест, только два с вертикальным расположением (одна полка нижняя, над ней верхняя. Верхняя полка откинута к стене, а нижняя трансформирована в диван), кресло, шкаф под одежду, система климат-контроля и умывальник с душем.

Глядя на бордовые тона купе, в мыслях продолжают крутиться строки Блока: «Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый, Скользнул по ней улыбкой нежною, Скользнул - и поезд в даль умчало».

Вагон СВ этого поезда, я бы отнёс к категории «Полулюкс».

Затем два года подряд, довелось проехаться в СВ поезда «Кисловодск – Казань – Киров». В нём данный вагон представлен традиционными купе, только с двумя нижними местами.

Также в некоторых источниках сообщается, что изначально аббревиатурой «СВ» обозначались свитские вагоны в Императорских поездах. Состояли эти вагоны из четырёх мужских и двух дамских купе. Императорские купе были шикарно обставлены, свитские вагоны, конечно, чуть проще, но со всем необходимым для комфортного пути. Различия, в основном, наблюдались лишь в материалах отделки.

После Революции в составе поездов первых глав нового государства, аббревиатурой «СВ» обозначались спальные вагоны. С появлением в 1931г. первого в СССР фирменного поезда «Красная стрела» был введён вагон с двухместными купе с нижними полками (верхние были демонтированы). На месте верхних полок разместили зеркала и светильники.

С 1947г. наступает эпоха цельнометаллических вагонов. Но только в 1957г. начали выпускать специализированные мягкие вагоны с двухместными купе, также украшенными настенными зеркалами. В первую очередь для «Красной стрелы». Таким образом, снова возникла данная аббревиатура.

С 1960-х такие вагоны присутствуют в известных фирменных поездах Советского Союза, а также встречаются в обычных. На основании этого, термин «СВ» вошёл в разговорную речь и ассоциируется со «спальным вагоном». В общем-то, так и есть. В отличие от других вагонов, в нём действительно есть возможность хорошо выспаться.

А Вам уважаемые читатели, приходилось ездить в СВ? Пишите в комментариях.

А на этом у меня всё. Следите за новыми публикациями!