Найти тему
Аркив

Почему современные художники на самом деле умеют рисовать

Евгений Михнов-Войтенко. «Абстрактная композиция» (1959)
Евгений Михнов-Войтенко. «Абстрактная композиция» (1959)

К сожалению, в России это клеймо любят вешать на абсолютное большинство современных художников. В некоторых случаях волна праведного «я тоже так могу» доходит до импрессионистов...

Я часто вижу, как люди с поразительной наивностью апеллируют к тому, что
если они так НЕ могут, то это искусство, а если им по какой-то причине кажется, что могут, — надувательство. Мало того, что всё просто и понятно, так ещё и ты — вселенское арт-мерило. А сотни книг по искусству, тщательно и подробно описывающих, почему подобные идеи — феерический буллшит, для лохов.

Проблема в том, что псевдокритиков «из народа» совершенно не волнуют детали. Единственный критерий, по которому они оценивают мастерство — условная
«реалистичность исполнения». Ну должна ж табуретка быть похожа на табуретку, ё-моё. Иначе в чём смысл?

Интересно, кто же тот злосчастный кредитор, перед которым она так мощно провинилась и с тех пор бесконечно должна?

Разумеется, почти все из «клеймённых» художников прошли академическую школу и умели реалистично рисовать. Некоторые с фотореалистической точностью. Многие сейчас удивятся, но умение в реализм — это базовый навык, с которым в профильные учебные заведения ежегодно поступают десятки тысяч студентов. Выпускается — в разы меньше.

Известными становятся единицы. И все будто бы разучились рисовать. Но почему? Что за масонский заговор?

-2

Смотрите. Так уж вышло, что с начала XX века изобразительное искусство в реалистичности больше не нуждается. В те годы активно развивалась фотография, только что появилось кино... И художники поняли одну простую вещь: если они и дальше будут отображать окружающую действительность так, как раньше, изобразительное искусство станет вторичным или вовсе ненужным. Реалистичная живопись с точки зрения формы стремится прежде всего скопировать то, что мы видим. Да, через массу фильтров, но они быстро устаревают. Очевидно, что фото и видео будут делать это в разы лучше, потому что их филигранная, невоспроизводимая кистью точность не устареет никогда.

Мы имеем десятки портретов Пушкина. Но сколько раз вы жалели о том, что нет его фотографии?

Сам мир тоже менялся. Автомобили и самолёты уносили человека во вне, а только что появившийся психоанализ — в глубь. И люди искусства чувствовали, что для описания этого нового, стремительно развивающегося пространства нужен совершенно новый язык. Конкретно художники решили, что хватит с них столетий копирования и перерисовывания людей и вещей; отныне они будут воспроизводить то, что чувствуют, то, что у них в сознании и бессознательном. В голове и сердце.

И понеслось. Всё дальше и интереснее. В бесконечность «измов».

В отличие от предыдущих эпох
современный художник находится в постоянном тупике. Да, теперь он не обязан демонстрировать свою филигранную технику живописи, но теперь он должен предложить то, чего не было. А это сложно. Попробуйте изобрести условный кубизм, когда вас всю жизнь окружают Веласкес и Мане. Для этого нужна академическая школа (то самое знание правил, чтобы грамотно их нарушать), тонна фантазии, хорошее понимание истории/теории искусства и годы, а то и десятки лет поисков. Поэтому в современном искусстве так ценится, когда кто-то нашёл выход, предложил что-то ещё. Интересное содержание, которое максимально убедительно в своей форме, и наоборот.

Но старшее поколение наших обывателей, вычеркнувшее себя из «язвы капитализма», а чуть позже — из мира перманентно развивающегося совриска, всё так же остро нуждается в реализме. Мы пропустили 70 лет и во многом до сих пор похожи на японцев, которые за своим железным занавесом к середине 19 века всё ещё живут в Средневековье.

У нас искренне, до «порву рубаху на груди» считают, что
искусство должно быть красивым, технически сложным и реалистичным. Почему? — Ну потому что! По этой же причине в прозе должен быть сюжет, а в стихах — рифма. И точка! — И да, это отдельная трагедия: как во многом ответственная за авангард нация в упор его не слышит, не понимает и вообще знать не хочет этих ваших Малевича и Кандинского.

Для тех, кто до сих пор считает, что его ребёнок может рисовать, как Малевич.

Казимир Малевич. «Портрет ударника» (1932)
Для тех, кто до сих пор считает, что его ребёнок может рисовать, как Малевич. Казимир Малевич. «Портрет ударника» (1932)

Энивэй. Для отрицающих совриск обывателей открыты сотни музеев старых мастеров, чьи работы большей частью пылятся в запасниках, потому что всё это добро тупо некуда девать. Можно не мелочиться и пройтись по нераспроданным в бытность СССР остаткам Боттичелли, Тициана и Рембрандта. — Последнего, кстати, тоже когда-то клеймили «бездарем»; всё из-за аляповатых мазков, которые «не шли ни в какое сравнение» с безупречной техникой да Винчи.

Забавно, что советская номенклатура, уничтожив крупнейшую коллекцию Рембрандта, позже прикрыла авангард, который по её экспертному мнению до этого самого Рембрандта не дотягивал.

А вообще… Постоянно возвращаюсь к тому, что не нужно сравнивать старое и новое искусство. Они не сражаются. Можно одновременно наслаждаться конвенциональным реализмом Делакруа и умением Дюшана совмещать в статичной плоскости движение и трёхмерность. Но любить всё, безусловно, не надо) Главное — найти своё.

Напишите, как вы относитесь к такому повороту в искусстве? Голосуете за разнообразие или оставили бы всё, как прежде?

Друзья, я стараюсь делать полезный и интересный контент. Если он вам понравился, не поленитесь и поддержите публикацию лайком и комментарием. Это очень важно: только от вас зависит продвижение материалов на Дзен!

Ральф Гоингс. "Любимец Америки" (1989)
Ральф Гоингс. "Любимец Америки" (1989)