Когда я ехал в детстве с мамой на море, мне очень нравились росшие там круглый год на улице гибискусы и розмарины. Но это был субтропический климат. В нашей же местности розмарины, как я потом узнал, принято либо выкапывать, либо укрывать. На память от поездки мы срывали черенки с гибискусов и пытались укоренить их и посадить у себя на даче. Они вроде бы как росли, даже цвели, но всё же долго не жили.
Шли годы и я видел, как кусты гибискусов начинали высаживать уже и на наших улицах. Но и они не были вечными: могли вдруг отсохнуть, но благодаря своей живучести, вырастали заново от корня.
Соседи по даче дарили нам небольшой саженец своего гибискуса, но он сначала рос в сезон по чайной ложке, а на следующем цикле вегетации обгорел на солнце, но пробудил нижнюю почку практически в середине осени и побегу не удалось толком вызреть. Ствол так и вовсе покрылся лишайниками.
И вот, когда я уже оставил надежды о своём цветущем кусте, мне осенью попалось на глаза гибискусное дерево на улице. Заглянув под него, я увидел небольшие сеянцы, которые самосевом нападали сезонами ранее. Я не мог знать их точный возраст, однако влажная после дождя земля позволила мне беспрепятственно вырвать несколько штучек и унести с собой. Часть я посадил дома в горшок, а часть - на дачу.
В принципе, оставлять их дома было необязательно, но один из них я пробовал не высаживать по весне вообще, а оставить как комнатное растение (честно говоря, не знаю, как с их периодом покоя со сбросом листвы это вообще возможно), в северных широтах вроде бы их так выращивают. Но это было ошибкой, потому что по весне с началом вегетации на растение напали вредители (то ли тля, то ли клещ). Я вроде как обрабатывал всё мылом, но листья всё равно бледнели, высыхали и горели. Эксперимент не удался. В открытом грунте вредителей тоже хватает, только на даче вслед за тлёй летом прилетают маленькие серые бабочки и оставляют за собой белый, похожий на вату, след. Как я потом узнал, это были цикадки.
В итоге из четырёх прижившихся сеянцев на второй год жизни зацвести этим летом решил только один. Правда, к моему приезду он уже отцветал и оказалось, что он вообще не был похожим на тот куст, под которым рос, цветы оказались фиолетовыми.
Ему понравилось находиться под открытым солнцем, он охотнее ветвился, но в связи с жарой поливать его приходилось очень часто, не оставлять же его вислоухим таким. А ещё меня удивил товарищ, который практически год находился в завале спиленных ветвей из-под какого-то другого растения. Когда куча была утилизирована, я удивился тому, что из-под сухого трёхсантиметрового обрубка начинали проклёвываться зелёные листочки.
А недавно я вообще увидел в интернете такие чудесные сорта, как "Шифон"
и вариегатные формы. Каких их только нет!