Рано или поздно, но всему наступает свой конец. Когда-то сбываются или рушатся все мечты, когда-то вдруг становится таким мелким и ничтожным то, что казалось таким важным и значимым. Просто приходит осмысление, что всё, чем мы так дорожим, к чему так стремимся и чего так хочется достичь или завладеть чем-то - по сути - эта такая мелочь, это просто ничего не значит.
Да и часто оказывается, что нужно было вовсе и не это.
Просто в этой бешеной гонке и стремлений мы не замечаем чего-то куда более важного, ценного. Не обращаем внимания на то, что действительно достойно внимания и осмысления.
Обычно это переосмысление приходит к нам уже в самом конце. Когда становится слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить, исправить...
Владимир никогда не мог и в страшном сне представить себе, что и его жизнь вдруг придёт вот к такому финалу...
Ну кто же представляет, что его земной путь окончится именно вот так - в хосписе, среди таких же безнадёжно больных, немощных людей, а рядом будут лишь чужие люди, которые и не знали тебя никогда. Им абсолютно безразлично как ты жил, чего достиг. Им известен твой финал, они просто выполняют свою работу, в силу своих служебных обязанностей и природной своей душевной доброты и сердечности ухаживают за тобою, пытаются как-то поддержать, даже как-то поднять твоё настроение.
Но именно здесь Владимир вдруг ощутил нечто совершенно необыкновенное. Только сейчас он вдруг почувствовал, как прекрасен первый солнечный луч, коснувшийся его подушки, как вкусен и сладок поток свежего утреннего воздуха, вдруг ворвавшийся в твою палату из открытого сестричкой окна. Даже ветви деревьев, волнующиеся от дуновения ветра за окном - они просто волшебны, и шум листьев - это же просто завораживающая мелодия. Гул голосов, шум машин, или шум дождя за окном, цокот чьих-то каблучков, спешащих куда-то по своим неотложным делам - всё это вдруг наполнилось каки-то другим смыслом. Это какая-то волшебная симфония, объединённая звуками, вкусами, образами, цветом и огромной гаммой других чувств и ощущений.
А ведь он никогда не обращал ни на что это внимания, даже не задумывался как, оказывается, прекрасна жизнь. Сейчас с волнением вспоминались такие мелочи, как пение птиц, яркая зелень травы, какое голубое небо, как завораживающе журчат весенние ручейки, как прекрасны и разнообразны в своём величии цветы. А смех ребёнка, а улыбки людей, их сияющие глаза... И вокруг бесчисленное множество этих по истине волшебных, чудесных вещей. Как же всё это прекрасно! Нет, не материальные ценности, хотя и они восхищают, но уже по-другому. Не в том смысле, что это дорого, престижно, это то, что хочется иметь, гордиться. Нет. Теперь восхищает сила человеческого разума, достижения его труда, движение его мысли.
Сердце Владимира вдруг наполнилось безграничной любовью. Вовсе не той, о которой люди говорят в суе, это была какая-то совершенно другая любовь. Всепоглощающая, наполняющая всё вокруг, всё его существо. Она теперь словно обрела физические качества: яркая, искрящаяся. Она обволакивала его, словно тёплые нежные волны, она проникала в него вместе с воздухом каким-то необыкновенным чудесным нектаром, он наслаждался ею. Теперь всё вдруг приобрело другой смысл, значение - всё вокруг было прекрасным, даже не было слов описать все эти чувства и ощущения. И единственный вопрос - как можно было прожить такую долгую жизнь и ни видеть, ни замечать всего этого волшебства, не понимать, как же она прекрасна - эта наша жизнь.
Владимир вдруг чётко вспомнил эту свою жизнь, словно укол прямо в сердце... Сколько же глупостей он успел наделать!..
Но не в том беда, любому человеку свойственно делать глупости и ошибаться. Человек иначе бы и не смог чего-то достичь, познать, научиться. Но помимо этих ошибок сколько же зла он успел совершить, сколько боли причинил другим...
Владимир теперь вдруг стал часто обращаться к Богу, раньше не верил в Бога, а теперь вдруг чётко осознал, что ближе Него у него никого и нет... Да и не с кем больше ему тут разговаривать, кому ещё можно высказать всё, что сейчас у него на душе, что там скопилось за все эти годы?...
И он рассказывал. Вдруг до мельчайших подробностей вспоминались отдельные случаи из его жизни. Горечь воспоминаний своих ошибок, порой подлости, грехов. Светлые воспоминания приятных моментов... Он искренне раскаивался во всём, что было сделано не так, чего можно было избежать, а он выбрал именно тот, неприглядный путь, осознавая, что он делает, хоть и понимал, что поступает неправильно... Просил прощения у Бога, даже плакал тайком. Он очень сожалел, что сейчас нет у него возможности попросить прощения у тех, кого незаслуженно обидел, по отношению к кому поступил ни просто некрасиво, а по сути - подло... Вспоминалась вся его жизнь, но теперь всё виделось по-другому. Именно так, как было на самом деле, а не как он себе представлял или просто хотел видеть, оправдывал себя....
В молодости женился. С Ириной прожили пусть нелёгкую, но счастливую жизнь. Она была очень хорошей. Тихая, спокойная, заботливая, любящая. А он стремился сделать карьеру, потом бизнесом занимался. Что-то покупал, чего-то добивался. Хотелось всё большего. В погоне за этим благополучием совсем перестал обращать внимания на жену и дочку, они жили своей жизнью, домашними заботами, учёбой. Он не позволял им вмешиваться в его дела, не считал нужным прислушиваться к их просьбам и советам. Так и закрутила его жизнь... Не заметил, как они стали совсем чужими.
Скольких друзей потерял по той же причине, ведь его вдруг стали интересовать полезные знакомства, нужные связи. Дружба по взаимной выгоде. И женщины, он и не знает, сколько же их было у него, кратковременные связи не имели для него значения.
Потом окончательно потерял Ирину, с нею ушла и его единственная дочь Даша.
Ирина сказала, что никогда не вернётся. Дочь тоже заявила, что не хочет его знать. Видеть не желает. Лучше уж считать, что у неё вообще нет отца. Они отказались от его помощи - слишком часто и много он упрекал их, что они ему всем обязаны, что это он содержит их.
Они уехали в родной городок Ирины. Он пытался вернуть, они отвергли его. Он никогда не помогал, не интересовался их жизнью. Всё думал, что когда "припечёт" - сами приползут, будут просить прощения. Уж во всяком случае помощи всё равно когда-то попросят, не смогут прожить одни.
А они не вернулись и просить ни о чём не стали.
Со временем злость и боль утихли, да и возвращать прошлое не хотелось. Познакомился с Анжелой. Она на много моложе. Красивая, дерзкая, смелая. Охотно заняла место Ирины в его огромном доме.
Не было особой любви и взаимопонимания - ничего из того, что было с Ириной не было. Просто приятно было появиться с нею где-то в компании высокопоставленных особ, полезных знакомых. Приятно видеть, как глядя на неё другие мужики пускают слюни, завидуют ему.
А Анжела по сути была просто красивой, но очень дорогой игрушкой. Требовательной, капризной, алчной.
Когда он заболел, она не переживала, не волновалась. Просто продолжала жить своей жизнью, стараясь урвать себе как можно больше.
Потом он потерял работу, здоровье уже не позволяло. Начались бесконечные клиники, обследования, изматывающие курсы лечения.
В доме появилась сиделка с медицинским образованием.
И вот теперь финал. Когда стало ясно, что лечение уже не даст результатов, Анжела оформила его вот в эту "богадельню". А он был уже настолько бессильным, что не смог противостоять. Он и не заметил, как вся власть и право решающего голоса вдруг перешли к Анжеле. Ему лишь сочувствовали и вздыхали,
И вот сейчас, когда он вдруг ощутил эту необыкновенную любовь, свет - он словно с высоты смотрел на всё происходящее, видел и всё своё прошлое, вспоминал свои ошибки, осознавал подлость каких-то поступков, свои грехи, ошибки - именно теперь так хотелось увидеть рядом родные лица. Хотелось попросить прощения, хотелось попробовать хоть что-то исправить.
Только бы успеть...
Владимир попросил пригласить нотариуса, Анжела за год до этого настояла оформить с ним брак. Он ведь прекрасно понимал для чего ей это нужно, но не возражал. А вот теперь захотелось что-то исправить.
Он успел оформить имущество на Дашу, попросил сообщить Ирине с дочерью, что он очень просит их навестить его. Страшно было уходить, не увидев их, не попросив прощения, глядя им в глаза. Пусть не простят, пусть обидят, но он должен успеть ещё раз увидеть их родные лица. Вдруг особо остро почувствовал, что ближе и роднее на всём свете у него никого нет...
Теперь у него вдруг даже настроение улучшилось, к огромной любви добавилась какая-то светлая надежда.
И Ирина с Дашей действительно приехали. Смогли переступить через всю боль и обиду. Смогли прочувствовать, понять. Они и внука Сашеньку с собой привезли. А ведь он даже и не знал, что у него растёт внук... И зять Игорь тоже приехал.
Владимир не смог сдержать слёз...
Он сбивчиво пытался что-то объяснить, просил простить. А они успокаивали его, говорили, что всё давно в прошлом, что давно простили, что не держат зла.
А потом произошло что-то совсем невероятное. Владимир как-то вдруг воспрял духом. Даша ещё несколько раз приходила к нему, а Ирина временно остановилась у своей прежней подруги, стала навещать его каждый день.
Потом врач с изумлением сообщил, что у него совершенно непостижимым образом вдруг улучшились анализы. А после поговорил с Ириной и посоветовал ей забрать его домой. Дома и стены лечат, в домашней обстановке ему станет лучше.
Ирина с Дашей вдруг появились на пороге своего родного дома. Для Анжелы это был неприятный сюрприз, она ведь уже планировала, как и что будет там переделывать, её постоянно посещал приятель, с которым она планировала жить в этом уютном гнёздышке.
Пришлось ей потесниться. Хоть и пыталась она устраивать скандал, но понимала, что пока ничего поделать не может, не предусмотрела она такой возможности, как возвращения бывшей жены и дочери.
А они вскоре привезли Владимира домой. Всё изменилось, он вдруг и правда стал чувствовать себя гораздо лучше. А вскоре просто выставил Анжелу прочь, оформив с нею развод. Правда купил ей хорошую квартиру.
Ирина, оказывается, два года назад овдовела. Теперь вот сама ухаживала за тем, кого когда-то очень любила, но который наделал столько ошибок. Теперь он для неё просто близкий человек. Разумеется, нет прежних чувств, но он ей не чужой, у неё по-прежнему к нему есть жалость и сострадание, ей не безразлична его судьба. А Даша тоже жалеет отца. Каким бы ни был - он её отец.
Игорь уже нашёл здесь работу, Владимир посодействовал. Сама Даша собирается тоже выходить на работу.
А Владимир с Ириной теперь просто радуются, глядя на своих детей и внука. Владимиру нравится общение с внуком, он и не думал, какое это счастье.
Ирина сама ухаживает за бывшим мужем, следит за его лечением.
Врачи диву даются, хоть и говорят, что чудес не бывает, полностью исцелиться не удастся, но главное, что сейчас ему на много лучше, что пусть в конце, но он может быть спокойным, счастливым. В кругу близких людей и смерть не страшна. Жизнь продолжится в его дочери, внуках...
ИВ
Советую прочитать: