Найти тему
Belarus Travel

Уникальные народные обряды Беларуси

Оглавление

Беларусь полнится обрядами и ритуалами. К сожалению, не все традиции наших предков дошли до наших дней. Поэтому очень важно их сохранить, передавая из поколения в поколение. Некоторые из них заслуживают пристального внимания и нуждаются в защите государства, как историческая и культурная ценность. А есть настолько уникальные обряды, что их внесли в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Давайте познакомимся с самыми интересными самобытными традициями нашей страны.

«Юрьевский хоровод»

Д. Погост, Житковичский район

Красочный обряд проводится 6 мая и посвящен приходу лета. Покровителем праздника является святой Юрий (Георгий), отвечающий за земледелие и животноводство. В этот день дворы и дома, традиционно, приводят в порядок. А чтобы урожай был богатым, в честь праздника пекут каравай, называемый «хороводом» и украшают его выпечкой в виде колосьев, цветами и лентами.

Пройдя под «воротами из рушников» с образом Богоматери, караваем и восьмиконечной звездой, торжественное шествие направляется в поле. Там все участники молятся, а затем поют ритуальные песни и хороводят. По возвращении, процессия обходит каждый дом, где хозяева раздают угощения.

«Юрьевский хоровод»
«Юрьевский хоровод»

«Вождение и похороны Стрелы»

Аг. Столбун, Ветковский район

Еще один необычный обряд, сменяющий весну летом, проходит в Восточном Полесье. Как правило, на 40-й день после Пасхи, когда православные верующие празднуют Вознесение Господне.

Нарядные женщины встречаются в центральной части деревни и шествуют в сторону поля с песнопениями, во время которых держат друг друга под руку. Там и начинается ритуал – «пахаванне стралы», где каждый участник обряда, загадывая желание, зарывает в землю небольшой предмет из металла. А когда возвращаются обратно, исполняют частушки и песни, связанные с летом.

«Вождение и похороны Стрелы»
«Вождение и похороны Стрелы»

«Колядные цари»

Д. Семежево, Копыльский район

Этот обряд жители деревни переняли у солдат русской армии, которые долгие годы поздравляли жителей в Новогоднюю ночь. Устраивая шумные и веселые представления в каждом доме, солдаты получали взамен еду и небольшие подарки.

Вечер 13 января прозвали Щедрым и сохранили традицию до наших дней.  Все мужчины деревни Семежево переодеваются в форму солдат, устраивают шутливое поздравительное действо, а с наступлением темноты участвуют в шествии с факелами.

«Колядные цари»
«Колядные цари»

«Будслаўскі фэст»

Д. Будслав, Мядельский район

Это крупнейший в стране фестиваль пилигримов. Паломники со всей страны, ежегодно летом, приходят чествовать одну из главных святынь. Многие верующие проходят пешком десятки километров. Главной частью торжества является ночное шествие с зажженными свечами в руках.

26 лет назад легендарную Будславскую икону Божьей Матери короновал Кардинал Казимир Свентэк. Так, костел Вознесения Пресвятой Девы Марии получил статус Национального санктуария.

«Будслаўскі фэст»
«Будслаўскі фэст»

«Тры каралі»

Гродненская область

В сочельник «волхвы» Каспар, Мельхиор и Бальтазар не только обходят дворы с поздравлениями, но и могут остаться ночевать в одном из домов. Это приносит удачу хозяевам, поэтому они щедро потчуют дорогих гостей и преподносят им дары.

Около пяти веков назад в этот день костелы проводили освящение кадила и предметов из золота. И лишь спустя несколько столетий освящать стали и кусочек мела. Каждый год, верующие чертят над своей входной дверью начальные буквы имен трех королей.

К концу прошлого века, праздничный обход прервался, но благодаря старожилам традицию возобновили при участии молодого поколения. Чествование Трех Королей называют щедрым днем, а в щедрый вечер дети и родня получают подарки от своих близких.

«Тры каралі»
«Тры каралі»

«Конікі»

Г. Давид-Городок, Столинский район

Традиция зародилась в начале прошлого столетия. Согласно легенде, квартировавший в Давид-Городке казак, верхом на коне объезжал подворья с поздравлениями. А в наше время, ряженые под предводительством главного персонажа всадника - «ездового», который носит на себе конструкцию в виде коня, заглядывают в каждый двор.

Обряд начинается со сбора за пышными праздничными столами. Затем участники переодеваются в самодельные костюмы и отбывают щедровать. Коник всегда идет первым. Недавно, к уже существующим многочисленным персонажам добавились Дед Мороз и Снегурочка.

Ни один дом не обходится без поздравлений и пожеланий здоровья и всех благ, а хозяева щедро угощают колядующих. Действо завершается гуляниями до утра на центральной площади.

«Конікі»
«Конікі»

Женитьба Терешки

Лепельский район

Колоритный и шутливый обычай является исторической и культурной ценностью Республики Беларусь и ждет своей очереди на включение этого обряда в Список нематериального наследия ЮНЕСКО.

Старинная белорусская игра, проходившая ночью на святках. Изначально, задача игры заключалась в более близком знакомстве неженатой молодежи, примеряя на себя роль женатых людей. Образовавшиеся пары связывались дружескими отношениями до конца года.

Сейчас обряд проводят в большом сельском доме. Обязательными почетными участниками становятся «матка» и «батька». Когда приходит время, кто-то произносит «А не женить ли нам Терешку?», и так называемые родители начинают подыскивать пары. После того как все пары составлены, затеваются веселые обрядовые игры.

Женитьба Терешки
Женитьба Терешки

Обряд «Варварынская свяча»

Д. Бастеновичи, Мстиславский район

Особенность данного оброчного обряда в том, что оброк могут приносить только женщины. Зажигая свечу, они просят помощи, здоровья и счастья.

Ежегодно, накануне дня святой Варвары, свечу передают в очередной дом, где хозяйка переодевает ее в новый наряд, сшитый своими руками. Прошлогоднюю «одежду» свечи оставляют в храме, чтобы каждый нуждающийся мог взять лоскуток в свой дом.

Вечером женщины собираются снова, чтобы почтить свечу в новом доме. Десятки лет свеча переходит из дома в дом в соответствии со строгой очередностью. Рядом со свечой всегда стоит икона святой мученицы.

Обряд «Варварынская свяча»
Обряд «Варварынская свяча»