Найти тему

Заросшие сельхозземли: как бюрократия мешает развитию агролесоводства и легализации лесов на паевых участках

   Заросшие сельхозземли: как бюрократия мешает развитию агролесоводства и легализации лесов на паевых участках
Заросшие сельхозземли: как бюрократия мешает развитию агролесоводства и легализации лесов на паевых участках

По проблематике ситуации порталу AgroXXI.ru поведал Матисон Тимофей Олегович, генеральный директор ООО «ЦЕНТРГЕОТРЕСТ».

С конца 80-х годов прошлого столетия площадь используемых по назначению сельскохозяйственных земель на всей территории России (за исключением, пожалуй, южных регионов) неуклонно снижалась. В известной степени этому поспособствовал принятый в 2002 году закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», благодаря которому пайщики колхозов поспешили выделить свои паи в натуру, однако оказались неспособными к самостоятельному их освоению, а рыночной ценности такие паи не имели как для предприятий-сельхозпроизводителей – из-за их малой площади, так и для инвесторов-застройщиков из-за их местоположения и хаотичной нарезки.

Таким образом, из сельхозоборота выпало около 60 миллионов гектаров сельскохозяйственных земель, которые, разумеется, сразу стали зарастать не только сорными травами, но и древесно-кустарниковой растительностью.

Земля простаивала, деревья росли, и сейчас в большинстве регионов мы можем наблюдать целы леса, состоящие из 20-30-летних деревьев, как правило – берез и осин.

Между тем собственники этих участков периодически менялись, и зачастую уже наследники первоначальных собственников сталкивались с невозможностью освоить ранее выделенный родителям пай из-за густого леса, выросшего на нем.

Государство давно пытается бороться с деградированием сельскохозяйственных участков, но – как правило – репрессивно-штрафными методами. Да и эти методы Россельхознадзор должным образом, на систематической основе применить не в состоянии: участки находятся далеко от населенных пунктов, идентифицировать их на местности затруднительно. Поэтому карающий меч Россельхознадзора лупит по таким собственникам крайне, как модно говорить, рандомно. До изъятия же земельных участков доходило, на моей практике, всего пару раз.

Таким образом, можно констатировать, что собственники не имеют средств на вовлечение принадлежащих им заросших земельных участков в оборот, а государство – не заинтересовано в инвестировании в рекультивацию в зонах рискованного земледелия. И свои проблемы дефицита сельхозземель государство пытается переложить на частника через систему штрафов.

Вполне реальным выходом из сложившейся ситуации могло бы стать внедрение новой отрасли экономики – аграрного лесоводства, когда фермер мог бы на вполне законных основаниях культивировать на принадлежащем ему сельскохозяйственном участке древесную растительность, развивая экотуризм, повышая экономическую устойчивость крестьянско-фермерских хозяйств.

Можно представить, какой совокупный экономический эффект могло бы получить государство, позволь оно выращивать собственный лес! Снижение пожарной опасности в сельской местности, рост производства деловой древесины (до 100 млн. кубометров в год), создание 100 000 рабочих мест в сельской местности, увеличить доходы местных и государственного бюджетов…

Принятие мер по легализации лесоводства на сельхозземлях позволило бы решить и еще одну наболевшую проблему- проблему черных лесорубов: зачем нарушать закон, когда вполне законно можно выращивать собственную древесину, не завися от воли чиновников Рослесхоза и местных министерств лесного хозяйства!

Однако, уровень правовой неопределенности и нежелание государства пойти навстречу крестьянско-фермерским хозяйствам и жителям сельских территорий делает ведение полноценного лесного хозяйства на этих землях практически невозможным: Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" (подзаконный акт к ст. 123 Лесного кодекса РФ) в действующей с июня 2022 года редакции устанавливает фактически запретительный уровень административных и регуляторных барьеров.

Крайне ограниченные возможности для развития лесоводства, которые все еще давало это постановление, почти полностью закрылись с 1 октября 2023 года в связи с истечением срока подачи предусмотренных им заявлений. Если же правообладатель земельного участка не может как-либо легализовать свой лес на своей сельхозземле, это служит одним из признаков неиспользования земли по целевому назначению, влечет наложение крупных штрафов и изъятия земельных участков.

Определенные целенаправленные усилия в изменении положения дел ведет Ассоциация частных лесоводов и лесовладельцев, чья работа находит поддержку в личных контактах с представителями законодательной и исполнительной власти, проводятся круглые столы, в ходе которых признается государственная значимость таких нововведений, однако, в целом бюрократическая машина остается глуха к общественному запросу на ведение агролесоводства и практических действий в этом направлении пока не видно.

Заглавное фото: Лукьянов Дмитрий, AgroXXI.ru.

Оригинал статьи на AgroXXI.ru

Интересна тема? Подпишитесь на наши новости в ДЗЕН | Канал в Telegram | Группа Вконтакте | Дзен.новости.