Найти тему

Романтизм: порыв души и бунт против эпохи разума

Когда художники устали от правил и канонов, родился романтизм — эпоха революции в искусстве.

Романтизм — это не просто художественное движение, а настоящий бунт против правил классицизма, стремление к свободе самовыражения и глубокой идеализации природы и человеческих эмоций. Возникнув на стыке XVIII и XIX веков на фоне политических и социальных потрясений, он стал реакцией на рациональность эпохи Просвещения, вместо которой романтики предпочли страстные эмоции, мистику и загадки внутреннего мира.

На канале How Fashion Works я веду рубрику про искусство, и решила поделиться с вами одним из моих текстов оттуда!

Романтизм отвергает строгие каноны классицизма, приветствуя экспрессию и драматизм. Художники не боялись играть с цветами и формами, создавая произведения, которые передавали глубину человеческих переживаний. Благодаря этому периоду появились такие шедевры, как «Фауст» Гёте и «Грозовой перевал» Эмили Бронте, а также музыкальные композиции Бетховена и Шуберта, которые до сих пор заставляют наши сердца биться чаще.

Также романтизм подарил нам сильные и запоминающиеся образы. Например, Франциско Гойя с его жуткими картинами, такими как «Сатурн, пожирающий своего сына», воплощает ужасы и тени человеческой души. Примечательно, что эта картина — часть серии из 14 произведений, известных как «Чёрная живопись», которые Гойя создал на стенах своего дома в Мадриде, живя отшельником. Эти картины никогда не предназначались для публичного показа — художник рисовал их для себя в последние годы жизни, отражая свои мрачные мысли и страхи. Из-за редкой техники исполнения — маслом на штукатурке — картины сильно пострадали с течением времени. Когда их переносили на холст, многие детали были потеряны или изменены, что добавило еще больше загадочности произведению.

Франсиско Гойя. Сатурн, пожирающий своего сына. 1819-1823
Франсиско Гойя. Сатурн, пожирающий своего сына. 1819-1823

На темном, почти бездонном фоне перед зрителем предстает ужасающая фигура древнегреческого титана Сатурна (Кроноса), поглощенного актом каннибализма. Его широко раскрытые глаза, наполненные безумием и страхом, уставлены прямо перед собой, будто он осознает чудовищность своего деяния, но не в силах остановиться. Сатурн изображен в динамичном движении: его руки, сжимающие окровавленное тело сына, демонстрируют напряжение и жестокость. Тело жертвы лишено головы и одной руки, что подчёркивает брутальность и варварство сцены. Мощные контрасты светотени усиливают драматизм и эмоциональное воздействие произведения.

Картина является глубоким отражением внутреннего мира Гойи в период ее создания. После перенесенной тяжелой болезни, которая привела к глухоте, художник погрузился в мрачные размышления о природе человека, его страхах и пороках. «Сатурн, пожирающий своего сына» символизирует не только мифологический сюжет о страхе перед потерей власти, но и служит аллегорией на темы разрушения, безумия и губительной силы времени.

Используя мрачную цветовую палитру, состоящую преимущественно из черных, коричневых и красных тонов, Гойя создает ощущение безнадежности и ужаса. Техника нанесения краски грубыми мазками придаёт картине текстуру и усиливает ее экспрессию. Отсутствие идеализации и эстетизации, характерных для классического искусства, делает произведение предвестником экспрессионизма и модернизма.

Сочетание психологической глубины и эмоциональной интенсивности позволяет рассматривать эту работу как комментарий к политическим и социальным потрясениям того времени, включая войны, насилие и тиранию. Сатурн может интерпретироваться как воплощение системы, пожирающей собственный народ, или как символ саморазрушения человечества.

Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. 1818
Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. 1818

Картина Каспара Давида Фридриха «Странник над морем тумана» (1818) является одним из самых известных и символичных произведений немецкого романтизма. На полотне изображен мужчина, стоящий на вершине скалистого утеса, спиной к зрителю, взирающий на бескрайнее море тумана, из которого выступают вершины гор. Эта картина воплощает революционную для того времени идею — человек изображен не в центре внимания, а как часть природы.

Композиция картины построена таким образом, что зритель вместе с героем смотрит в даль, погружаясь в атмосферу загадочности и размышлений. Фигура странника занимает центральное положение, однако его лицо не видно, что позволяет каждому зрителю идентифицировать себя с ним, переживая собственные эмоции и мысли.

Туман, покрывающий пейзаж, служит метафорой неопределённости, таинственности и бесконечности мира. Он скрывает детали, создавая ощущение неизвестности и приглашая к исследованию глубин как внешнего, так и внутреннего пространства. Горные вершины, выступающие из тумана, символизируют цели и идеалы, к которым стремится человек. Странник олицетворяет путешествие не только в физическом смысле, но и духовный путь, поиск смысла жизни и собственного я. Его положение над миром тумана подчеркивает отрыв от повседневности и приближение к высшим истинам.

Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ. 1830
Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ. 1830

Эжен Делакруа, воспевающий свободу и страсть в своих полотнах, таких как «Свобода, ведущая народ», символизирует революционный дух эпохи. На переднем плане композиции изображена аллегорическая фигура Свободы — женщина с обнаженной грудью, символизирующая силу и решимость народа. Она держит в одной руке триколор — французский национальный флаг, а в другой — ружье с штыком, ведя за собой разношерстную толпу революционеров.

Сцена разворачивается на баррикадах Парижа во время Июльской революции 1830 года. В толпе можно различить представителей разных социальных слоев: рабочих, буржуазию, студентов и даже детей, что подчеркивает идею единства народа в борьбе за общую цель. На заднем плане виднеются дымящиеся руины города, добавляя драматизма и напряженности происходящему. Картина наполнена энергией и патетикой, используя яркие цвета и динамичные позы персонажей, Делакруа мастерски передает хаос и эмоциональный подъем революционного момента.

Уильям Тернер известен своим виртуозным использованием света и атмосферы, что он прекрасно демонстрирует в своей работе «Дождь, пар и скорость». Эта картина считается одной из первых попыток изобразить скорость и движение в искусстве. Тернер использовал смелые мазки и размытые контуры, чтобы передать эффект движения и атмосферу дождя, чем предвосхитил развитие импрессионизма. На картине скрытно изображен заяц, бегущий перед поездом, который символизирует опасности быстрого индустриального прогресса и возможное уничтожение природы под воздействием технологий.

Романтизм оставил неизгладимый след в искусстве, подарив миру новое видение красоты, страсти и свободы. Его идеи продолжают вдохновлять современных художников и мыслителей, напоминая нам о важности личного самовыражения и гармонии с природой, особенно в наш стремительно меняющийся мир технологий и глобализации.

В поп-культуре романтизм до сих пор проявляется во множестве форм — от музыки и кино до моды и литературы, продолжая оказывать мощное влияние и привносить свой характерный оттенок драмы, чувственности и свободы в наше повседневное восприятие мира.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.

Еще почитать:

Берта Моризо: первая женщина-импрессионистка

Хокусай — отец современной манги?

Почему "Маленькая танцовщица" Эдгара Дега вызвала такой скандал?

Поль Дюран-Рюэль: человек, который спас импрессионистов от забвения

4 художницы-импрессионистки: скрытые страницы истории искусства

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗