В понедельник Лиза с самого утра стояла у магазина.
- Привет! - Увидев её, удивилась Людмила. - Ты чего так рано?
- Так вроде уже открывать пора. - Смутилась Лиза.
- У нас пора, когда я подойду. - Отрезала Люда. - И ты здесь без меня, смотри, не балуй их. Надо куда, закрывай и иди. Ты думаешь я сейчас прям так и открою? Нет уж.
Она отперла дверь, повесила на на неё табличку "Инвентаризация" и задвинула щеколду.
- Сейчас товар с тобой будем пересчитывать.
Лиза с головой погрузилась в новое для неё дело, попутно слушая премудрости, которым учила её Людмила. Время летело быстро, и ей казалось, что они только начали, когда в дверь раздался требовательный стук.
- Кто там неграмотный? - Людмила сердито шагнула ко входу. Голос её тут же изменился, и она совсем другим тоном произнесла. - Миша, ты? А чего так рано? Я думала, ты в Кармашевку поедешь.
- Так время к обеду. Я съездил уже. - Раздался знакомый Лизе голос. - И пока сюда ехал, дважды выслушал жалобы, что магазин с утра закрыт.
- А мы инвентаризацию с Лизой делали. - Торопливо объяснила Людмила. - Надо же мне её научить, дела передать.
- С Лизой? Ладно тогда. И дела передать нужно.
Лиза поднялась от коробки, в которую укладывала пересчитанный товар.
- Добрый день, Михаил.
- Привет, привет. Как дела? Получается?
- Да дел пока никаких и не было. Вот, только с ассортиментом ознакомилась.
- И как тебе ассортимент?
Сегодня ей был неприятен его тон: хозяйский и немного снисходительный, но привычка ладить с людьми взяла верх, и она приветливо улыбнулась.
- Разнообразный. Больше пока ничего сказать не могу. Я не знаю, какие товары наиболее востребованы. А так, сроки годности в порядке, условия хранения не нарушены.
- Ты прям как "Роспотребнадзор". - Усмехнулся Михаил.
- Куда мне. - Лиза вернулась к работе. - Я и знаю только то, что Люда объяснила.
- Видишь, Люда объяснила. - С весёлым нажимом повторила Людмила, но Лиза успела заметить тревожный взгляд, который она бросила на Михаила. - Поезжай, Миш. Сейчас товар по местам разложим и откроемся.
Проводив любимого, повернулась к Лизе.
- Нравится он тебе? В смысле, как мужчина.
- Нет. - Честно ответила Лиза. - Я на мужчин своих подруг не смотрю.
- А ты ему нравишься. - Люда вздохнула. - И это сильно усложняет ситуацию. Потому что мне ты нравишься тоже. И работать с тобой я хочу, и дружить. Но если Мишка на тебя пялиться будет, дружбы у нас не выйдет.
Лиза замерла. Неужели работу, которая ей так удачно подвернулась, придётся оставить.
Красивое лицо Людмилы было напряжённым и тревожным. Видно было, что проблема принятия решения не даёт ей покоя.
- Ладно. - Рассуждала она вслух. - Скоро мы уедем на отдых. Там я точно постараюсь убедить его сделать мне предложение. И потом, дальше-то я чаще буду с ним ездить. И постараюсь, чтобы вы пересекались пореже. Прорвёмся.
- Он дочку очень хочет. - Тихо сказала Лиза. - Надо вам пожениться поскорее, а там Бог даст и малыш родится.
- А ты откуда про дочку знаешь? - Успокоившаяся было Людмила снова нахмурилась.
- Михаил твой сам сказал, когда Настю на качелях качал. Только здесь ведь не угадаешь. Вдруг мальчик родится.
- Угадаешь. - Уверенно заявила Людмила. - В моём роду чаще девки рождаются, а в Мишкином пятьдесят на пятьдесят. У него самого сестра есть. И у Генки тоже. А, впрочем, знаешь, я твоему Лёшке сказала тогда, и теперь не откажусь: я и сыну рада буду. Да ещё как. Даже если Мишка хвостом крутнёт, сама нашего ребёнка выращу. Часики тикают, а я детей люблю.
Окончательно успокоившись, она снова повеселела и принялась болтать как прежде, а Лиза ещё долго размышляла над этой непростой ситуацией и решила, что лучшим способом пока будет действительно избегать Михаила.
* * * * *
Когда пришла пора отвозить Лёшкины документы в школу, Лиза, как и обещала, обратилась к Михаилу, но через подругу. Так что в Кармашевку поехали впятером. Мужчина всю дорогу шутил с маленькой Настей. Девочка весело смеялась, а Люда исподтишка наблюдала за их непринуждённым общением.
- Значит, Алексей, будешь ты у нас в четвёртом классе. - Завуч рассматривала мальчика. - А, кроме школы, есть какие-нибудь занятия у тебя? Чем увлекаешься?
- Я читать люблю. - Сообщил Лёша.
- Это похвально. - Женщина улыбнулась. - Да и редкое, скажу тебе, увлечение в наше время. Что же, библиотека у нас большая. Думаю, останешься доволен.
- Это конечно. - Лёшка обрадованно кивнул. - Я недавно, когда на чердаке убирался, тоже книги нашёл. Старые. Я их от пыли протёр все. Только они взрослые, для школьной библиотеки не подойдут. Вы не волнуйтесь, я ваши книги не испорчу и не потеряю. Прочитаю и верну сразу.
- Я даже не сомневаюсь. - Теперь завуч сдержала улыбку. - И рада, что ты такой дисциплинированный читатель. И помощник.
Ты, выходит, и дома помогаешь? Убираешься сам?
- Конечно. Сестрёнка маленькая ещё. Да и что здесь такого? Дело житейское.
Вышел из школы Лёшка довольным. Его и за привезённый табель похвалили, и за любовь к чтению. Мальчик сразу принялся рассказывать Михаилу и Людмиле о библиотеке, о том, что учиться они будут с девяти тридцати, чтобы успевали добираться ученики, и что, скорее всего, с этого года пустят специальный автобус, который будет собирать ребят из окрестных деревень.
- Тётя Люда, поэтому велосипед, наверное, вам можно забрать обратно. - Лёшка сказал это с небольшим сожалением, но сегодня ничто не могло омрачить его хорошее настроение.
- Во-первых, автобус ещё не пустили, а во-вторых, велосипед этот я тебе подарила. - Людмила приобняла мальчика. - Просто катайся.
- Спасибо! - Лёша расплылся в улыбке. Жизнь с каждым часом становилась всё лучше и лучше.
Первые недели действительно пришлось ездить на велосипеде. Михаил сам поехал с Лёшей, чтобы показать дорогу. Тогда-то мальчик и познакомился с одним из сыновей мужчины, Санькой.
- Знакомьтесь. - Велел Михаил. - Это Саша - старший мой сын, ещё Илюшка есть, но он в садике. А это Лёша. Он, Саня, в деревню недавно приехал, живёт с мамой и сестрёнкой, помладше нашего Ильи.
- А батя твой где? - Подозрительно поинтересовался Санька.
- Они с мамой развелись. - Лёшка ответил спокойно, хотя видел, что в глазах мальчишки плещется обида.
- Как наш, значит. - Саша зыркнул на отца. - Бросил вас и к другой тётке ушёл.
- Александр! - Скулы Михаила затвердели.
- А чего Александр? Не так что ли?
- Мой не к тётке. - Решительно возразил Лёшка. - Он нас просто из дома выгнал. Дядя Миша хотя бы вас не выгонял. И приезжает всё время.
Сын Михаила растерянно заморгал, обдумывая услышанное.
- Ты в каком классе? - Не глядя на отца, спросил он.
- В четвёртом. - Обрадовавшись, что неудобные вопросы закончились, ответил Лёшка.
- А я в шестом. Ты вот что, малой, если обижать будут, зови. Скажи, Саня придёт, наваляет им.
- Спасибо! - Лёшка протянул ему руку. Саша растерянно пожал. - Только я сам справлюсь. Раньше получалось.
- Ну гляди...
- Да ты, Алексей, дипломат. - Одобрительно заметил Михаил, когда они возвращались в деревню.
- Просто не люблю, когда орут или ссорятся. - Лёшка повёл плечами. - Можно ведь нормально сказать.
- А что, мама с папой ругались?
- Ругались. И бабушка на маму кричала тоже, ну, и мама в ответ. Это здесь она не кричит больше.
- Так изменилась?
- Да. Здесь защищаться не надо, понимаете? Человек кричит, когда сделать ничего не может, от бессилия. А мама теперь может. И я могу. Я больше никому не разрешу на неё кричать.
Михаил смотрел на этого маленького, но такого сильного мужчину, и ему становилось стыдно от того, что они с женой тоже вот так же орали друг на друга, на детей. Потому что не были счастливы вместе, от бессилия кричали и ссорились. Каждый защищал свою правду. Может быть и хорошо, что, когда они развелись, сразу появилась Людмила. С ней не приходится кричать, с ней ему хорошо и он спокоен. И, наверное, уже надо что-то решать в этом отпуске. Мальчишек он не бросит, но разбитую чашку не склеишь, и надо начинать жизнь заново...
Они улетели в далёкие тёплые страны, жизнь в деревне текла спокойно и размеренно. Лиза с Лёшей учились топить печку, Лёшка уже мастерски гонял на Людином велике, запросто доезжая до школы и обратно, а Настя вместе с мамой осваивала новую профессию.
Маленький магазин с недавнего времени стал любимым местом для многих жителей деревни. Люди шли, знакомились с Лизой, расспрашивали, рассказывали о себе. Теперь не надо было торопиться: торговая точка работала, как часы. Настя без всяких капризов вставала утром едва ли не первая, поторапливая собирающуюся Лизу, и вприпрыжку бежала к магазину впереди матери. Она быстро запомнила всех покупателей.
- Что вам дать, бабушка Вера? - Радостно приветствовала она очередную входящую старушку.
- Хлебушка бы мне, Настенька, свежего.
- Сейчас дам вам самый румяный. - Настя неловко, но старательно укладывала хлеб в пакетик. - Каравай, каравай, кого хочешь выбирай. Я люблю, конечно, всех, но бабушку Веру больше всех.
- Настя, - смущалась Лиза, - что ты говоришь? Надо подать и сказать: "Возьмите, пожалуйста".
- Возьмите, пожалуйста. - Повторяла Настя, а старушка махала руками.
- Да что ты, Лиза, пусть играет. Ты посмотри, какая умница она у тебя. - Она поворачивалась к девочке. - Спасибо, моя хорошая! Самый вкусный хлебушек у тебя!
- На здоровье! - Охотно отвечала малышка, и все смеялись.
- Ничего себе, Лизавета, у тебя выручка взлетела. - Говорил привозящий товар двоюродный брат Михаила Геннадий. - Не то что у Людки. Той бы только хвостом крутить.
- Не говорите так. - Останавливала его Лиза. - До моего появления магазин работал, и если до сих пор не закрылся, значит, работал неплохо. Зачем же наговаривать?
После знакомства с этим человеком Лиза решила, что, наверное, зря подумала как-то плохо про Михаила, потому что родственник мужчины оказался настолько неприятным типом, что сам Миша казался по сравнению с ним почти ангелом.
Губы Геннадия почти всегда кривила презрительная ироничная усмешка, речь изобиловала пoшлыми намёками и нелицеприятными отзывами об окружающих его людях, и Лизе казалось, что в каждый свой приезд он словно ощупывает её масляным недвусмысленным взглядом.
- Зачем ребёнка на работу таскаешь? - Недовольно спросил он, глядя на Настю, вбежавшую в подсобку, где Гена в очередной раз попытался зажать Лизу.
- Оставить не с кем. - Торопливо выходя к прилавку, бросила она.
- Давай помогу в садик устроить. - Он попытался удержать её за руку. - Сам и отвозить буду. Малую в сад, старшего в школу, а мы...
- Не будет никаких мы, Геннадий. - Лиза вырвала руку. - Я не хочу новых отношений.
- А я хочу. - Глумливо заметил он. - И я всегда получаю то, что хочу.
- Но, по-моему, для этого нужно желание двоих.
- Совсем необязательно. И ты скоро в этом убедишься.
В ту ночь она впервые за много месяцев плакала. Только в их жизни начало всё устраиваться, только они начали обживаться и обрастать друзьями, как жизнь снова подбросила очередной неприятный сюрприз. Как ей поступить? Что делать? Люда и Михаил далеко, и решили задержаться на отдыхе ещё на неделю, а Геннадий становится всё наглее и настойчивее.
Дом сочувствовал Лизе: тихонько скрипел половицами, вздыхал ветерком за окнами. Он не спал вместе с ней.
Но не только дому показалась странной её ночная бессонница. Когда на Лизины плечи легли тёплые ладошки, она вздрогнула от неожиданности.
- Мама, я напугал тебя? - Лёшкины глаза блестели в темноте. - Ты почему не спишь? Что-то случилось?
- А ты почему? - Она торопливо вытерла глаза. - Завтра же в школу рано.
- Не так уж и рано. - Лёшка сел рядом и прижался к ней. - Ты плачешь? Значит, всё плохо. Мам, я не хочу, чтобы у нас опять было всё плохо. Я что угодно сделаю.
- Ничего ты не сделаешь с этим, мой мальчик. Это не твоя проблема. Я должна решить её сама.
- А если у тебя самой не получится? Нам что придётся уехать из нашего дома?
- Придётся сделать так, чтобы получилось, Лёшка. Обещаю тебе, что из нашего дома мы никогда и ни из-за кого не уедем!
Продолжение следует... часть 7
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)