Найти тему

«Пашка не дурак и превращает “Телеграм” в обычную соцсеть»: Фрольченков о будущем мессенджера, ботоводах и интернете без анонимности

Бросив употреблять алкоголь больше двух лет назад, скандально известный эсэмэмщик «Тануки» и «Бургер Кинга» Андрей Фрольченков год назад ушёл в собственные проекты: запустил несколько телеграм-каналов и занялся консалтингом. А ещё за это время разочаровался в мессенджере, ненамеренно накрутил себе ботов и практически забил всю правую руку популярными мемами.

Фото с личных страниц Андрея Фрольченкова и канала https://t.me/fro1ch
Фото с личных страниц Андрея Фрольченкова и канала https://t.me/fro1ch

Мегаплан продолжает общаться с неординарными предпринимателями и топ-менеджерами из ИТ и других сфер деятельности на злободневные темы.

Мегаплан: Последний раз мы разговаривали с тобой в 2020 году — считай, в другую эпоху. Тогда жизнь бурлила и общество общалось на других площадках, которые теперь закрыты. Как ты оцениваешь эти перемены?

А.Ф.: Во-первых, практика показала, что люди, которые зарабатывали в «Инстаграме»*, например мелкие предприниматели и блогеры, продолжают эти попытки. Во-вторых, мы увидели, что большинство из них оказалось не готово к такому повороту событий. С точки зрения бизнеса они прогадали, сложив все яйца в одну корзину. Ни у кого не было запасного варианта или бэкапа на случай, если произойдёт нечто подобное. То есть люди полностью доверились чужой площадке и всё потеряли.

Обычных пользователей стало, конечно, гораздо меньше. На удивление одно нехитрое действие для входа — это уже для людей танцы с бубнами, им сложно. Проще бросить, особенно если социального капитала нет. А большинство пользователей его не имеют: у среднего пользователя соцсетей плюс-минус 100 подписчиков и/или друзей, от которых легко отказаться.

Но многие как сидели в соцсетях, так в тех же и сидят. Интернет — это такая штука, по крайней мере мне хочется в это верить, которую полностью запретить невозможно, она сильно децентрализована. Нуждающийся да найдёт лазейку! Вопрос в мотивации и целесообразности: насколько человек готов идти на жертвы ради определённого профита.

Мы все сейчас в подвешенном состоянии. Ощущение такое, что все засели в норах и выжидают. С одной стороны, нам начинают палки в колёса вставлять, замедляя «Ютуб», с другой — тут же разговоры о разблокировке «Инстаграма»*. К слову, доступ к «Телеграму» у нас до сих официально ограничен, но мы там сидим.

Мегаплан: «Фейсбук»* быстро рос в России. Потом чуть ли не половина людей оттуда исчезла, их как будто и не было там. Если захочется найти потерянные контакты, куда идти?

А.Ф.: Если ты кого-то перестал видеть в ленте, это не значит, что он с площадки ушёл. Например, он мог отписаться от тебя из-за политических взглядов. Зачем куда-то переходить, если можно просто забанить и ещё глубже зарыться в свой информационный пузырь? Плюрализма мнений в «Фейсбуке»* нет.

Но если фейсбучный* трафик куда-то и перелился, то сделал это в «Телеграм». У «ВК» тоже ренессанс, потому что «ВК Видео» и «ВК Клипы» очень сильно на это влияют: много трафика туда гонится, появляются хорошие эксклюзивы, госсектор помогает. Некоторые пользователи не удалили аккаунты, а просто перестали делать посты в соцсетях. Лично у меня ничего не поменялось.

Мегаплан: А ты сам изменился? Раньше Андрей Фрольченков — известный хайповый эсэмэмщик. Чем ты занимаешься сейчас?

А.Ф.: Так как моя фамилия работает на меня, по инерции я позиционирую себя как независимый специалист по СММ и пиару, там более что у меня опыт в этом деле почти 14 лет. Я работаю сам на себя. У меня нет агентства, потому что мне не хочется заниматься операционкой. Консалтинг, лекции и мастер-классы приносят мне основной доход.

На телеграм-каналах я тоже зарабатываю. Но, как бы меня кто-то ни клеймил блогером, блогерство приносит только 30–40% дохода. Инфобиз меня не привлекает. Однако я потихоньку начинаю смотреть в сторону одной популярной сферы. Но все тайны пока раскрывать не хочу. Следите, как говорится, за нашими соцсетями. Ставьте лайки, жмите колокольчик, подписывайтесь на канал.

Фото с личных страниц Андрея Фрольченкова и канала https://t.me/fro1ch
Фото с личных страниц Андрея Фрольченкова и канала https://t.me/fro1ch

Мегаплан: Ты зарабатываешь больше, чем когда был в найме?

А.Ф.: Конечно! Пока ты работаешь на кого-то, у тебя нет возможности зарабатывать для себя. Мне ещё повезло, что я работал в достаточно свободных компаниях, которые позволяли мне ездить по стране и выступать с лекциями. Сейчас расстраивает недостаток челленджей. Ну что ж, сам себе будут их создавать. Уровень ответственности максимальный.

Мегаплан: В одном из постов в «Фейсбуке»* ты написал, что ты тут менее откровеннее, чем где-либо ещё. Почему так?

А.Ф.: При той политике свободы слова, которая существует в «Фейсбуке», я могу быть сколь угодно откровенным. Только зачем мне писать, например, слово «пидор», если его никто не увидит. Для меня нет профита, когда пост не видят.

Я вот недавно взял каршеринг, а по радио играла песня из нулевых «Убили негра». Помните такую? Я понимаю, что этот забавный инцидент, если я его выложу, никто не увидит. Поэтому я сам не фильтрую свои высказывания — это делают за меня алгоритмы.

Мегаплан: В «Телеграме» свободно ведут каналы. Как думаешь, это долго ещё продлится?

А.Ф.: Мы начинаем жить в эпоху деанонимизации. Ушло то время, когда ты анонимно мог писать гадости. Человек, публикующий провокационный пост, который может задеть «всех неженок планеты», должен понимать, что его профит должен перекрывать риски, которые могут последовать.

Когда в «Тануки» я начинал хайповые штуки раскручивать, которые могли взорваться, мы с командой понимали, что ценность от охватов постов перебивала репутационные риски и то, что к нам могли прийти юристы.

Сейчас стало гораздо тяжелее «фильтровать базар». Но мне нравится, что мы живём в эпоху интернета, где безнаказанность заканчивается. В офлайне мы понимаем, что за слова может прилететь и поэтому их подбираем. Наконец-то в интернете за слова тоже может прилететь, и за них нужно отвечать! Я считаю, что это правильно. Это воспитывает ответственность в людях.

Мегаплан: Мы в прошлом году запустили подкаст о бизнесе «Звучит как план», он хорошо развивается, выпуски залетают в топы на «Яндексе». Будет ли продолжение истории у твоего «ФрольчКаста»?

А.Ф.: В 2021-м меня волновала одна тема (феномен славного парня. — Прим. ред.), и я попробовал высказаться в подкасте. Но потом я вышел на эмоциональное плато, без качель, все посты в телеграм-канал писал короткие, дотянуть их до 10 минут, которые нужны для подкаста, было сложновато.

Подкаст — это не про писательство, а мне как раз нравится писать. Пока оставил его.

Если когда-нибудь вернусь, то буду делать классический подкаст с приглашёнными гостями, перебивая их монолог нарративами, которые меня волнуют. Пока же мои нарративы можно почитать на канале в «Телеграме».

Фото с личных страниц Андрея Фрольченкова и канала https://t.me/fro1ch
Фото с личных страниц Андрея Фрольченкова и канала https://t.me/fro1ch

Мегаплан: На какие свои каналы ты рекомендуешь подписываться?

А.Ф.: У меня сейчас есть основной канал имени моей фамилии — это лайфстайл-блог, где я иногда публикую лонгриды со своими думами. Рекомендую подписываться на него. Ещё есть каналы про ЗОЖ, маркетинг, путешествия. Несколько мемных каналов, которые я купил за небольшие деньги, чтобы понять, как строится сетка, тоже приносят свои копеечки.

Свои каналы я веду сам. Для меня это вариант терапии, где я могу выговориться, а мне это всегда нужно.

Мегаплан: Удалось ли тебе освоить продвижение в «Телеграме»?

А.Ф.: С сентября по декабрь этого года я заказал платное продвижение основного канала. Я продвигал несколько раз и до этого, но данный кейс особенно интересен. Когда за 440 тысяч рублей мой подрядчик накрутил мне 12 тысяч ботов, я понял, что моя вера в честное продвижение в «Телеграме» потихонечку тает. Сейчас мне нужно, чтобы все боты отписались, почти 10 тысяч уже это сделали. Правда, после ещё одного продвижения.

А пока я не могу запустить новое продвижение: мне нужно перебивать эти отписки, чтобы выходить в ноль. На это пришлось бы тратить 500–700 тысяч рублей в месяц. Потом попробую гнать трафик из «Инсты»* и «Ютуба» с рилсов и шортсов. Благо контента у меня навалом. В этом году я часто ходил в качестве приглашённого гостя на подкасты.

Фото с личных страниц Андрея Фрольченкова и канала https://t.me/fro1ch
Фото с личных страниц Андрея Фрольченкова и канала https://t.me/fro1ch

Мегаплан: Мы тоже запускали продвижение своего телеграм-канала, один раз успешно через «МТС Линк», а два не очень. Как же тогда продвигаться?

А.Ф.: Я сомнительно отношусь к «МТС Линк» и «РСЯ», которые пытаются на хайпожорской волне туда залететь. Все, кто берут трафик с помощью внешнетрафиковых платформ, говорят, что это пока что деньги на ветер.

Как выглядит классическое скам-продвижение телеграм-канала? Закупаешь трафик, неважно где, главное, чтобы были упоминания, что ты где-то сеешь. И в этот момент осторожно наливаешь ботов, чтобы «Телега» не заскамила твой канал, то есть не признала его ботоводным. Так ты становишься заложником: когда начинаются отписки, приходится перебивать их, докупая подписчиков и вступая в зависимость от мусорного трафика. Но от него никуда не деться, иначе ты не будешь конкурентоспособен.

Я прекрасно понимаю исполнителей и заказчиков, им нужны красивые и большие цифры, и им по факту без разницы — живые или мёртвые. На «том конце провода» сидит 25-летняя девочка бренд-менеджер, и это не её личные деньги. Да и мерит клиент чаще всего cpv или подписотой. Если у меня как заказчика деньги не цель, все эти скам-подрядчики не могу продать свои услуги. От меня отказались 6 человек, потому что мне нужны только живые люди, которые впоследствии либо купят мой продукт, либо в них мне важен социальный капитал.

Сам «Телеграм» тоже вышел на плато. Мой друг, у которого своя ботоферма, говорит, что если хотя бы 60% MAU (количество уникальных пользователей за 30 дней. — Прим. ред.) из 950 млн пользователей «Телеги» живые — это уже хорошо. Баснословно много мусорного трафика: засилье ботов, переливание из пустого в порожнее, дрочь на циферки в подписчиках. Бренды и личные страницы льют живых вперемежку с ботами, а процент ботов каждый определяет в меру своих социально-этических норм.

Мегаплан: Если хочешь в свой канал живую аудиторию, как поступать?

А.Ф.: Я всегда смотрю ERR (показатель вовлечённости. — Прим. ред.), если он выше 20% — это уже подозрительно. Мои каналы активные, потому что я сам создаю эту активность: людям нравится, когда им уделяют внимание. Нужно вести и направлять свою аудиторию, сам по себе уровень вовлечения от контента уже не зависит, уже всё приелось: каналы на мьюте, папки не спасают.

Фото с личных страниц Андрея Фрольченкова и канала https://t.me/fro1ch
Фото с личных страниц Андрея Фрольченкова и канала https://t.me/fro1ch

Мегаплан: Ты сказал, что «Телеграм» вышел на плато. Что ты имеешь в виду?

А.Ф.: «Телеграм» уже совсем не тот ламповый мессенджер, что был в самом начале. И это нормальная история: ты даёшь продукт с крутым УТП, собираешь на него людей, а потом расширяешь линейку и тем самым аудиторию. Классический пример — «Вкусвилл», начавшийся с «Избёнки», зелёных продуктов и правильного питания и превратившийся сегодня в обычный магазин с кока-колой» и эмэндэмсом.

«Телеграм» со своей кастомизацией, стикерами, плавными переходами, UGC-контентом (User-Generated Content), реакциями, которые можно самому рисовать, идёт похожими путём. Я видел, как долго упирался «Твиттер» с 40 символами, когда сопротивлялся видео «Инстаграм»*. Как ни крути, существуют определённые триггерные точки, на которые нужно давить, чтобы привлечь аудиторию. Хорошо заходят сторис? Значит, нужны сторис.

Почему «Тик-ток» выстрелил? Потому что у него самые крутые алгоритмы. Если соцсеть не развивается по привычному нам руслу, она умирает. Мы видим это на примере «ЖЖ». Те, кто не принимал правила игры, всегда умирали.

Пашка не дурак и будет превращать «Телеграм» в обычную соцсеть. В ближайшее время нас всё равно ждут умная лета и продвижение постов. Он понимает, что нужно этот контент классифицировать и показывать людям больше того, чего они хотят, ещё глубже запихивая их в информационный пузырь.

Мегаплан: Не могли не спросить про повестку. Как ты относишься к тому, что основатель мессенджера, по мнению официальных властей, должен нести личную ответственность за контент, который распространяется по его каналам?

А.Ф.: Отрицательно. Ответственность за контент должен нести тот, кто его создаёт. Площадка — это всего лишь инструмент. Если человек застрелил другого человека, то мы же судим убийцу, а не создателя пистолета, верно? Так вот тут то же самое.

* Соцсети Facebook («Фейсбук») и Instagram («Инстаграм») признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории РФ