Он стоит на Остоженке, через один дом от усадьбы Лыжиных и через дорогу напротив доходного дома чаеторговца Грязнова.
На первый взгляд, это еще один доходный дом на еще одной старинной улице. Таких в Москве конца девятнадцатого – начала двадцатого веков строилось великое множество. Иметь пассивный доход, вложившись в строительство зданий с меблированными квартирами или купив готовое у прежнего домовладельца, в те времена стало весьма популярным.
Но если оторвать взгляд от тротуара, поднять глаза выше, чем мы привыкли смотреть, то это окажется…
…Совершенно необычный, особенный дом
Его автор – архитектор Николай Иванович Жерихов, создатель замечательного дома в переулочках Арбата, который до сих пор заставляет многих судачить: что значат стоящие в обнимку с музами, а иногда и друг с другом лепные фигуры, в которых так легко угадываются Лев Николаевич Толстой, Александр Сергеевич Пушкин и Николай Васильевич Гоголь?
Это же здание на Остоженке – первая самостоятельная работа Николая Жерихова. Сам архитектор – еще один мастер модерна, не имевший специального образования, но бывший весьма востребованным. Получив лишь диплом ученого рисовальщика в Строгановском училище, он с 1902 по 1915 год ухитрился выстроить целых 46 превосходных доходных домов, причем большинство из них – в самых дорогих и престижных московских районах.
Одни из наиболее важных его работ связаны с именем московского застройщика и богатого домовладельца (а параллельно с этим чаеторговца и продавца сахара) Германа Ефимовича Бройдо.
Этот дом Жерихов построил для него в 1902 году в стиле раннего модерна. Есть здесь немного и от венского сецессиона, и от французского модерна, и от бельгийского ар-нуво. Далеко выступающий карниз на металлических кронштейнах как раз явно указывает на последний (3 фото).
Окна, традиционно по-разному исполненные на каждом этаже, элегантный аттик, симпатичные балконы с коваными ажурными решетками и тяжелый козырек над парадным подъездом, удерживаемый мощными цепями – все это на бегу не рассмотришь. Здесь необходимо остановиться, перейти на другую сторону дороги и хотя бы немного постоять.
Тем более что вся улица располагает к созерцательности. Интересно задуматься, кто и как жил в этих домах, гулял по этим улочкам? (7 фото)
И конечно, совершенно обязательный для модерна растительный декор (3 фото).
Ну а уж изумительный и нигде больше в Москве не имеющий аналогов фриз, обвивающий дом – его главное и самое яркое украшение. До сих пор не решено, серны на нем изображены, горные козлы и козочки или антилопы.
К примеру, мне интересно, кого в этих стройных созданиях увидят мои дорогие читатели (3 фото).
Как только нарядный четырехэтажный дом был готов, Герман Бройдо моментально продал его присяжному поверенному Петру Адамовичу Столповскому, который и владел доходником до самой революции. Так что называть его доходным домом Бройдо не совсем корректно, хотя это уже детали.
В 1925 году дом несколько реконструировали по проекту архитектора Василия Ивановича Мотылева. Перестроили торговые залы магазинов на первом этаже.
В девяностых годах дом, заметно утративший былое великолепие, реставрировали. И сегодня, как свидетельствуют знатоки, он выглядит практически точно так же, как и в момент своего создания. Впрочем, если быть честными, то местами снова нуждается в реставрации.
(7 фото)
Сегодня здесь располагается один из бесчисленных московских офисных центров. А на его первом этаже по-прежнему, как и сто с лишним лет назад ведется торговля.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.
Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!