Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Благородство Льва Кекушева, или Как два дома на Остоженке в один превратились

Они стоят вплотную друг к другу – дома №17 и №19 по улице Остоженке. Справа от них – знаменитый сказочный, немного готический особняк с бронзовой статуей льва, а напротив, через дорогу – еще один особняк, про который я рассказывал вчера. Два доходных дома, построенные в самом начале двадцатого века, и два особняка объединяет одно: их автором являлся один и тот же человек – московский архитектор и мастер франко-бельгийского модерна Лев Николаевич Кекушев. Собственно, эти доходники я вкратце упоминал года полтора назад, но лишь мимолетно, между делом. Однако же они достойны гораздо более пристального внимания и обстоятельного рассказа. Впрочем, обо всем по порядку. Обязательно дочитайте статью до конца! Лев Николаевич еще не окончил строительства своего замка с башенкой, изваянием царя зверей на крыше и острохарактерным растительным декором, как уже получил новый заказ: возвести слева от участка земли, купленного им в 1900 году, трехэтажный… В том, что этот дом – работа Кекушева, никто н
Оглавление

Они стоят вплотную друг к другу – дома №17 и №19 по улице Остоженке. Справа от них – знаменитый сказочный, немного готический особняк с бронзовой статуей льва, а напротив, через дорогу – еще один особняк, про который я рассказывал вчера.

Два доходных дома, построенные в самом начале двадцатого века, и два особняка объединяет одно: их автором являлся один и тот же человек – московский архитектор и мастер франко-бельгийского модерна Лев Николаевич Кекушев.

Собственно, эти доходники я вкратце упоминал года полтора назад, но лишь мимолетно, между делом. Однако же они достойны гораздо более пристального внимания и обстоятельного рассказа.

Впрочем, обо всем по порядку. Обязательно дочитайте статью до конца!

Лев Николаевич еще не окончил строительства своего замка с башенкой, изваянием царя зверей на крыше и острохарактерным растительным декором, как уже получил новый заказ: возвести слева от участка земли, купленного им в 1900 году, трехэтажный…

…Доходный дом для чаеторговца Василия Ивановича Грязнова

В том, что этот дом – работа Кекушева, никто не сомневается. Однако в некоторых источниках говорится, что проект составлялся при участии архитектора Сергея Сергеевича Шуцмана, а кто-то прямо пишет, что Шуцман был единственным автором его постройки.

-2

Казалось бы, очередная москвоведческая путаница, которые я так люблю и о которых уже не раз писал в своих заметках. Однако в данной конкретной ситуации ларчик открывается просто. Сергей Шуцман с 1894 по 1902 год работал в архитектурном бюро Кекушева.

Он был сыном простого садовника с германскими корнями. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, получив звание классного художника архитектуры, Малую серебряную медаль по рисованию и Большую серебряную по архитектуре.

(4 фото)

Но случилось несчастье, и молодой человек начал стремительно и безвозвратно терять зрение. Последние работы уже давались ему совсем с трудом, но Лев Николаевич продолжал поддерживать своего сотрудника. И в 1901 году проект нового дома на Остоженке в Управу подали за подписью именно Сергея Сергеевича Шуцмана. Кекушев даже своего автографа на бумагах не поставил, благородно отдав всю заслугу молодому коллеге.

Даже знаменитых и обязательных изображений львов я на доме не нашел.

Трехэтажный дом в стиле модерн был готов в 1902 году. Вход в парадный подъезд заглубили внутрь и еще сильнее выделили небольшим ризалитом, словно арочный портал. Окна полуподвала и третьего этажа тоже получили небольшие закругления, а второго этажа – нависающие над ними козырьки (9 фото).

Интересно то, что зодчий проектировал оформление фасада с таким расчетом, чтобы тот гармонировал с обликом храма Воскресения Словущего на Остоженке, что стоял слева – там, где сейчас маленький сквер позади автобусной остановки. Храм, правда, был утрачен в 1930-е годы.

Храм Воскресения Словущего на Остоженке. Фото из Найденовских альбомов
Храм Воскресения Словущего на Остоженке. Фото из Найденовских альбомов

На первом этаже доходника разместился чайный магазин домовладельца, а второй и третий стали жилыми. Кроме этого, здесь расположилась музыкальная школа Марии Галактионовой, просуществовавшая до самой революции.

Закончив строительство для Василия Ивановича Грязнова, в 1902 году…

…Кекушев приступил к постройке собственного доходного дома

Он вырос как раз между домом Грязнова и кекушевским дворцом. Собственно, к своему соседу слева новый доходник буквально прирос боком, визуально образовав с ним единое целое. Да и стилистически они были схожи, хоть и имелись отличия.

-6

Недвижимость архитектор записал на свою жену Анну Ионовну. В те времена так поступали многие домовладельцы – на всякий случай. Собственно, как видно, передав традицию по наследству и нашим современникам.

-7

Свой дом зодчий украсил нарядными и необычными наличниками, между вторым и третьим этажами вставив панно из листьев и плодов каштана. Углы окон на первом этаже чуть закруглил – как у дома-соседа, а полуподвальные и двух верхних этажей сделал арочными (9 фото).

Всю совокупную композицию уравновесил по краям башенками-ризалитами, в чем-то похожими друг на друга, но все же каждую сделал уникальной.

Здесь, как и в соседнем доме, на первом этаже открылись магазины, а на втором и третьем меблированные квартиры. К слову, чайный магазин Грязнова получил неожиданное расширение – под него Лев Николаевич выделил место и у себя на первом этаже.

(6 фото)

А вот про вензель с буквой «А» до сих пор у исследователей нет четкого мнения. То ли это первая буква имени жены Кекушева, то ли фамилии следующего владельца дома, Сергея Никаноровича Астахова, который приобрел его (вместе с особняком Кекушевых) в 1911 году.

-10

И, как мы видим, даже здесь Лев Николаевич поступил благородно. Расставаясь с женой, он не стал ни отбирать имущество, ни делить его. Вообще никак не посягая на собственность, тихо оставил всё и поселился в съемной квартире №9 в доходном доме Исакова на соседней Пречистенке, который сам же и спроектировал в 1904 году.

В 1920 году…

…Оба дома объединили в один

В нем открылась хирургическая клиника доктора Алексея Ильича Бакунина. Та самая, пациентом которой стал патриарх Тихон, в миру Василий Петрович Беллавин – первый после возрождения в России патриаршества. Ни в одной другой больнице его попросту не соглашались принять. Бакунин же санкций не побоялся, госпитализировав заболевшего патриарха.

Здесь тот 7 апреля 1925 года и скончался.

-11

Клиника закрылась вскоре после смерти патриарха, перейдя в ведение Народного комиссариата здравоохранения. Бакунин же эмигрировал сначала в Италию, затем переселился во Францию.

В доме №19 долгое время еще располагалась районная поликлиника, а сами здания продолжили оставаться жилыми, разделив участь прочих московских коммуналок.

-12

Проездную арку в девятнадцатом доме заложили, устроив в ней обычный подъезд (по-видимому, сейчас это служебный вход в хинкальную). Но во время реставрации обоих домов в наши дни ее заново раскрыли, украсив современными узорными воротами, стилизованными под модерн начала двадцатого века.

И оба здания сегодня признаны памятниками архитектуры. Дом Грязнова – выявленный объект культурного наследия, доходный дом Кекушева – объект культурного наследия федерального значения.

-13
Доходный дом Кекушевой, достопримечательность, ул. Остоженка, 19, стр. 1, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.

Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!