В Москве есть улица Казакова, названная в честь прославленного архитектора. Есть улица Баженова, с недавних пор появилась аллея Федора Шехтеля. А вот Остоженку, будь моя воля, я бы переименовал в честь Льва Николаевича Кекушева. Хотя бы неофициально.
Здесь и драматически знаменитый особняк самого зодчего, и как минимум три доходных дома, выстроенных им, и перестроенная им же усадьба начала девятнадцатого века.
Гуляешь по этой древней улице, где когда-то простирались бесконечные луга и покосы, а по всей округе вырастали стога сена, благодаря которым и зародилось название Остожье, а позднее Остоженка, и то и дело видишь на зданиях знаменитый автограф мастера франко-бельгийского модерна: или горделивую фигуру царя зверей, или просто львиную морду на барельефе.
Сегодняшний мой архитектурный персонаж стоит на Остоженке точно напротив дома со львом на крыше, в котором Лев Николаевич пережил далеко не самые радужные минуты семейной жизни.
Вообще, гулять по Остоженке и снова, пусть даже в сотый раз не снять этот прекрасный и романтичный особняк, невозможно. Отвлекусь и я на минутку от нынешней истории, да простят меня за это мои дорогие читатели.
(9 фото особняка Льва Кекушева, Остоженка, 21)
Если кто не помнит – Кекушев готовил проект сказочного особняка по заказу Саввы Мамонтова, но того разорили недоброжелатели, проект остался нереализованным, и архитектор решил использовать его чертежи для постройки собственного семейного гнездышка. Но вскоре в этом самом гнездышке застал жену Анну Ионовну, урожденную Болотову – провинциальную дворянку из Кременчуга, на которую, собственно, и оформил дом – в объятьях одного из сотрудников своего же архитектурного бюро. Впрочем, это совсем другая история.
Поэтому, как всегда, все по порядку. Обязательно дочитайте статью до конца!
Изначально одноэтажный ампирный особняк с мезонином построили в 1830-х годах для статского советника Безобразова. По другим сведениям – для чиновника Казенной палаты, губернского секретаря Дмитрия Егоровича Хотянова.
В 1870-х годах усадьбу приобрел…
…Московский купец, торговец сукном Александр Иванович Лыжин
По его заказу в 1875-1878 годах архитектор Александр Лаврентьевич Обер перестроил усадебный дом. Правда, в этой истории присутствует некоторая путаница с датами и упоминается некий купец Карташев, и заказ перестройки приписывают ему. При желании всегда можно закопаться в архивах и лично исследовать этот вопрос, однако сегодня интересней, мне кажется, другое.
Александр Иванович поселился здесь не только со своей семьей, но и разместил в усадьбе персонал собственного Торгового дома, что располагался на Ильинке – приказчиков, конторщиков и даже некоторых торговцев. Любил негоциант держать всё под присмотром. И даже ключи от всех комнат, складов и чуланов непрерывно хранил при себе.
Усадьба была обширна, в нее входили, помимо главного дома, богатый сад, склады, амбары и прочие постройки и пристроечки. А во флигелях поселились семейства замужних дочерей Лыжина.
Лыжин-старший скончался незадолго до наступления нового века, и его имение, Торговый дом и суконную фабрику в подмосковной Ивантеевке разделили между собой наследники.
Усадьба на Остоженке досталась младшему сыну промышленника Владимиру Александровичу.
Вскоре аккурат через дорогу от нее Лев Николаевич Кекушев затеял строительство собственного дома, и новый владелец имения также решил…
…Заказать перестройку своего наследства
На самом деле, капитально перестраивать здание не стали. Кекушев лишь переоформил его фасад, украсив богатой лепниной, и объединил дом и две пристройки справа и сзади от него в единый массив (9 фото).
И львиных изображений – «автографов» мастера – здесь, разумеется, множество (5 фото).
Рассказывают, что младший Лыжин за то время, пока велись строительные работы, сдружился с архитектором, будучи с ним почти ровесником. Неудивительно, что Ивантеевскую фабрику Лыжиных впоследствии перестраивал также Лев Кекушев, превратив старые цеха в шедевр промышленной архитектуры.
Лыжин владел усадьбой до 1917 года.
После революции в доме открылся детский садик. Роскошные интерьеры быстро исчезли, а со временем и внешний облик особняка утратил былую красоту.
Все вернулось на прежние места после реставрации в 2006 году. А сам усадебный дом признали объектом культурного наследия регионального значения.
(3 фото)
В 2022 году особняк был приобретен в частную собственность, как свидетельствуют, за 4,1 миллиарда рублей. И, как свидетельствуют, нынешний его владелец – большой поклонник Льва Николаевича Кекушева. Поскольку описаний былых интерьеров дома не нашлось, нынешние оформили по образцу интерьеров других домов, что выстроил зодчий.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.
Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!