Найти тему
Navygaming Channel

От перемены флага - мощь флота не меняется (1)/ К судьбе черноморских подводных лодок Российского императорского

События революции, Гражданской войны и интервенции в последние 25-30 лет часто вызывали острые обсуждения и споры. Выбор сторон гражданского конфликта, оценка правовой стороны действий красных и белых войск, обоснованность и необходимость террора и жестокости с обеих сторон не редко являются серьезными основаниями для того, чтобы участники "дискуссий" переходили границы общепринятого общения, с агрессией и взаимными оскорблениями. Это не способствует ни достижению единого мнения на прошлые события, ни выяснение новых фактов, деталей и подробностей в истории прошлого. У меня есть собственный взгляд и собственная оценка на этот исторический период в развитии России, однако попробую ими не злоупотреблять, предоставив читателям самим выбрать сторону. История страны - такая как есть, мы можем только помнить ее, знать и делать выводы

К концу Первой мировой войны русский флот обладал достаточно крупными подводными силами. Часто встречается упоминание, что к 1916 году в состав Российского императорского флота входило 55 подводных лодок разных типов. И подводным кораблям, как и их "надводным" соратникам пришлось вдоволь хлебнуть испытаний на своем боевом пути.

К началу 1917 года в Российском Императорском Флоте имелись два крупных соединения подводных лодок (места сосредоточения) - на Балтике и на Черном море. И при общей схожести сценариев развития события, условия ведения ими боевых действий заметно отличались друг от друга. За три года войны «балтийцы» потопили не более десятка транспортов противника. Февральская революция резко и жестко "прошлась" по Балтике, сразу снизив боеготовность флота за счет падения морально­го духа, убийства многих офицеров и естественного ухудшения техни­ческого состояния кораблей. Моряки охотно внимали революционным лозунгам - этого было не сложно добиться, пока боевые корабли стоят в замерзших базах, рядом с крупны­ми городами, полными агитаторов.

В конце мая 1917 года, открывая компанию, в море вышел «Барс», причем без инженер-механика на борту, чего раньше просто быть не могло. Из этого боевого похода подводная лодка, ставшая головной для самой большой серии русских подводных лодок того времени, не вернулась.

Русская подводная лодка "Барс"
Русская подводная лодка "Барс"

Статистика сложилась печальная, судите сами. Если с августа 1914 года потеряна всего одна «Акула», то теперь все более редкие выходы сопровождались тяжелейшими боевыми потеря­ми. С моря не вернулись «Барс», «Гепард», «Львица», «АГ14». Причем, потеряв 4 корабля, подводники могли похвастаться потоплением лишь небольшого транспорта. В этих условиях походы прекратились сами собой.

Балтийская подводная лодка "Львица"
Балтийская подводная лодка "Львица"

На Черном море события сложились по иному. Если в 1914 году флот имел две устаревшие лодки, то к 1917-му вошедшие в строй субмарины развернули широкую войну на коммуникациях. Число по­топленных парусников, фелюг и барж исчислялось сотнями, и конечно, боевой дух подводников был совсем иной. Господство на море позво­ляло частенько не топить, а захватывать и приводить в свой порт судно противника. Причем, это не всегда были парусный шхуны, экипаж "Тюленя" как то привел турецкий пароход!

Подводная лодка "Тюлень" ведет на буксире захваченную шхуну
Подводная лодка "Тюлень" ведет на буксире захваченную шхуну

К тому же на черноморцев, как можно встретить мнения в литературе, оказывали влияние два факто­ра. На флоте большой процент личного состава набирался из малороссийских крестьян, которые в силу своей психологии были менее поддающимися револю­ционным идеям и более внимательно прислушивались к своим ко­мандирам, чем рабочие европейских губерний, составлявшие костяк балтийцев. Второй фактор - огромный личный авторитет адмирала А.В.Колчака. Все моряки ощущали, что с приходом нового командующего флот активными минными операциями пресек деятельность как надвод­ных, так и подводных кораблей противника.

К тому же у черноморцев не случалось длительных перерывов в боевой деятельности. В море экипажи больше думали об опасности со стороны противника, чем о «нереволюционном» поведении офицеров. Особенно это касалось подводников, у которых уставные рамки субординации всегда несколько стирались. Ни на каком надводном корабле командир не мог знать в лицо весь экипаж. Зато на подлодках боевые командиры просили кон­структоров не делать отсечные переборки (интересное пожелание, не находите?), чтобы можно было конт­ролировать действия каждого моряка.

В том же октябре 1917 года, когда Балтика уже просто кипела, на Черном море продолжались боевые походы. За год подводники пото­пили 92 плав. единицы противника, что резко отличалось от балтийских "достижений". Последний поход черноморская лодка выполнила все в том же октябре; новая субмарина «Гагара», построенная только в июне, совершила вы­ход с 18 по 27 октября и 25-го артиллерийским огнем загнала на берег и уничтожила пароход.

Российская подводная лодка "Гагара" на стапеле в Николаеве
Российская подводная лодка "Гагара" на стапеле в Николаеве

Конечно, все усиливающаяся разруха и разрыв хозяйственных связей, схем поставок сказывались на техническом состоянии лодок. К ноябрю-декабрю в Севастополь приехало уже достаточное количество представителей побе­дившей власти, чтобы успешно довершить разброд в умах моряков. И это удалось, организация боевой службы распалась. Но все же определенные работы на новых кораблях (на подводных лодках) велись, были достроены лодки «Утка», «Буревестник», строились «АГ21», «АГ 22», «Лебедь», «Пеликан».

Строительство подводной лодки типа АГ
Строительство подводной лодки типа АГ

Весной 1918 года стало известно, что немцы, несмотря на Брестс­кий мир, продолжают наступление на Украине и движутся к Крыму. Часть моряков считала возможным «украинизировать» флот и тем са­мым спасти его от кайзеровских лап.

Как пишет Э.А.Ковалев: "...Германское военное командование, маскируя свои истинные намерения, потребовало передать Черноморский флот "украинской державе". Немцы обещали не трогать корабли флота, если они поднимут украинские флаги и подчинятся украинскому командованию гетмана Скоропадского".

В апреле с целью "решения вопроса" в Симфе­рополь едет делегация, в составе которой начальник бригады подлодок контр-адмирал В.Е.Клочковский. В итоге все субмарины подняли «жовто-блакитные прапоры». Команды очень долго решали, уходить им в Новороссийск или оставаться. В итоге к 1 мая 1918 года немцы без сопротивления заняли часть северной стороны Севастополя и установили артиллерийс­кие батареи напротив входных бонов.

Контр-адмирал В.Е.Клочковский с несколькими офицерами лично вышел на разведение бонов, но как только корабли тронулись, немцы откры­ли огонь. Большие надводные корабли прорвались, "погиб" лишь один эсминец (эсминец "Гневный" выбросился на камни, но затем был восстановлен), а подводные лодки все остались в главной базе. Подводные лодки "Налим", "Скат", "Лосось", "Судак", "Карп", "Карась", "Тюлень", "Краб", "Кашалот", "Кит", "Нарвал", "Буревестник", "Гагара", "Орлан", "Утка", являясь собственностью Советской Республики, в соответствии с соглашением поступили в распоряжение Германского Адмиралтейства "до заключения всеобщего мира". Таково было официальное заявление германского командования. На самом деле немцы просто захватило все корабли флота, 4 мая немцы подняли на оставшихся кораблях свои флаги, причем подводные лодки «Буревестник», «Орлан», «Утка», «Гагара» зачислены в состав германс­кого флота под названиями US 1-4 соответственно, а это были самые новые субмарины.

"Орлан» перед спуском в воду, Николаев, 1917 год
"Орлан» перед спуском в воду, Николаев, 1917 год

Еще летом 1918 года началось организованное сопротивление большевикам на Юге России. В августе Добровольческая армия заняла Но­вороссийск и получила выход в Черное море, и именно из этого порта началось создание белого флота на Черном море. К осени Германия, убедившись в во­енном поражении, начала переговоры с союзниками о завершении вои­ны. 8 ноября 1918 года германский адмирал Гофман передал корабли представи­телям Украины, в числе которых был и контр-адмирал В.Е.Клочковский. Все черноморские субмарины в Севастополе подняли желто-голубые флаги.

Успехи Добровольческой армии росли, и 24 ноября на мачтах кораблей вновь затрепетал флаг с голубым косым крестом. Однако не надолго. В тот же день на рейд Одессы вошел английский крейсер, а через два дня - французский, затем появилась международная эскадра. Прибывшие союзники потребовали спустить Андреевский флаг. Надводные корабли увели в турецкие порты, а субмарины, с которых сняли весь боезапас, официально считали под украинской юрисдикцией.

В декабре 1918 года группа из 8 морских офицеров, получив полно­мочия от белогвардейского Морского Министра вице-адмирала Гераси­мова, отправилась из Новороссийска в Севастополь на поиски боевого корабля. Украинские подводные лодки не выходили в море, но ими активно "занимались", так 23 января морской министр Украины своим приказом переименовал достраивающиеся в Николаеве «Лебедь» и «Пеликан» в «Карася» и «Щуку». Целесообразность и обоснованность переименования этих субмарин в то время - мне не ясны.

Подводная лодка "Пеликан" ("Карась") после ее подъема ЭПРОНом
Подводная лодка "Пеликан" ("Карась") после ее подъема ЭПРОНом

Зимой 1918/19 года первый белый корабль, вооруженный ледокол «Полезный» выходил на прикрытие войск в районе Арабатской стрелки и на Ак-Монайской позиции.

Согласно боевого расписания ЧФ белых на 1919 год в Севастополе находились: "Тюлень" - действующий флот; "АГ-21", "Буревестник", "Орлан", "Гагара", "Утка", "Нерпа", "Нарвал", "Кит", "Кашалот" - суда резерва; ликвидируются: "Краб", "Скат", "Карась", "Карп","Налим", "Лосось", "Судак"; В Николаеве в достройке - "Лебедь", "Пеликан", "АГ-22", "АГ-23", "АГ-24", "АГ-25", "АГ-26". Правда уже в марте "Нерпа" и "АГ-23" перешли "в руки" красного Украинского фронта при захвате Николаева.

Напоминаем, что о судьбе черноморских "агешек" вы можете найти подробности в статьях на канале, например ТУТ. Или вот ЗДЕСЬ.

Как оказалось, серьезной проблемой оказался вопрос комплектования экипажей кораблей. К примеру, экипаж подводной лодки типа «Барс» состоял из 47 человек, однако набрать такое небольшое количество добровольцев - оказалось вполне реальным делом. Поэтому среди первых "белых" действующих кораблей оказалась и подводная лодка.

В тот период весь «Добровольческий» флот свелся к трем кораблям – ледоколу «Полезный», канонерской лодке К-15 и подводной лодке «Тюлень». Именно она в период зимы 1918 - весны 1919 годов выходила в тот же район, что и ледокол.

Для справки: ледокол (его иногда называют ледорез) реквизирован в новороссийском порту Добровольческой армией. Вооружен двумя 75-мм орудиями (на корме). Командир капитан 2-го ранга С.И.Медведев, старший офицер старший лейтенант А.Ваксмут, артиллерийский офицер лейтенант С.Ильвов, штурман лейтенант Тихомиров. По сути, "Полезный" - мореходный буксир, который мог плавать в тонких льдах, имея скругленный в подводной части форштевень и прочную обшивку, был оборудован носовой и кормовой дифферентными цистернами.

Походы выполня­лись продолжительностью 2-3 дня и скорее носили характер моральной поддержки, хотя надо отметить, что в гражданскую войну подводные лодки очень широко применяли свою палубную артиллерию при стрельбе по берегу. В армейских частях редко использовался калибр более трех дюймов, а лодка несла две 75 мм пушки, причем более дальнобойные, чем сухопутные, которые служили серьезным аргу­ментом для любого противника. Выполняла эти походы лодка "Тюлень" под ко­мандой капитана 2 ранга В. Подгорецкого.

Подводная лодка "Тюлень" (после 1917 года)
Подводная лодка "Тюлень" (после 1917 года)

Весной 1919 года слабые белые части начали отступать, вместе с ними уходили и англичане. Они очень беспокоились о русских субмари­нах. В середине апреля около Севастополя затоплено сразу 13 подвод­ных кораблей, причем семь из них новейшие – «Краб», «Нарвал», «Кит», «Кашалот», «Гагара», «Орлан», «АГ 21» (также были затоплены - "Налим", "Скат", "Лосось", "Судак", "Карп", "Карась"). Около Одессы пошли на дно недостроенные «Лебедь» и «Пеликан», которых не спасли украинс­кие названия. Насколько значителен урон подводному флоту, можно судить из того факта, что к ноябрю 1917 года всего в Российском Флоте насчитывалось 35 субмарин в строю и 11 в постройке.

Специалисты ЭПРОНа внутри поднятой со дня подводной лодки "Пеликан", 1924 год
Специалисты ЭПРОНа внутри поднятой со дня подводной лодки "Пеликан", 1924 год

Лодки, на которых были экипажи, союзники не тронули - это были «Утка», «Тюлень», «Буревестник», они ушли из Севастополя (который временно захватили красные войска) в Новороссийск, но торпедный боезапас англичане смогли уничтожить, чтобы обезопасить свои корабли в первую очередь. Все это время белые лодки не имели морского противника, выполняли походы на разведку и поддержку блокады Одессы после ее захвата красными войсками.

В июле 1919 года англичане официально вступили в военные действия против Советской России, вскоре белая армия захватила порты Азовского моря и Севастополь. Уцелевшие на тот момент русские подводные лодки смогли вернуться из Новороссийска, но англичане специально просили ограничить действия подводных сип, чтобы избежать ошибочного потопления своего корабля, так как считали, что вот-вот войдут в строй подлодки, которые их противники достраивают в Николаеве. Все же походы продолжались, так 1 августа «Тюлень» сменил на позиции у Одессы «Утку».

Русские подводные лодки типа АГ и типа "Барс", захваченные немцами в Севастополе
Русские подводные лодки типа АГ и типа "Барс", захваченные немцами в Севастополе

В этот период подводные силы белой армии значительно пополнились и вновь захваченными в Николаеве подводными лодками типа "АГ". Уже в сентябре 1919 года две "агешки" (АГ-22 и АГ-23) были зачислены во 2-й ранг судов ВС Юга России. Более того, в ближайшее время была поставлена задача (по плану развития ЧФ белых) иметь в своем составе 6-10 боеготовых подводных лодок. Для этого решили ввести в строй "АГ-22", достроить (собрать) "АГ-23", "АГ-24", "АГ-25", "АГ-26", отремонтировать имеющиеся три "барса" ("Утка", "Тюлень", "Буревестник"), подготовить резерв подводников для укомплектования команд.

Планов было много, но не всем им было суждено быть реализовано.

Окончание следует.

Окончание уже ЗДЕСЬ