Продолжаем историю использования американских лодок типа "Американский Голланд" в составе советского флота. После трагических событий Первой мировой, революций и интервенции часть лодок, поставленных в Россию удалось сохранить, причем все эти лодки сохранились только на Черном море. И вскоре они вошли в состав советского Черноморского флота, и вскоре приняли участив в войне...
Итак, как мы помним, на Черное море было доставлено шесть единиц подводных лодок, из которых первыми были собраны АГ-21 и АГ-22, но это "оперативность" не пошла им на пользу: первую - затопили на внешнем рейде Севастополя, а вторую увели в Бизерту. Однако оставшиеся боевые единицы также начали постепенно вводить в строй, первой стала АГ-23, а вскоре подоспели и ее "сестрички".
7 апреля (по другим данным - 2 апреля) 1921 года была спущена на воду АГ-24, флаг поднят 16 июня 1922 год, но достройка лодок встречала все большие трудности, так как не хватало деталей. приходилось использовать комплектующие из комплектов других лодок, или изготавливать заново (когда это было возможным).
Как следствие, пятая лодка - АГ-25 была спущена на воду только 5 апреля 1922 года, и этому поводу Наркомвоен (по современному министр обороны) М.В.Фрунзе отозвался специальной телеграммой, подчеркивая значимость события. В феврале 1923 года спустили на воду, шестую, АГ-26, которая вошла в строй 11 июля того же. Значение завершения строительства подлодок было так велико, что ряд судостроителей был удостоен награждения в 1923 году орденом Трудового Красного Знамени Украины.
По мере вступления в строй подводные лодки начинали интенсивно использоваться в частности, чтобы «показать флаг». В ноябре 1921 года М.В.Фрунзе во главе делегации посетил Турцию. Из Батуми в Самсун делегация шла на плавбазе подлодок "Георгий" (У П.В.Боженко - «Святой Георгий») и ее сопровождали АГ-23 и АГ-24. Всего «американские» лодки ходили в Турцию 15 раз, в том числе и зимой, один из последних походов был выполнен в 1929 году. Такое интенсивное использование и сборка с использованием некачественных заменителей пропавших деталей приводили к авариями частым ремонтам. Так АГ-24 ремонтировалась в 1927-1928 годах, АГ-23 в 1928-1929 г. и т.д.
Для справки: плавбаза "Георгий" - пароход "Ниа Седерхами" (Швеция) постройки 1886 года, мобилизован на Дунае в апреле 1915 года. Функции плавбазы выполнял с 1 сентября 1920 года до 3 марта 1922 года.
Но лодки не только использовались для "дипломатических" задач, они интенсивно проводили боевую учебу, выходили в море почти каждый день. Правда говорить об учебе "максимально" приближенной к боевым условиям сложно, в силу недостатков в обеспечении этой боевой подготовки. Одной из главных проблем было малое количество торпед, по данным В.В.Костриченко их было 16 штук образца 1910 года, их тщательно берегли и стреляли только на малых глубинах. Выпускалась одна торпеда с дистанции 4-5 кбт, а если дистанция стрельбы была большей, то атака считалась плохой. При дистанции стрельбы в 10 кбт и выше атака считалась "нулевой" (не знаю как для кого - а для меня "повеяло Цусимой").
Совместных действий лодок не отрабатывалось, приборы для связи в подводном положении отсутствовали. Как то так. Но командиры лодок в порядке личной инициативы увеличивали дистанцию стрельбы старались отрабатывать залповую стрельбу и варианты прорывов в базу "противника" под водой. Не обходилось и без происшествий.
Так, 3 апреля 1930 года лодка «Шахтер» (А-1) по вине вахтенного штурмана столкнулась с пароходом «Эльбрус» и у нее оказалась разбита крышка торпедного аппарата, свернута верхняя часть форштевня влево. На помощь пришел «тезка» эсминец «Незаможный» (с 31.12.1922 года до 12.6.1923 года лодка носила имя «Незаможный», которое передала эсминцу) и буксир «Язон». В ходе буксировки «агешка» навалилась на эсминец и рассекла ему обшивку горизонтальными рулями.
Для справки: по данным В.Костриченко, в этих последствиях больше виновата даже не "агешка". Как потом установили, в результате резкого рывка давшего средний ход на крутой волне эсминца, "Шахтер" навалился на его кормовую часть и рассек ему обшивку корпуса горизонтальным рулем, а себе погнул баллер правого носового руля. На устранение повреждений потребовалось три недели заводского ремонта.
А вскоре подошло неожиданное пополнение. В 1926 году Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения (ЭПРОН) при очистке акватории Севастополя обнаружила АГ-21 (первую лодку из первой "черноморской партии"). Лодка лежала на глубине 50 м с креном 40°. Подъемные работы оказались не простыми, но с нескольких попыток 21 мая 1928 года этого «Голланда» все же подняли на поверхность. Вообще, ЭПРОН поднял почти все из 11 затопленных интервентами субмарин, но только АГ-21, пролежав 9 лет на дне, оказалась пригодной к восстановлению. Может здесь все дело в качестве американского производства?
30 декабря 1930 года новый корабль страны Советов под названием «Металлист» вошел в состав военно-морского флота, и 3 февраля 1931 года получила наименование "Металлист" с бортовым номером "16" (шестая лодка первого дивизиона) .
Однако судьба подвергла лодку еще одному жестокому испытанию. 8 июня 1931 года в результате неправильных действий командира лодки Михаила Ивановича Бебешина субмарина столкнулась с эсминцем «Фрунзе» и затонула. Через два дня ее подняли, за счет конструктивных особенностей в корпусе уцелела воздушная подушка и это позволило сохранить жизнь трем членам экипажа, еще шесть человек успели спастись сразу после таранного удара эсминца. Всего погибло 23 человека, которых похоронили в братской могиле на севастопольском кладбище Коммунаров.
«Металлист» снова отправился на судоверфь и в третий раз 1 января 1932 года над его рубкой взвился военно-морской флаг.
К лету 1931 года дивизион подводных лодок был развернут в бригаду (на Черное море стали прибывать новые советские субмарины), лодки типа АГ составили 2-й дивизион этого соединения. Но несмотря на то, что со стапелей судостроительных заводов сходили все новые и новые советские подводные лодки, «агешки» сохраняли свою боеспособность, мореходность. И активно использовались.
За этот период корабли сменили много названии, вначале революционных: "Товарищ Троцкий", "Товарищи Луначарский", "Товарищ Каменев", затем пролетарских «Шахтер», «Металлист» и т.д. и наконец 15 сентября 1934 года подводные лодки этого типа стали "безликими" - А-1, А-2 до А-5, при этом продолжая много плавать. Так А-2 (АГ-24) с 17 по 31 декабря 1934 года пробыла в море, пройдя в надводном положении 1498,6 и под водой 100,2 мили. Лодка оказалась первой из черноморских, которая вдвое перекрыла свою автономность.
Для справки: смена наименований подводных лодок данного типа проходила в следующей последовательности: АГ-23 - "Незаможный" - "Шахтер" - А-1; АГ-24 - "Им.тов.Луначарского" - "Коммунист" - А-2; АГ-25 - "Марксист" - А-3; АГ-26 - "Политработник" - А-4; АГ-21 - "Металлист" - А-5. В источниках упоминается и АГ-26, которой присваивали наименование "Товарищ Каменев", а название "Товарищ Троцкий" ("Имени товарища Троцкого") часто соотносят и с АГ-23, и с АГ-25. Вообщем с революционными названиями еще надо разбираться, )).
И все же время брало свое, А-1 и А-2 ремонтировались в 1932-1934 годах, А-3 и А-4 - в 1934 и 1935 годах, А-5 - в 1936-1938 годах. Но в сентябре 1939 года, в период начала Второй Мировой войны, старые лодки типа «АГ» вместе с новыми были развернуты по-боевому в море. Самым примечательным событием этого периода стало столкновение в 1940 года А-1 с эсминцем проекта 7, после которого, отделавшись сломанным перископом, она встала в ремонт. Вообще корабль пользовался дурной славой, еще в феврале 1940 года (по данным П.Боженко - в 1938 году) он сел на мель и пришлось организовывать целую экспедицию по спасению (по данным П.Боженко), но В.Костриченко отмечает, что А-1 сама сошла с мели.
На день 22 июня 1941 года «американские» подводные лодки входили в состав 6-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок Черноморского флота. Фактически в строю находились А-3 и А-4, так как А-2 и А-5 стояли в Севастополе в текущем ремонте, а А-1 - там же в капитальном. Как подчеркивается в официальных источниках, лодки без сомнения относились к устаревшим, но благодаря грамотной эксплуатации механизмов и удачной конструкции, оставались в боевом составе флота, правда требовали частого ремонта.
Уже в первый день войны именно «американская старушка» А-5 капитан-лейтенанта А.П.Касаткина вышла в базовый дозор в районе Поти. Дозор сохранялся в течение нескольких месяцев, так как наша разведка постоянно доносила командованию о готовности немцев произвести десантную операцию крупного масштаба. В этой ситуации «малютки» и «американки» ходили в дозор все интенсивнее. Все походы 1941 года не привели ни к одной встрече с противником. Дозор несли все лодки кроме А-1, ремонт которой затягивался. Обычно поход продолжался 7-8 суток. В начале 1942 года лодку А-1 поставили на консервацию, чтобы не отвлекать силы судоремонта от помощи пострадавшим в боях современным кораблям.
Для справки: до января 1942 года командование ЧФ, по словам В.Костриченко, применяла позиционный метод использования подводных лодок. Субмарины пассивно ожидали противника на позициях, представляющих собой прямоугольники 20х15 миль. Лодки типа "А" (тип "АГ") в этот период использовались исключительно для несения "дальнего морского дозора" у баз в Поти и Батуми! (не у Севастополя и Новороссийска, или Туапсе!). Позиции выбирались на удалении 40-90 миль от баз флота. Днем подводные лодки находились на перископной глубине, а ночью всплывали в надводное положение, ожидая приближения десантов противника. А десантов не было, как и боевых соприкосновений, а моторесурс расходовался. Кто знает, может в этом тоже заключается невысокая результативность советских ПЛ в годы войны на Черном море? Командование просто не использовало подводные лодки для активных операций, почти полгода.
Вскоре последовала цепь организационных изменений, при объединении 1 и 2 бригад подлодок в одну, все боеспособные пять единиц ПЛ типа «А» были сведены в 3-й дивизион с 12 августа, а в декабре 1942 года они были переформированы в 4-й дивизион. К концу года даже несмотря на военное время А-3 и А-5 поставили в ремонт.
В ноябре 1941 года уже все черноморские субмарины перебазировались на кавказские порты (лодки типа "АГ" изначально базировались на Поти). Из имевшихся 43 подводных кораблей 7 ремонтировалось. Более половины из 19 боеспособных составили малые лодки типов «М» и «А» и при своей автономности они не могли из кавказских портов дойти до вражеских коммуникаций. Поэтому в 1942 году созрел план перебазирования в начале части лодок типа «М», а затем и лодок типа "А" обратно в Севастополь. И для этого были основания. В отличие от 1941 года румыны и немцы резко увеличили судоходство, маршруты конвоев заканчивались в портах Украины и Крыма.
Уже 21 февраля 1942 года из Севастополя к о.Фидониси вышла лодка А-4 капитан-лейтенанта А.П.Касаткина (позиция № 32), вернулась она 3 марта, а через день в море пошла А-5 капитан-лейтенанта Г.А.Кукуй, и 17 марта 1942 года - снова А-4 (позиция № 32, коса Тузла).
Преимущества базирования на Севастополь были очевидны и 24 марта из Очамчири после ремонта туда перешла А-3, причем немцы заметили ее приближение и обстреляли артиллерийским огнем, лодке пришлось входить в свою базу под перископом и под прикрытием дымзавесы с катеров охранения (всплыла только у причалов адмиралтейских складов в Южной бухте).
28 марта с моря вернулась А-4, а уже 29 в первый боевой поход пошла А-3 капитан-лейтенанта А.С.Цурикова в северо-западную часть Черного моря. Все эти походы не привели к встрече с противником. Наиболее перспективной считалась позиция у Одессы. Первой 4 апреля туда вышла М-113, позднее по предложению командира севастопольской группы подводных лодок капитана 3 ранга Л.П.Хияйнена на эту позицию были направлена лодки типа «А».
Уже 11 апреля капитан 3 ранга К.И.Чебышев подвел свою А-2 к Одессе, сменив М-113; 23 апреля 1942 года на смену А-2 в море вышла А-3 (позиция № 31). Лодка А-3 обнаружила транспорт, но не смогла его атаковать из-за мелководья.
Подводники наблюдали движение небольших шхун и барж, буксиров и подобных малых плавсредств. Первой лодкой встретившей неприятеля, стала А-2. 7 мая 1942 года К.И.Чебышев вышел в море и 11 мая встретил конвой из двух транспортов в охранении трех сторожевиков, но командир маневрировал так непродуманно, что противника упустил. 22 мая А-2 вернулась из очередного похода, а через 5 дней в Севастополе ее повредило авиабомбами. Вблизи разорвалось две 250-кг авиабомбы, а ограждении рубки, надстройке и правом борту А-2 насчитали около 120 пробоин от осколков, в том числе 9 - в прочном корпусе. Из строя вышел перископ и его подъемное устройство, трубопровод осушения цистерн главного балласта. Пришлось уходить в Очамчири на ремонт, так А-2 и не удалось открыть боевой счет "голландов".
Первой из "американских старушек" удалось отличиться А-3.
Она вышла на позицию 25 мая 1942 года. Через три дня капитан-лейтенант С.А.Цуриков заметил рыболовный сейнер, пристроившись к нему он прошел на рейд и заодно разведал фарватер. В 44 кбт к востоку от Воронцовского маяка лодка легла на грунт. На рассвете, всплыв под перископ, командир заметил три катера, которые вели противолодочный поиск. А-3 снова легла на грунт, за брекватером виднелись мачты и надстройки транспортов, а маневр катеров ясно говорил, что очень скоро пойдет конвой. Ожидание оказалось трудным, на мелководье вода прогревалась, в лодке было очень жарко и душно, но скоро 13 часов ожидания закончились. В море двинулись два транспорта ("Ардеал" - 5695 брт, "Сулина" - 3495 брт) в охранении 4 катеров, с моря подходили еще три катера. До последнего момента субмарина лежала на грунте. Когда расстояние до цели сократилось 20 кбт капитан-лейтенант начал свой маневр сближения.
Конвой следовал из Констанцы в Херсон и сделал остановку в Одессе. О присутствии лодки не подозревали, поэтому Цуриков за 35 мин подошел на 3,5 кбт (вообщем как учили ранее) и в упор выстрел 2 торпеды. Одна из них взорвалась через 8 сек у борта румынского транспорта «Сулина» (5650 брт). Облегченная на вес двух торпед лодка дала дифферент на корму, коснулась грунта и показала нос над водой.
Хотя убойная сила 45-см торпеды считалась в два раза ниже, чем 53-см, здесь ее оказалось достаточно. Цуриков приказал срочно принимать балласт, в итоге лодка легла на грунт прямо в точке залпа. К счастью даже после такой ошибки не наступили последствия. То ли румыны не заметили лодку и посчитали происшедшее подрывом на мине, то ли побоялись бросать бомбы, так как груз транспорта, состоящий из боеприпасов, мог взорваться. Одним словом, вскоре победители тихонько снялись с грунта и ушли в море.
Для справки: транспорт "Сулина" перевозил боеприпасы, два орудия, 4000 т овса и 510 т пшеницы. Транспорт затонул на мелководье, оставив на поверхности часть борта в носу, мачты, надстройку, при взрыве погибло 10 человек, катерами охранения спасено 97.
3 июня 1942 года на горизонте показались еще 4 транспорта, но между ними и лодкой А-3 оказалась мелководная банка и стрелять торпедами было невозможно. 6 июня корабль вернулся в Севастополь со своей первой победой!
На другой день в тот же район к Одессе вышла А-5, 11 июня с лодки обнаружили конвой в составе 2-х транспортов, 2-х быстроходных десантных барж и 3-х вооруженных буксиров. Командир осторожно повел лодку на сближение, район атаки располагался у Одесской банки, можно было сесть на мель. С расстояния 3,5 кбт старший лейтенант Г.А.Кукуй выстрелил торпеду и сразу ушел на глубину 18 м. Раздался взрыв, румынский пароход "Ардеал" перевозил имущество Люфтваффе и получил прямое попадание. Командир А-5 не видел, как торпеда попала в борт румынского транспорта «Ардеал» (5695 брт), который в тот момент ходил под германским контролем. Транспорт отвернул от курса, приткнулся к мели и затонул. После атаки катера эскорта (по данным П.Боженко - БДБ) сбросили 21 глубинную бомбу, повредив лодку.
Для справки: Григорий Аронович Кукуй - родился 25 ноября 1908 года в слободе Антоновка Кричевского района Могилевской области, Белоруссия, еврей, член ВКП(б) с 1928 года. В РККФ с 1932 года. Капитан-лейтенант (29 июня 1942). Образование: ВМУ им. Фрунзе (1937), отделение помощников командиров ПЛ Высших специальных курсов командного состава при Учебном отряде подводного плавания им. Кирова (1940). Служба: командир БЧ-3 ПЛ «Щ-202»; помощник командира «Щ-201»; командир «А-1». Начало Великой Отечественной войны встретил в должности командира ПЛ А-5, старший лейтенант. Командовал «А-5» в 9 боевых походах. С октября 1942 года - командир Щ-212, в первом же боевом выходе погиб вместе со своим кораблем.
Награжден орденом Красного Знамени (1942).
Интересно, что корабли эскорта постоянно охраняли «Ардеал», и добить цель не удалось, хотя ремонт на месте длился полтора месяца, затем его стащили с мели и увели в заводской ремонт.
Что касается подводной лодки А-5, то в результате бомбежки был поврежден машинный кингстон, в отсек дизелей стала поступать вода, сорвало с фундамента электродвигатель шпиля, вышел из строя электродвигатель вертикального руля и т.д. Лодка провела пять часов на дне, после окончания бомбежки, затем всплыла и ушла из района атаки под дизелями. Причем она продолжила крейсерство, устраняя повреждения прямо в море, и только 20 июня 1942 года возвратилась в Туапсе, откуда перешла на ремонт в Очамчири.
Война продолжалась, и "агешки" показывали себя достойно.
Окончание следует.
Источники: Кузнецов, Л. Подводные лодки типа "АГ"/Л.А.Кузнецов// Гангут, № 119. - 2020. - С.3-34; Костириченко, В. Подводные лодки типа "АГ" на Черном море/В.В.Костриченко, А.Ю.Царьков// Морская кампания, № 4(25) - 2009.- 64 с.; Боженко, П. Участие подводных лодок типа "АГ" в Великой Отечественной войне/ П.В.Боженко//Тайны подводной войны, № 2 - 1996. - С.16-28.; материалы сети Интернет.