Уверен, что наших читателей не ввело в заблуждение название, и никто не ожидает здесь узнать "сенсационные новости" о том, как подводные лодки ВМС США через "турецкие и сирийские" степи прошли к Черному морю. Конечно же речь пойдет о подводных лодка типа "Американский Голланд", и о том как эти лодки принимали участие в Великой Отечественной войне в состfве советского Черноморского флота.
Как бы не было удивительно, но это факт - на Черном море были американские подводные лодки, правда, более правильным будет сказать лодки построенные по американскому проекту в Канаде, )). Вообще, "американские" подводные лодки появились на Черном море в результате длинной цепи событий, начавшихся более 100 лет назад, причем на "волне" повышенного интереса к этому новому виду морского вооружение. К началу Первой Мировой подводные лодки уже не были чем то экзотичным или неожиданным для военных моряков по всему миру, другое дело, что уже в начальный период Великой войны моряки всех стран, oсобенно англичане, с большим изумлением вынуждены были признать что странные «жестянки» нелепой формы, которые могут нырять под воду - новое мощное морское оружие. Как мы знаем, британцам для этого потребовалось потерять три броненосных крейсера в течение одного часа.
Оценив результаты военно-морские руководства воюющих держав сразу заинтересовались новым классом боевых кораблей. Подводные лодки сразу стали востребованы, причем их понадобилось сразу много: для разведки, для охоты за вражескими кораблями, для охраны своих берегов и т.д. Что касается Великобритании, то вне всяких сомнений она считалась одной из наиболее промышленно развитых стран мира, и с кораблестроением у нее тоже было все в порядке, но и ее индустрия не могла создать в короткий срок значительного числа технически сложных подводным кораблей. Проблема усложнялась и тем, что помощь в этом не могла оказать ни одна европейская страна, так как она или уже воевала сама, либо провозгласила нейтралитет. Невозможно было даже купить готовые субмарины у тех стран, которые согласились бы их продать. Согласно решения Женевского трибунала от 1872 года ни одна страна не может принимать заказы или передавать уже готовые корабли любой другой стране, находящейся в состоянии войны.
В тоже время, за океаном находилась промышленная держава, которая не участвовала в войне, и у которой имелись возможности для оказания помощи "заинтересованным лицам". Так что выход был найден и в это свою роль сыграли США, но выход был довольно неожиданным. В то время американская фирма "Электрик Боут и К" разрабатывала и строила подводные лодки по проектам известного конструктора Джона Филиппа Холланда (Голланда?), и к началу войны ей был создан достаточно удачный проект, по которому для американского флота была построена подводная лодка SS-28 "Си Вулф".
И именно лодки этого проекта заинтересовали англичан, но правительство США категорически запретило фирме строить подводные лодки для Великобритании на территории США. Но разве что-то могло остановить предприимчивых американских бизнесменов! Используя "лазейки в законодательстве" представители американской фирмы предложили англичанам следующий вариант: компания "Электрик Боут" обеспечивает изготовление на своих судостроительных заводах частей корпусов и внутреннего оборудования субмарин и доставляет на территорию Канады, которая являлась Британским доминионом. И уже на территории Канады должна была производиться окончательная сборка субмарин, так и решили! Для достройки британцы выбрали канадскую верфь "Виккерс", которую перестроили для данных целей. И дело закипело! Англичане заказали десять подводных лодок данного типа, который получил обозначение "Н" (по фамилии конструктора), а лодки - стали называться "нелегальными", а детали самой сделки держалась в строгой тайне. Но главное работы велись очень быстро, по контракту за 10 месяцев американцы должны были построить 10 лодок, причем первые 4 через 5,5 месяцев. И уже осенью 1915 года все субмарины типа "Н" совершили самостоятельный переход через Атлантику. Субмарины показали прекрасную мореходность и хорошую обитаемость, что послужило великолепной рекламой. В дальнейшем Англия заказала для себя еще 10 кораблей, одновременно развернув строительство и у себя по лицензии.
Несмотря на "секретность" данного заказа, посчитали необходимым приобрести такие же корабли и другие страны Антанты, в частности Россия и Италия. Здесь надо отметить, что русское Морское министерство и моряки русского флота уже были знакомы с американскими лодками данного конструктора, в частности еще до войны в составе Российского Императорского флота уже находилось двенадцать "голландов" - шесть подводных лодок типа "Сом" ("Голланд 7р"), три подводные лодки типа "Нарвал" ("Голланд 31А") и три ПЛ "типа 13" ("Голланд 27Б"). И в целом качество американской постройки, надежность механизмов и ходовые качества не вызывали особых нареканий у русских моряков, плюс хорошие отзывы о "атлантическом переходе" британских лодок. В результате Морское министерство сначала заказало пять подводных лодок (проект 602F) для Балтийского флота.
Постройка в Ванкувере, доставка и страховка до Владивостока оценивались в 3712500 долларов (каждая ПЛ - по 742500 долларов) или 7239375 рублей, а сборка в России (с учетом всех видов снабжения) - 1340250 рублей. Подводные лодки разобранными доставлялись во Владивосток, оттуда их отвезли на Балтику в Петроград по железной дороге, где на Балтийском заводе была проведена их сборка.
Хорошее качество и благополучная доставка первой партии подводных лодок типа "АГ" побудили Морское министерство осенью 1916 года (два) и весной 1917 года заключить еще три контракта на поставку еще 12 аналогичных ПЛ (общая сумма 28872000 рублей без учета затрат на сборку). Причем первые шесть подводных лодок относились к типам "602 - GF" (три) и "602-L" (три) и предназначались для Черноморского флота, остальные шесть (тип "602 - R") намечалось разделить между Балтийским флотом и флотилией Северного Ледовитого океана.
Эти "американские" подводные лодки в России получили официальное название АГ (сокращенное от слов «Американская Голланда») с прибавлением номера. Соответственно пять ПЛ («АГ-11-15») попали на Балтику, а другие шесть («АГ- 21-26») - на Черное море.
А вот с последняя партия из шести субмарин, заказанных весной 1917 года, так и не добралась до России. Эти подводные лодки были построены и уже готовились к отправке, но из-за революционных событий в России американское правительство сначала отложило отправку, а потом совсем ее запретила. В итоге эти шесть субмарин вошли в состав американского флота.
Интересно, деньги вернули за них? Или простили?
Таким образом к 1917 году на русский флот получил одиннадцать подводных лодок из Америки, и если конструктивно они имели мало отличий, то их судьба отличалась кардинально. Все пять балтийских лодок вошли в строй в 1917 году, совершили ряд боевых походов, одна из них АГ-14 (командир - старший лейтенант А.Н. фон Эссен, сын бывшего командующего Балтийским флотом адмирала Н.О. фон Эссена) погибла в районе Либавы, остальные были взорваны весной 1918 года в Ханко, чтобы не достались наступающим немцам. А вот черноморским "голландам" довелось прожить очень долгую и достаточно бурную жизнь, в которой было много разных событий, хороших и плохих. И об этом давайте подробнее, )).
Официально три первые черноморские субмарины: АГ-21, АГ-22, АГ-23, были включены в списки флота 9 марта 1917 года. Их сборка началась на Николаевском отделении Балтийского завода (позднее "Ремсуд"). По планам предполагалось что эти три лодки войдут в состав флота уже летом 1917 года, но этим планам не суждено было сбыться. Правда в том же 1917 году АГ-21 была спущена на воду, но достроена только в 1918 года и принять участие в Первой Мировой войне не успела. Вторая лодка АГ-22 была начата сборкой в 1917 году, но так и осталась на стапеле весь этот период.
Для справки: по данным В.В.Костриченко и А.Ю.Царькова с АГ-21 и АГ-22 в 1917 году позаимствовали два дизеля, которые передали на ремонтирующийся в Севастополе подводный минный заградитель "Краб", однако по данным Л.А.Кузнецова и П.В.Боженко дизели были взяты с АГ-26. Последний вариант представляется более правдоподобным, так как упоминаний о том, что у АГ-21 и АГ-22 в данный период были проблемы с двигателями не встречалось. С другой стороны "рядом" были не распакованные ящики с имуществом трех других "агешек"
После достройки АГ-21 ушла в Севастополь, где вошла в состав бригады подводных лодок, а АГ-22 так и осталась в Николаеве, это и определило их последующую судьбу. При приближении немцев к Севастополю большинство надводных кораблей Черноморского флота ушло в Новороссийск, но подводные лодки, в том числе и АГ-21 (успевшая поднять красны флаг), остались в Севастополе, и в мae 1918 года попали в руки моряков кайзера. Правда, несмотря на поднятый на лодке германский флаг, "американская" ПЛ не заинтересовала немцев.
После ухода немцев в конце 1918 года «американка» вроде снова "вернулась" в русские руки, но в декабре на юге России появились «союзники» - англичане и французы. Они очень хорошо ощутили на себе, что такое «угроза из глубины», поэтому первым делом взяли под свой контроль все подводные корабли бывшего Российского Императорского Флота. Англичане постарались себя обезопасить - со всех торпед сняли приборы Обри, с орудий - замки, лодки поставили на консервацию. А уже уходя из Севастополя, англичане затопили 22 - 26 апреля 1919 года затопили 11 (по другим данным -13, в том числе 12 - на внешнем рейде) русских субмарин. Так подводная лодка АГ-21 первый раз оказалась на дне морском, причем на внешнем рейде Севастополя.
Для АГ-22 была уготована другая судьба. Заняв Николаев в августе 1919 года, деникинцы продолжили работы на подводной лодке АГ-22, и в этом же году спустили ее на воду, что не удивительно, так как готовность по корпусу составляла 95%, и вскоре приступили к испытанию механизмов. В итоге в 1919-1920 годах АГ-22 смогла выполнить ряд походов под Андреевским флагом в основном с целью разведки, так как предусмотрительные англичане уничтожили все торпеды. В частности походы совершались к Одессе для поддержания блокады этого города. В ноябре 1920 года АГ-22 вместе с остальными кораблями врангелевского флота ушла в Константинополь, а оттуда в Бизерту. Там и закончилось ее существование. Лодку сдали на слом французы после 1924 года, вырученные средства пошли в уплату за долги Врангеля Франции.
Войска Красной Армии освободили Николаев 31 января 1920 года. Только через месяц 29 февраля в город прибыл В.Я.Солдатов, в прошлом генерал-майор, помощник заведующего отделом подводного плавания Главного Управления Кораблестроения РИФ. Под его руководством началась интенсивная достройка АГ-23, которая стояла на стапеле с мая 1917 года. Детали других трех подводных лодок (вторая партия) - АГ-24, АГ-25, АГ-26, частично были распакованы, частично еще оставались в американских ящиках.
В апреле 1920 года на АГ-23 был назначен первый командир А.А.Иконников, 1 июня 1920 года новая «американская лодка» была наконец спущена на воду и получила название «Товарищ Троцкий». В тот же день была заложена АГ-24, получившая название «Товарищ Луначарский», 3 августа - заложена АГ-25, а через 4 дня начались приемные испытания «Троцкого».
Для справки: В источниках эти лодки именуются и как "Товарищ Троцкий", "Товарищ Луначарский", и как "АГ-23 имени товарища Троцкого", "АГ-24 имени товарища Луначарского". В тоже время по данным В.В.Костриченко, А.Ю.Царькова наименование "Товарищ Троцкий" ("Имени товарища Тройкого") получила АГ-25. Вообщем, есть над чем голову поломать.
Для вводимых в строй лодок торпеды прислали с Балтики, причем в книге Н.П.Липатова «1920 г. на Черном море» говорится, что на этой лодке стояли торпедные трубы 21-дюймов, то есть - 533 мм калибра, а не 18 дюймов (457-мм) как на остальных лодках типа «АГ». Чтобы использовать имеющиеся 18-дюймовые торпеды в аппараты вставляли деревянные вкладыши. Возможно штатные аппараты АГ - 23 пропали или были повреждены, и союзники-англичане могли прислать деникинцам свои 21-дюймовые торпедные аппараты, так как на английских лодках, начиная с Н-21, устанавливали именно такой калибр. Такой вариант косвенно можно подтвердить тем, что более 10 таких ПЛ было прекращено постройкой в конце 1917 года, поэтому у британцев запасных частей хватало, однако данное предположение, высказанное П.В.Боженко, не подкреплено документально, и является только предположением! Кузнецов в своей статье упоминает, что торпеды АГ-23 получила благодаря вмешательству "всероссийского старосты" - М.И.Калинина, правда не уточняет где Михаил Иванович "раздобыл" эти торпеды.
В сентябре 1920 года в Николаев прибыли моряки из расформированного Каспийского дивизиона подводных лодок. Многие из них служили на балтийских «АГ», поэтому освоение материальной части не представляло большого труда. 22 сентября «Товарищ Троцкий» поднял флаг. Хотя врангелевские силы пытались помешать этому в начале октября субмарина перешла в Одессу. Этому способствовал тот факт, что еще с начала сентября проведено контрольное траление фарватера Николаев - Одесса.
Реакция "прогрессивного Запада" на ввод в строй первого советского подводного корабля на Черном море получилась грандиозной. 26 сентября 1920 года правительство Англии направило специальную ноту правительству РСФСР, в которой говорилось, что английским кораблям отдан приказ потопить эту лодку при встрече с ней. Такой "нервный ответ" не удивителен - с октября англичане начали фактическую блокаду Черноморского побережья в районе Новороссийск-Туапсе. 20 октября 1920 года англичане обстреляли и перехватили итальянский пароход «Анкона», заставив его вернуться в Батуми. В ответ правительство Италии заявило, что не признает английской блокады.
Пока шли дипломатические баталии АГ-23, перейдя в Одессу, была придана действующему отряду кораблей Северо-Западного Укрепленного района. Она совершила несколько коротких выходов в Одесский залив. 4 октября субмарина вышла в первый боевой поход, правда пока баз торпед. По возвращении 21 октября корабль официально включили в состав флота и сформированного в тот же день дивизиона подводных лодок Черного и Азовского морей.
Между тем количество советских подводных лодок продолжало увеличиваться - 23 октября была заложена АГ-26, причем факту закладки придавался государственный статус. И если на церемонии по поводу спуска на воду АГ-23 и закладке АГ-24 присутствовал нарком просвещения А.В.Луначарский, то сейчас (при закладке АГ-26) высокими гостями являлись Главком Вооруженных сил республики С.С.Каменев и нарком здравоохранения Н.А.Семашко. Не удивительно, что согласно революционной моде корабль назвали «Товарищ Каменев» (или "АГ-26 имени товарища Каменева").
Англичане отреагировали на увеличение советских подводных сил заявлением, что теперь приказ топить встретившиеся подводные лодки распространен и на Балтику. Это заявление, поставившее страны на грань войны, к счастью оказалось последним залпом дипломатической войны, которая пошла на убыль.
Для справки: Советский представитель в Лондоне Л.Б.Красин заявил: "Российская республика имеет право, подобно прочим суверенным государствам, использовать для защиты своих границ и берегов все средства, какие знает техника военного и морского дела".
Тем временем врангелевцы сразу отреагировали на появившуюся подводную угрозу (как когда-то японские корабли на появление "Дельфина" во Владивостоке). Так с июля 1920 года систематическим обстрелам с моря подвергался Очаков, занятый красными войсками. Стреляли многие корабли белогвардейского флота, в том числе линкор «Генерал Алексеев». Крейсер «Генерал Корнилов» вообще не покидал район Очакова, так как надводных сил у красных не было, да и опасаться атак с воздуха гидросамолетами М9 не стоило - эти самолеты могли применить бомбы не более 15 кг весом. Зато после появления в море АГ-23 командир отряда капитан 1 ранга Собецкий приказал 13 сентября 1920 года всем кораблям отойти на мелководье к Тендровской косе. Ночью стоянку охраняли два катера, а крейсер произвел учебную стрельбу ныряющими снарядами. Белогвардейский линкор к Очакову больше не выходил, а 7 октября корабли совсем ушли от Тендры.
28 октября началось наступление на Крым, для единственной субмарины срочно затребовали трофейные английские торпеды. В период эвакуации врангелевцев лодка держалась в море с 13 по 18 ноября, но к тому времени все основные силы флота Врангеля успели проследовать к Босфору. В некоторых источниках говорится, что лодка обстреляла отставший парусник, но достоверность этого события не ясна. Кстати, первыми из эвакуировавшихся кораблей уходили подлодки, группу вел капитан 2 ранга Монастырев. Так во французской базе в Бизерте вскоре закончилась карьера АГ-22.
Тем временем, подводная лодка АГ-23 или «Товарищ Троцкий» (или "АГ-23 имени товарища Троцкого") выполняла боевые задачи, выходя к Крыму и Кавказу до февраля 1921 года, и 27 февраля около берегов Кавказа даже атаковала безуспешно французский миноносец. И все таки открытая война на Черном море в тот период уже закончилась, но так как опасность ее сохранялась, строительство других "американских" подводных лодок шло не снижая темпа...
Продолжение следует.
Источники: Кузнецов, Л. Подводные лодки типа "АГ"/Л.А.Кузнецов// Гангут, № 119. - 2020. - С.3-34; Костириченко, В. Подводные лодки типа "АГ" на Черном море /В.В.Костриченко, А.Ю.Царьков// Морская кампания, № 4(25) - 2009.- 64 с.; Боженко, П. Участие подводных лодок типа "АГ" в Великой Отечественной войне/ П.В.Боженко// Тайны подводной войны, № 2 - 1996. - С.16-28.; материалы сети Интернет.