Многие из вас с удовольствием смотрели фильмы "Кортик" (1973г.) и "Бронзовая птица" (1974г.), "Последнее лето детства" (1974г.) по произведениям А.Рыбакова. Более старшее поколение с удовольствием смотрело фильм "Кортик" 1954 года.
И множество взрослых и детей читало повести Рыбакова "Кортик" (1948г.), "Бронзовая птица", "Выстрел". Приключенческие истории с участием Миши Полякова, Генки Петрова, Славы и других московских пионеров 20-х годов пришлись по нраву советским читателям и телезрителям.
И автор тоже с удовольствием смотрел эти фильмы и читал эти книги. И всё время его не покидало чувство, что придумать эти истории невозможно и должна иметься реальная основа для них. И спустя много лет решил разобраться в этом.
Атмосфера всех этих приключенческих историй взята из жизни самого Анатолия Рыбакова (а точнее, Анатолия Наумовича Аронова, Рыбаков это его творческий псевдоним, фамилия матери).
История "Кортика" начинается в вымышленном городе Ревске, в годы Гражданской войны, где Миша Поляков знакомится с бывшим матросом флота русского императорского величества, а ныне комиссаром Сергеем Полевым, который передал мальчику на хранение старинный кортик и рассказал историю его приобретения.
Город Ревск подозрительно похож на город Сновск (Черниговская область), в котором будущий писатель провел свое раннее детство, а в 1921 году мать привезла туда мальчика из голодной Москвы на каникулы.
Семья Ароновых попала в Москву в 1919 году. Детство Анатолия прошло на Арбате (как и у Миши Полякова). Анатолий так описывал свои впечатления:
"Мы приехали в Москву осенью тысяча девятьсот девятнадцатого года. Переезд (на телеге) с Брянского вокзала (теперь он называется Киевский) показался мне длинным, хотя расстояние до Арбата небольшое. Первое мое впечатление о Москве — мотоцикл с коляской. Мотоциклы я раньше видел, но с коляской — никогда. Я решил, что это детский автомобиль, и испытал восторг, который испытывает ребенок, впервые увидевший пони — маленькую, но живую лошадку.
Поселились на Арбате в доме номер 51, он существует и сейчас. Три восьмиэтажных корпуса тесно стоят один за другим, низкие арочные проезды соединяют два глубоких темных двора, прикрытых квадратами серого московского неба".
А чуть позже в жизни будущего писателя появился и настоящий старинный морской кортик. Его, по словам Рыбакова (Аронова), подарил ему на улице совершенно незнакомый матрос.
В рукояти кортика, конечно, не было никакого потайного шифра. Но мальчик им дорожил и берёг, как реликвию, домысливая его историю. Учился Анатолий в Московской опытно-показательной школе-коммуне, и опять же, жизнь коммунаров он позже воссоздал в своих произведениях.
Кортик этот долгое время хранился у Анатолия Аронова, но в ноябре 1934 года пропал. Личное оружие морского офицера было изъято оперативниками ОГПУ при обыске в квартире Ароновых, а сам Анатолий арестован и Особым совещанием коллегии ОГПУ осуждён за контрреволюционную агитацию и пропаганду по статье 58-п.10.
Причиной ареста и последующего суда над студентом Московского института инженеров транспорта стал спор Аронова с однокурсниками по поводу троцкизма и личности Троцкого. Принципиальный спор этот имел печальные последствия. Анатолий Аронов был исключён из комсомола. Потом арест, следственный изолятор, суд и приговор: три года ссылки без права проживания в городах с паспортным режимом.
В Москву Анатолий вернется лишь в 1946 году, после войны. С 1941 года по 1946 год — служба в рядах РККА. Прошел боевой путь от обороны Москвы до штурма Берлина, был награжден орденами и боевыми медалями. Призывался рядовым, войну закончил инженер-майором и начальником автослужбы 4-го гвардейского стрелкового корпуса.
За отличие в боях, по инициативе генерал-лейтенанта В.А. Глазунова, военным трибуналом ГСВГ инженер-майор Аронов был признан не имеющим судимости (что позволило офицеру вернуться в Москву, приехал с шиком, на на трофейном автомобиле "Опель Капитан"). В 1960 году был полностью реабилитирован.
В Москве жил на небольшую пенсию инвалида войны. Кортик, конечно, бесследно пропал. Но сама история с кортиком не оставляла Аронова и он, сняв небольшой домик в Кузьминках, обложился бумагой и стал писать повесть, которая была напечатана осенью 1948 года в издательстве "Детгиз". Благодаря этому, мы и знакомы с трилогией про Мишу Полякова и с другими произведениями Рыбакова.
Несмотря на то, что после распада СССР Рыбаков проживал в Нью-Йорке, где и умер в декабре 1998 года, последняя мечта писателя была — вернуться в Россию. И она была исполнена, 6 января 1999 года Анатолия Наумовича похоронили на Новокунцевском кладбище.