Сегодня я решил немного порассуждать о самом простом как многим кажется – о беге. Ему как я заметил, последние несколько десятилетий, наши футбольные тренеры и приезжающие их коллеги из-за рубежа на заработки все меньше и меньше уделяют внимания и тем самым всё дальше и дальше отдаляют российские клубы не только от топовых, но и средненьких по мастерству команд Западной Европы.
Исчезли практикуемые в советские времена длительные и темповые кроссы, многочисленные отрезки до трех километров, десятки раз повторяемые спринтерские ускорения, иными словами, сегодня такой «ерундистикой» не занимается никто. Складывается впечатление, что когда наставники выводят подопечных на игру, то она для них выглядит как зевотное перекатывание мяча и прицельные удары по воротам. А то что надо догонять и убегать от соперника с мячом, мгновенно открываться и прессинговать, и при этом еще не уставать, и сохранять не закислившиеся мозги, то по их разумению, достаточно того, что парни на тренировках перешагивают излюбленные ясельные препятствия, осваивают лесенки, старушечьи подскоки, заячьи прыжки, хождения боком и еще вороха всякого мусора, а по-другому эту рефлексию нельзя назвать, чтобы быть готовым к победе. (Что это за такие «мудреные и сверхэффективные» причуды, читайте в предыдущих статьях).
Ну а если вдруг соперник оказывается по строптивее, по ретивее и по удачливее, то для этого всегда есть заготовленные речи: что не наш день, что не повезло, что создали много моментов, но подвела точность ударов, что нападающий получил травму, что кто-то выпал и не вписался в игру, что помешал судья, не назначив пенальти и еще много словесной шелухи, зачастую не имеющей никакого отношения к событиям на поле. И всегда заканчивают одними и теми же выражениями: будем над этим работать. Можно подумать, что до этого они валяли ваньку.
Только вот правда жизни выглядит по-иному, не так как в интервью. За те полтора часа нахождения на поле, чтобы рассчитывать на положительный итог, надо все-таки, наверное, быть хоть немного, но по шустрее своего противника. Иными словами, если уж не опережать его в движении, то по крайней мере ему не уступать. Тут и возникает вопрос, а достаточно ли пороху в пороховницах? На тренировках такой элемент бега не отрабатывается совсем. Вернее, он как бы есть, но для профессиональных спецов по бегу – его нет. То, что для наставников пробегание ста метров за 25 секунд является нормой, то даже для учителя физкультуры такой результат не мальчиков, а девочек есть ни что иное как халтура. Он такой халтурой и останется, даже если игроки повторят его не менее чем сотню раз. Это не тот бархатный темп и не та скорость, чтобы потом на поле удивить соперника.
Если заглянуть за факты, то игроки зарубежных клубов, за матч суммарно совершают свыше полутысячи рывков и ускорений различной интенсивности и длинны, что в среднем на каждого «брата» выпадает по пятьдесят раз. Естественно напрашивается вывод, если столько раз приходится на себе рвать футболку, то, наверное, к этому надо готовится и выполнять за тренировку хотя бы сходное количество действий, ну и бежать никак не медленнее. В этом случае во время игры, не возникнет никаких проблем ни с усталостью, ни с потерей концентрации и внимания.
Но есть ли у нас такие отчаявшиеся новаторы, задумывающиеся над этими цифрами и предложившие своим игрокам пусть не каждый день, но пару раз в неделю: воплотить в жизнь всего-то пару серий ускорений с высокого старта метров на сорок десять раз через минуту отдыха с максимальной скоростью и строим соблюдением техники исполнения и пятью минутами трусцы между сериями? Ну а если постепенно довести до четырех-пяти серий?
Заговорят ли тогда телевизионные комментаторы во время матча, когда футболист пробегает за мячом или с мячом примерно такое же расстояние, что этот рывок ему дался нелегко и заметно как он задыхается и сильно устал, поэтому возвращается едва переступая ногами. Ответ очевиден.
Вот только что сейчас посмотрел видеоролик сборной команды, прилетевшей во Вьетнам и праздно прогуливающуюся на футбольном поле. Назвать увиденное как по-другому нельзя. То, что игроки в излюбленной позе, согнувшись и скрючившись лениво перекатывают и перепасовывают мяч еще как-то с кривя физиономию, находится объяснение, но когда они толпой пытаются стремглав броситься вперед на двадцать метров со скоростью улитки, да еще пару раз, то вердикт такой мысли только один, - российскому футболу - хана.
И ведь у всего тренерского штаба, а он совсем не маленький ни в одной извилине не возникает вопрос. Как так выходит, что удары по воротам могут отрабатывать целый час, бить как из штрафной, так и далеко за её пределами. Но чтобы выделить полчаса времени для отработки рывков на пределе сил и возможностей для развития скоростных качеств не находится и пяти минут.
А так называемые потуги в виде неторопливых метаний туда-сюда на пару десятков метров не в счет. Не приходит же в голову отработка прицельных ударов по воротам с двух-трех метров. Но бег оказывается можно шлифовать и на десятиметровой дистанции. Какое-то несварение варится. Игрок за девяносто минут может коснуться мяча раз десять, а ударить по воротам и того меньше, один-два раза. Зато колотить по нему бутсами ему не лень целый день. Только вот чтобы оставаться если так выразиться на поле «в деле», следует быть готовым к тому, что придется полсотни раз лихо отработать ногами, а их как оказывается этому никто не учит. Ну и где тут логика?
Подписывайтесь, углубляйтесь, ставьте лайки и будете в курсе «футбольных чудес», не замерзающих никогда. (Об этом я пишу на канале Дзена, читайте тут опубликованные короткие эссе и округляйте глаза!)