Свои посещения антикварных магазинов я назвал бы Антикварные сны, – у меня перед глазами какие-то незнакомые лица в непривычной одежде, дворцы и замки, конные экипажи и ретро-автомобили. И все как в сладком тумане.
Антикварные сны
Вхожу в антикварную лавку, как в крохотный театр марионеток, – главное здесь, избавление от ощущения, что ты еще один экспонат, ...только пока живой. Я смог перебороть себя, когда увидел, что помещение прямо таки напоминает театр. Подмостки, бенуар, партер – заставлены немыми (за исключением колокольчика, радиолы и баяна) предметами более упорядоченно. Каждый предмет – герой пьесы и готов заинтересовать покупателя и пьесой и собой. Это потрясающе уловил один чешский художник. Его имя Эрнст Черноцкий. Он жил и творил в начале 20 века. Присутствие изысканной посуды, украшений, тканей, игра света и теней, – и ты наблюдаешь сцену благоденствия и безмолвного разговора.
Акт первый. Герои и антигерои
Поднимем список ценностей.
1. Антикварные часы: Например, карманные часы XIX века с сложным механизмом и красивым декором.
2. Старинные карты: Карты мира или конкретных регионов, выполненные в старинной технике, часто с декоративными элементами.
3. Древние книги: Редкие издания с кожаными переплетами, иллюстрациями ручной работы и автографами авторов.
4. Китайская фарфоровая посуда: Например, древние вазы с характерными китайскими рисунками.
5. Редкие монеты из разных эпох и стран, имеющие историческую ценность.
6. Оригинальные картины: Работы известных художников прошлого или необычные картины, выполненные в редких техниках.
7. Старинные музыкальные инструменты: Например, скрипки, пианино или граммофоны с уникальными конструкциями и историей.
8. Антикварные мебельные изделия: Изделия из различных эпох, такие как кресла, столы или комоды, выполненные в уникальном стиле.
9. Камеи и медальоны: Резные украшения, часто с изображением профилей и сцен из древнегреческой или римской мифологии.
10. Старинные игрушки: Игрушки, выполненные вручную, часто из дерева или металла, которые отражают стиль прошлого времени.
11. Этнографические артефакты: Предметы, отражающие культуру и быт различных народов, например, маски или амулеты.
12. Антикварные оптические приборы: Телескопы, микроскопы или старинные фотографии, демонстрирующие развитие науки и техники.
13. Стеклянные изделия: Вазы, стаканы и бутылки, выполненные в уникальных техниках, таких как Венецианское стекло или Мурано.
14. Костюмы и аксессуары: Одеяния, шляпы, перчатки и обувь, которые отражают модные тенденции прошлых столетий.
15. Керамика: Ручная работа, в том числе древнегреческая, римская или мексиканская керамика.
16. Антикварные фотокамеры: Камеры и фотоплёнки, которые использовались в ранние годы фотографии.
17. Ретро-рекламные плакаты: Плакаты и рекламные объявления, выполненные в стиле ар-деко или модерн.
18. Оружие и доспехи: Исторические мечи, сабли, ружья или доспехи, имеющие свою уникальную историю.
19. Антикварные зеркала в роскошных рамах, часто с резьбой или декоративными элементами.
20. Старинные чернильницы, перьевые ручки и печати, которые часто имеют сложный и красивый дизайн.
Герои на столах и под столами – антигерои, которым нечего ловить, на свалку их выбросить жалко и они вынуждены прозябать без всякой надежды. Соседями на прилавках, стендах и шкафах становятся вещи, которые прежде никогда нигде не сталкивались.
В магазине торгуют человеческими судьбами. Каждая вещица пришла по беде, по нужде, ибо человек, который ее принес, сильно нуждался, в деньгах, алкоголе, да просто в спасении, и принес ее, но это его не спасло, беда поселилась в его доме. Но он, как участник каких-нибудь "Голодных игр", надеется сдать вещь на комиссию, и спастись, глядя на крохи денег в разжатой ладони с нестриженными ногтями.
Но вот Акт второй. Неудачник-продавец
Продавец оглядывает свои владения. Ему невдомек, что в этом театре ему отведена роль простака, ибо ассортимент широк и если он не дурак, то не везде вставляет свои пять копеек. Тем более между вещами мистическая связь, иначе в антиквариате не бывает. И если он дважды не дурак, то давно заметил, давненько заметил, что за тем, что называется товаром, стоят судьбы владельцев статуэток, монет и картин, и чаще трагичные. Невидимая рука Бога или Дьявола каким-то иезуитским образом свела всю их жизнь, все радости, горести, надежды, желания и разочарования к какому-нибудь самовару, который из дома, где он чайком согревал домочадцев, попал в этот дом престарелых. Кто-то заберет его и возьмется за ним ухаживать? Между тем продавец приуныл – его никогда не устроит динамика покупок, он никогда не поймет, что это не семечки. Он всегда надеется, что девять шагов налево от входа или семь направо совершит скупщик старины, а не зевака, которому надо убить время до вечера. …Но этого не происходит, и у продавца кислая физиономия.
А следом Акт третий. Странный покупатель
Покупатель приходит в магазин покупать? Да нет же… Он приходит обмануться. Как строительной затиркой он должен замазать темные пятна смутного прошлого предмета, который ему нужен. Он должен доказать себе, что вещь не связана с нуждой или бедой, которая привела сюда владельца вещи. Можно выбрать любую судьбу. Коллекционеры к этому привыкли. Они маньяки вещей. Странно это выглядит – берут в руки искомую вещицу, нервничают (давно искали, а тут вот она, такая желанная, но оказывается, она не такая уж особенная, раз лежит в этом задрипанном магазинчике).
Наконец, Акт четвертый. Пробуждение
Вещь просыпается в квартире покупателя. Ее разворачивают, ставят на полку и ей становится грустно, ведь она больше не будет приковывать взгляды покупателей, они не возьмут ее в руки и не будут восторгаться.
После театра она в тюрьме. К ней не сходишь на свидание. Заключение без суда и следствия, с недоказанной виной, ...и все, что ей остается, это тихо плакать и утерев платком глаза, смотреть свои антикварные сны.