5 сентября 2014 года, ровно 10 лет назад, был подписан первый документ знаменитых Минских соглашений – протокол Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Донбассе. Группа состояла из представителей России, Украины и ОБСЕ. Протокол подписали Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ на Украине Михаил Зурабов, бывший Президент Украины Леонид Кучма, который имел мандат от руководства страны, а со стороны ОБСЕ — швейцарский дипломат Хайди Тальявини. Также свои подписи поставили главы ЛНР и ДНР Игорь Плотницкий и Александр Захарченко. Стоит обратить внимание на последний факт: если бы и международная организация, и западный сосед России не осознавали весомость как политической, так и военной силы новых государственных образований, разве были бы они допущены до подписания важного документа? Ни в коем случае. Зачем же западные политики делали вид, что этого не было? Буквально через две недели, 19 сентября, был подписан меморандум, закрепляющий первоначальный документ.
Главными обязательствами сторон по первым Минским соглашением было прекращение огня, отвод вооруженных формирований от линии соприкосновения, запрещение наличия в буферной зоне тяжелого вооружения (артиллерийские системы и РЗСО должны были быть отведены на 70 км), обмен пленных по принципу «всех на всех», а также амнистия участников столкновений. Следить за исполнением поручалось наблюдателям ОБСЕ.
Именно Украина запросила мира в срочном порядке: вооруженные силы ДНР при поддержке добровольческих отрядов в августе провели широкомасштабное контрнаступление на юге Донецкой области, освободив большие территории региона и контролируя важные с военной точки зрения узлы и точки. Более того, под Иловайском подразделения ВСУ потерпели сокрушительное поражение. Так что со стороны России переговоры, а затем и подписание документов было актом доброй воли, стремлением прекратить кровопролитные сражения.
Между тем, украинская сторона восприняла Минские соглашения как моральную победу и повод начать атаки на позиции защитников Донбасса. При этом, когда их встретили огнем, это вызвало чуть ли не вселенский вопль о несправедливости: создавалось впечатление, что Украина была уверена, что соглашение должна выполнять исключительно другая сторона. В итоге практически все положения первых Минских соглашений не выполнялись. Это привело к единственно возможному решению – поднять планку международных договоров на максимальную высоту и привлечь к решению вопроса руководителей ведущих государств Европы.
11 - 12 февраля 2015 года в Минске, во Дворце независимости, состоялась третья встреча лидеров России, Франции, Германии и Украины в рамках так называемой «нормандской четверки» (всего таких встреч прошло пять. и история их проведения достойна отдельной статьи). Переговоры глав государств шли 16 часов: они велись параллельно с заседанием контактной группы по Украине, в котором также принимали участие представители Донецкой и Луганской народных республик. Стороны подписали Комплекс мер по выполнению Минских соглашений из 13 пунктов, предусматривающий, в частности, полное прекращение огня и отвод тяжелой техники с линии соприкосновения конфликтующих сторон. Владимир Путин, Ангела Меркель, Франсуа Олланд и Петр Порошенко также приняли декларацию в поддержку процесса урегулирования. Кроме того, лидеры «четверки» договорились о создании контрольного механизма в нормандском формате, который будет проводить встречи с регулярной периодичностью, как правило, на уровне старших должностных лиц, представляющих министерства иностранных дел.
Эти документы были подписаны на фоне успешных военных операций добровольческих соединений Донбасса. Самый яркий пример – освобождение Дебальцево.
Конечно, сейчас можно сказать, что документ не сработал, что события, которые произошли потом и которые развиваются сегодня, оставляют эти соглашения далеко за скобками истории. Однако, думается, напротив: в юбилей Минских соглашений можно и нужно говорить о том, как несоблюдение договоренностей, закулисная игра, откровенный обман, да и просто агрессия и терроризм привели к большому вооруженному конфликту и в конечном итоге вынудили Российскую Федерацию решиться на защиту соотечественников и всего русского мира. Так что стоит еще раз вспомнить уроки истории.
Рассмотрим некоторые аспекты соглашений и причины, почему они не были выполнены. Один из главных вопросов: Украина должна была узаконить особый статус Донецкой и Луганских областей с проведением местных выборов по самоопределению по системе и при контроле ОБСЕ и с учетом позиции тогдашней властей регионов. Понятно, что Киев пойти на такой шаг не мог. Формально Рада проголосовала за это, однако увязала с целым рядом неисполнимых решений, таких как, скажем, полное восстановления контроля над границей. Понятно, что на это не могли пойти ни власти республик, ни Москва: фактически это означало бы оккупацию всего Донбасса со всеми вытекающими последствиями. Говорить же о выполнении такого пункта как внесение в Конституцию страны понятия децентрализации с учетом особенностей «отдельных районов Донецкой и Луганской областей» вообще не приходится.
Саботировал Киев и требование о разоружении всех вооруженных незаконных формирований и выводе наемников. Националистические батальоны не были расформированы, их просто включили в состав ВСУ, и они продолжили участвовать в боевых действиях на Донбассе.
Остановили ли Минские соглашения на месяц, неделю или хотя бы день обстрелы войсками ВСУ городов и сел Донбасса? Нет, ежедневно погибали мирные жители. И днем, и ночью дончанам приходилось укрываться в убежищах, не могли нормально работать учреждения, больницы, школы, детские сады. Оставил ли Киев попытки насильно, вооруженным путем занять села и города Донбасса? Нет. Отвел ли соединения, а также тяжелую технику от линии столкновения? Тоже нет. При этом Киев постоянно препятствовал мониторингу ОБСЕ, закрывая наблюдателям (зачастую и без того чрезмерно лояльным к киевскому режиму) доступ к ряду районов.
Более того, украинское руководство установило полную транспортную, экономическую, продовольственную и социальную блокаду ДНР и ЛНР, гуманитарная ситуация в которых постоянно ухудшалась – при том, что установление экономических связей республик с другими регионами Украины соглашениями предусматривалось.
Собственно, из всей повестки был выполнен только один пункт: после долгих переговоров удалось добиться обмена насильно удерживаемых лиц (по факту, пленных). И то, это было сделано с нарушениями. В соглашении было также указано, что освобождению подлежат и лица, выступившие против переворота. Здесь Киев сделал вид, что он этого не знал. Но понятно, что делать это он не собирался.
Почему же и украинские власти, и их западные союзники так настаивали на подписании мирных соглашений? Подлинная сущность всех усилий коалиции открылась не так давно. Причем, признания сделали сами участники «мирного» процесса, главы Германии и Франции Ангела Меркель и Франсуа Олланд – правда, к моменту признания, получившие к своим высшим должностям приставку «экс». 7 декабря 2022 года в издании Die Zeit появились следующие слова Ангелы Меркель:
«Минское соглашение 2014 года было попыткой дать Украине время. Она также использовала это время, чтобы стать сильнее, как можно видеть сегодня. Украина 2014-2015 годов - это не современная Украина».
Несколько дней спустя в своем Телеграм-канале с утверждением экс-канцлера согласился Франсуа Олланд: «Это заслуга Минских соглашений, что Киев получил возможность создать обученную и оснащенную армию». Подтверждение этого факта экс-президентом Украины Петром Порошенко не заставило себя ждать.
Президент России Владимир Путин заявил тогда, что был разочарован словами Меркель. По его словам, Москва рассчитывала на искренность западных участников, а «оказывается, все эти Минские соглашения никто не собирался исполнять». По мнению Путина, слова экс-канцлера свидетельствовали о том, что Россия была права, начав спецоперацию. Он отметил, что договоренности «были убиты» еще до признания народных республик из-за нежелания киевских властей выполнять их.
В интервью американскому журналисту Такеру Карлсону 6 февраля 2024 года Президент России Владимир Путин указал, что Россия всегда готова была исполнять Минские соглашения и рассчитывала, что при их реализации Донбасс мог возвратиться в рамки украинской государственности. Но никто, по его словам, этого не хотел.
«Все хотели только с помощью военной силы решить вопрос, - отметил президент. - Но этого мы не могли позволить».
В итоге на Украине начали подготовку к военным действиям.
«Войну начали они в 2014 году. Наша цель - прекратить эту войну», - заключил российский президент.
О прекращении действий Минских соглашений Владимир Путин объявил 22 февраля 2022 года.
Годовщина заключения Минских соглашений – это хороший повод напомнить, какой исторический шанс для мирного урегулирования ситуации на Донбассе был упущен киевским режимом и его спонсорами и к чему привела их агрессивная политика. Впрочем, собирались ли они вообще когда-либо воспользоваться этим шансом – вопрос риторический…